Кроме шабрения прямолинейных плоскостей, слесарю часто приходится
выполнять работы по шабрению криволинейных поверхностей, в большинстве
случаев на вкладышах подшипников.
При изготовлении новых вкладышей или после их заливки баббитом
внутренние цилиндрические отверстия вкладышей растачивают на токарном
или расточном станке с припуском на шабрение 0,1 — 0,2 мм.
Для удаления рисок, а также высококачественной подгонки
внутренней цилиндрической поверхности по шейке вала вкладыши
обрабатывают трехгранным шабером.
Учебное задание 1 состоит в шабрении одинарного разъемного подшипника.
1. Шейку вала и вкладыш подшипника (подшипник должен быть разобран) тщательно вытирают чистой тряпкой.
2. На шейку вала с помощью тампона наносят тонкий равномерный слой краски.
3. Окрашенную шейку вала укладывают на нижний вкладыш подшипника, а сверху накладывают верхний вкладыш с крышкой.
4. Равномерно и поочередно крест-накрест подшипник затягивают гайками так, чтобы вал можно было провернуть с небольшим усилием.
5. Для окрашивания выступающих мест на поверхности вкладыша вал в
подшипнике вручную поворачивают вправо и влево на два-три оборота (рис.
211, а).
Рис. 211. Шабрение вкладыша подшипника:
а — нанесение краски на поверхность вкладыша; б — прием работы
6. Отвернув гайки, снимают крышку, вынимают вал и вкладыши.
7. Нижний вкладыш зажимают в тисках с алюминиевыми или медными нагубниками и располагают его окрашенной поверхностью вверх.
8. Перемещая режущую кромку шабера по поверхности вкладыша вправо
и влево (рис. 211, б), средней частью режущей кромки шабера шабрят
места, покрытые краской, с косым направлением штрихов.
9. Верхний вкладыш пришабривают так же, как и нижний, до тех пор, пока большая часть поверхности нижнего вкладыша не окрасится.
10. Шабрение чередуют с нанесением краски до равномерного
покрытия поверхности вкладыша пятнами на площади не менее 2/3
поверхности вкладыша, расположенного в нижней части.
11. Шейку вала и обработанную поверхность вкладыша протирают тряпкой, смоченной в керосине.
Шейку вала и вкладыш смазывают машинным маслом и производят
окончательную сборку подшипника. Вращают вал, проверяя работу подшипника
(вал должен вращаться с небольшим трением).
Учебное задание 2 состоит в шабрении подшипников с двойной опорой
(рис. 212). Шабрение выполняется в той же последовательности, что в
учебном задании 1, но с некоторыми дополнениями.
Рис. 212. Вал с двойной опорой подшипников
Окрашивают обе шейки вала, помещают его во вкладыши, переносят
краску на нижние вкладыши подшипников. Шабрят нижние, а затем верхние
поверхности вкладышей до равномерного расположения пятен на большей
части поверхности вкладышей. Шабрение заканчивают, когда пятна будут
располагаться на большей части поверхности нижних и верхних вкладышей.
Далее собирают подшипники и регулируют их прокладками, чтобы вращение
вала от руки осуществлялось с небольшим трением.
Проверка качества шабрения производится: по равномерному покрытию
поверхности вкладышей пятнами краски на площади не менее 2/3 их
поверхности; на отсутствие царапин, вмятин и глубоких следов шабера на
обработанной поверхности; на равномерное трение при вращении вала в
подшипнике при надежной затяжке подшипника гайками.
|