Непонятные изменения веса веществ при горении, как
выяснилось, связаны с появлением или исчезновением газов во время
горения. Хотя существование газов было установлено очень давно и еще за
век до Ван Гельмонта (см. гл. 1) началось медленное накопление знаний о
газах, даже во времена Шталя химики, принимая сам факт существования
газов, фактически не обращали на них никакого внимания. Размышляя над
причинами изменения веса веществ в процессе горения, исследователи
принимали в расчет только твердые тела и жидкости. Понятно, что зола
легче дерева, так как при горении дерева выделяются пары. Но что это за
пары, никто из химиков сказать не мог. Ржавый металл тяжелее исходного
металла. Может быть, при ржавлении металл получает что-то из воздуха?
Ответа не было.
Чтобы ответить на этот и подобные вопросы, химики
должны были начать систематическое изучение газов, должны были научиться
работать со столь трудно уловимыми веществами.
Важный шаг в этом направлении в начале XVIII в.
сделал английский ботаник и химик Стивен Гейлс (1677—1761). Он изобрел
прибор для собирания газов над водой. Этот прибор известен нам под
названием «пневматической ванны». Пары, образующиеся в результате
химической реакции, Гейлс отводил через трубку в сосуде водой, опущенный
вверх дном в ванну с водой. Пузырьки газа поднимались в верхнюю часть
сосуда и вытесняли оттуда воду. Таким образом Гейлс собирал газ или
газы, образующиеся в результате реакции. Сам Гейлс не идентифицировал
собранные газы и не изучал их свойств, однако сконструированный им
прибор для собирания газов сыграл важную роль в развитии пневматической
химии.
Другой важный шаг был сделан шотландским химиком
Джозефом Блэком (1728—1799). Диссертация, которая принесла ему степень
магистра медицины в 1754 г., была связана с химической проблемой и
непосредственно касалась свойств газов, выделяющихся при действии кислот
на «мягкие» (углекислые) щелочи. (Во времена Блэка химия и медицина
были тесно взаимосвязаны.) Блэк установил, что известковый минерал
(карбонат кальция) при нагревании разлагается с выделением газа и
образует известь (оксид кальция). Выделяющийся газ можно было вновь
соединить с оксидом кальция и вновь получить карбонат кальция. Этот газ
(диоксид углерода) был идентичен открытому Ван Гельмонтом «лесному газу»
(см. гл. 3), но Блэк назвал его «связанным воздухом», так как этот газ
можно было связать и вновь получить твердую субстанцию.
Открытие Блэка было важным по ряду причин. Во-первых,
он показал, что углекислый газ может образовываться при нагревании
минерала подобно тому, как этот газ образуется при горении дерева. Таким
образом была установлена очевидная взаимосвязь между живой и неживой
природой.
Кроме того, Блэк показал, что газообразные вещества
не только выделяются твердыми телами или жидкостями, но могут активно с
ними соединяться, вступать в химические реакции. Это открытие сделало
газы менее загадочными. Теперь на них стали смотреть как на обычные
вещества, несколько отличающиеся по свойствам (по крайней мере
химическим) от более знакомых твердых и жидких веществ.
Далее Блэк показал, что если оксид кальция оставить
на воздухе, то он медленно превращается в карбонат кальция. Исходя из
этого, Блэк заключил (правильно!), что в атмосфере присутствует
небольшое количество углекислого газа. Это было первое четкое указание
на то, что воздух не простое вещество и, следовательно, вопреки
представлениям древних греков он не является элементом в определении
Бойля, а представляет собой смесь по крайней мере двух различных
веществ: обычного воздуха и углекислого газа. Изучая влияние нагревания
на примере карбоната кальция, Блэк установил, как меняется вес вещества
при нагревании. Он также определил, какое количество карбоната кальция
нейтрализует заданное количество кислоты. Таким образом, Блэк изучал
химические реакции, используя метод количественного измерения. Этот
метод был развит и усовершенствован Лавуазье.
Изучая свойства углекислого газа, Блэк обнаружил, что
свеча в нем не горит. Свеча, горящая в закрытом сосуде с обычным
воздухом, в конце концов гаснет, и оставшийся воздух уже не поддерживает
горения. Такое явление, конечно же, не казалось беспричинным, поскольку
было известно, что при горении свечи образуется углекислый газ. Но
когда Блэк абсорбировал углекислый газ, оставшийся воздух, который
заведомо не был углекислым газом, горение не поддерживал.
Блэк предложил изучить эту проблему одному из своих
учеников — шотландскому химику Даниелю Резерфорду (1749—1819). Резерфорд
поставил следующий опыт: он держал мышь в ограниченном объеме воздуха
до тех пор, пока она не погибла. Затем в оставшемся воздухе он держал
горящую свечу, пока она не гасла. В оставшийся после всего этого воздух
он поместил горящий фосфор, который горел там очень недолго. Далее
Резерфорд пропустил воздух через раствор, способный абсорбировать
углекислый газ. В оставшемся в результате воздухе свеча не горела, а
мышь гибла.
Резерфорд сообщил об этом опыте в 1772 г. Поскольку и
Резерфорд, и Блэк были убежденными сторонниками теории флогистона, то,
объясняя результаты проведенных ими опытов, они пользовались
представлениями этой теории. Пока мыши дышали и пока свечи и фосфор
горели, флогистон выделялся и поступал в воздух вместе с образующимся
углекислым газом. Воздух, из которого удалили углекислый газ, содержал
так много флогистона, что был как бы «пропитан» им. Этот воздух больше
принять флогистона уже не мог, и поэтому ни свеча, ни фосфор в нем не
горели.
В связи с этим Резерфорд назвал выделенный им газ «флогистированным воздухом». Сегодня мы называем его азотом. |