Кроме притирки деталей с помощью притиров, находит применение
притирка сопрягаемых поверхностей деталей непосредственно одна к другой.
К таким работам относится притирка различных кранов, клапанов, где
требуется плотная пригонка конусных поверхностей.
Конические поверхности крана (пробка и гнездо) предварительно
обрабатывают на токарном станке, после чего их подвергают притирке.
Притирку латунной пробки крана выполняют в следующей последовательности.
1. Притираемые поверхности очищают от пыли, грязи и насухо вытирают.
2. Корпус крана зажимают в тисках большим конусным отверстием вверх.
3. На конусную поверхность пробки наносят ровный слой пасты ГОИ (среднюю), разведенной в керосине.
4. Пробку вставляют в коническое гнездо, а на квадрат оси пробки надевают вороток.
5. Воротку с пробкой сообщают возвратно-круговое движение с
осевым нажимом (рис. 248). При этом после полуоборота в одну сторону
пробку приподнимают, затем опускают и с легким нажимом поворачивают на
пол-оборота в другую сторону.
Рис. 248. Прием притирки конической пробки крана втулки
6. Сделав восемь—десять таких движений, пробку вынимают из
корпуса крана, насухо вытирают все притираемые поверхности и проверяют
качество притирки.
7. На поверхность пробки вторично наносят ровный слой пасты, повторяют приемы притирки.
8. Притирку чередуют с нанесением пасты до получения сплошной
чистой матовой поверхности как на пробке, так и в коническом отверстии.
9. После окончания притирки пробку вынимают, промывают все поверхности в керосине и насухо протирают.
Качество притирки определяется плотностью соприкосновения конусных поверхностей пробки и отверстия. Для этого:
1. На поверхности пробки по образующей проводят черту карандашом.
2. Пробку с чертой вставляют в конусное отверстие и с легким
нажимом проворачивают пробку на один-два полных оборота. Если черта
стерлась по всей длине равномерно, то плоскости притерты правильно.
|