Рабочие движения и балансировка при работе напильником. Опиливанием
называется операция по обработке металлов и других материалов по снятию
небольших слоев металла (материала) напильниками или на опиловочных
станках. Чтобы правильно опиливать, необходимо правильно производить
нажим и передвигать напильник.
Рис. 96. Постановка корпуса н положение ступней ног при опиливании
1. Высоту положения тисков выбирают по росту работающего так,
чтобы при наложении локтевой части руки на губки тисков между локтевой и
плечевой частями руки образовывался угол 90° (рис. 96). Если высота
тисков не соответствует росту работающего, ее регулируют сцециальными
подставками или поднимают верстак с тисками.
Перед началом работы напильник должен находиться с правой стороны тисков рукояткой к работающему.
2. Верхняя кромка бруска, зажатого в тисках, должна находиться на
высоте 5—10 мм над их рабочей поверхностью. Губки тисков следует
зажимать только усилием рук.
3. Перед тисками надо стоять прямо и устойчиво вполоборота к ним
(под углом 45°). Левую ногу необходимо установить около верстака, а
правую отодвинуть назад и вправо примерно на расстояние 250 мм, чтобы
угол между средними линиями ступней составил 60°.
Рис. 97. Положение кисти правой руки на рукоятке напильника
4. Захват рукоятки напильника правой рукой осуществляют в два
приема: кисть правой руки располагают так, чтобы овальная головка
рукоятки упиралась в мякоть ладони (рис. 97, а); большой палец
накладывают вдоль оси рукоятки, а остальными пальцами обхватывают
рукоятку, прижимая ее к ладони (рис. 97, б).
Рис. 98. Положение левой руки на напильнике
Рис. 99. Тренировочные упражнения по развитию навыка в работе напильником
Левую руку накладывают поперек напильника на расстоянии 20—30 мм от его конца (рис. 99, а, б).
5. Напильник помещают на деревянный брусок и принимают рабочее
положение, при котором локтевая часть левой руки должна принять
положение, близкое к горизонтальному.
Отработка рабочих движений и балансировки при работе напильником
состоит из двух учебных заданий, выполняемых обучающимися для усвоения
координации движения и получения первичного навыка в балансировке
напильником.
Учебное задание 1 по опиливанию двух стальных пластин,
установленных на расстоянии 80 мм друг от друга, состоит в освоении
приемов правильного балансирования напильником и соблюдении ритма
движений (рис. 99).
1. На двух стальных пластинках наносятся (по длине) риски на расстоянии 6 мм от кромки.
2. Две стальные пластинки (на расстоянии 80 мм друг от друга) и
деревянную прокладку зажимают в тисках; края пластин выступают над
уровнем губок тисков на 5 мм.
3. Принимают рабочее положение, напильник берут правой рукой за
рукоятку, накладывают его на ребра стальных пластин, а левую руку
помещают на напильнике.
4. По узким граням двух стальных пластин выполняют движения драчевым изношенным напильником в горизонтальной плоскости пластин.
Движение напильником осуществляется при согласованных действиях
обеих рук. Усилие в горизонтальном направлении (вдоль напильника)
необходимо для создания его движения при рабочем и холостом ходах, а в
вертикальном направлении — для нажима на обрабатываемую поверхность
только при рабочем ходе. При этом вертикальное усилие изменяется в
зависимости от положения напильника на обрабатываемой плоскости: при
среднем положении прикладывается наибольшее усилие и при крайних —
меньшее (стрелки-векторы на рис. 99, б). При работе напильником от себя
вес тела будет передаваться на левую ногу, а при движении напильника к
себе нагрузка переместится на правую ногу.
Учебное задание 2 по опиливанию двух стальных пластинок,
установленных на расстоянии 50 мм друг от друга (рис. 99, в),
выполняется в той же последовательности, как и первое, и предназначено
для приобретения навыков в балансировке напильником и при меньшей длине
опиливания.
Проверка правильности координации горизонтальных движений и
балансировки напильником определяется по высоте опиливаемых кромок. Если
слой металла снимается равномерно, то обе кромки будут иметь одинаковую
высоту. Если высота кромок неодинакова, значит при опиливании были
неправильно распределены усилия.
В начальный период обучения темп работы должен регулироваться и
составлять не более 50 двойных движений в минуту. Чтобы снизить
утомляемость обучающихся, следует чередовать работу (5 мин) с отдыхом
(2—3 мин).
|