А сейчас, вопреки познавательно-занимательному
направлению нашего повествования, мы просто не можем пройти мимо
загадочно-трагических, которые время от времени разыгрываются на просторах
Мирового океана и свидетельствуют о том, что с океанической стихией шутки
плохи.
Вы, наверное, помните, знаменитые Лермонтовские строки:
По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах,
корабль одинокий несется, несется на всех парусах. Не видно на нем капитана, не
слышно матросов на нем...
Поэт посвятил свое стихотворение иной теме - ссылке
Наполеона на остров Святой Елены. Но в отношении морских скитальцев,
своеобразных безмолвных призраков прошлого, время от времени встречающихся на
безбрежных океанских просторах до сих пор, он тоже по-своему прав.
Вы, конечно, догадались: речь пойдет именно о
кораблях-призраках, получивших название летучих голландцев - по имени одного из
подобных кораблей, которые, как говорят, "без руля и без ветрил"
внезапно появляются перед современными судами, а затем как бы растворяются в
океанской дымке.
Дело в том, что потерпевшее бедствие, оставленное
командой судно порой еще долго держится на плаву. Таким "голландцем"
в наше время может оказаться и современное крупнотоннажное судно.
Никто не может назвать число этих скитальцев. Иногда за
год отмечалось до трехсот встреч с ними. Остановимся лишь на некоторых,
наиболее запомнившихся.
Так, в полдень 4 декабря 1872 года с английского брига
"Дея Грация", в 600 милях к западу от Гибралтара было замечено
неизвестное судно, двигающееся под парусами в явно непредсказуемом и
неуправляемом режиме. Поднявшись на борт парусника, название которого, как
выяснилось, было "Мария Целеста", моряки с "Дея Грация"
убедились, что судном никто не управлял, лишь хлопали под ветром о мачты и реи
изодранные паруса. На столе капитанской каюты лежали карты и лоции, а также
вахтенный журнал, последняя запись в котором свидетельствовала, что судно
благополучно достигло почти той же точки, где его заметили с "Дея
Грации". Спасательной шлюпки на судне не было. Выяснилось также, что
отсутствовали и обязательные хронометр, секстант, а также таблицы склонений
солнца. Судовой компас валялся разбитым в углу каюты.
В ящике стола обнаружили значительную сумму денег и
женские украшения, а в соседней каюте - швейную машинку с недошитой детской
рубашкой. Значит на судне была женщина. В матросском кубрике царил порядок, все
койки были аккуратно застелены, все сундуки с нехитрым матросским скарбом целы,
а на столе лежали недокуренные трубки. Создавалось впечатление, что моряки совсем
недавно и ненадолго куда-то вышли. К тому же, на камбузе обнаружили большой
запас пресной воды, муки, солонины, картофеля, овощей и испеченный хлеб. В
трюме же увидели ровные ряды из 1700 деревянных бочек, полных спирта.
К сожалению, попытка взять парусник на буксир не удалась.
Причина, по которой команда "Марии Целесты" оставила судно, так и
осталась загадкой для ученых-океанологов. "Тайна этого судна никогда не
будет разгадана" - эти слова принадлежат выдающемуся писателю А. Конан-Дойлю,
неуемная фантазия которого родила знаменитого детектива Шерлока Холмса.
В сентябре 1894 года в Индийском океане команда немецкого
парохода "Пиккубен" увидела трехмачтовое парусное судно "Эбий
Эсс Харт". По неизвестным причинам все 38 членов экипажа судна оказались мертвыми.
В октябре 1902 года, через 17 дней после выхода из
мексиканского порта Мансанильо, загадочно исчезла вся команда судна
"Фрея". Также таинственно пропала вся команда пятимачтовой шхуны
"Керил Диринг", хотя груз и личные вещи моряков были на месте.
Единственным живым на борту оказался судовой кот.
В октябре 1913 года, у берегов Огненной земли, вблизи
Пунта-Аренас, с английского парохода "Джонсон" заметили дрейфующее
неизвестное парусное судно. Капитану показалось странным, что на его палубе
никого не было. Когда корабли сблизились, несколько человек команды, подплыв в
шлюпке к незнакомцу, взобрались на его палубу. На корме прочитали полустертые
слова: "Марлборо Глазго" - название судна и порт его приписки.
Судно производило впечатление оставленного. Паруса и
мачты покрылись зеленоватой плесенью, палуба прогнила до того, что на каждом
шагу можно было провалиться в трюм.
Оказалось, что экипаж не покинул "Марлборо". На
мостике и в каютах обнаружили 20 скелетов. Судовые документы отсырели,
вахтенный журнал был покрыт мхом, и записи в нем стали неразборчивыми, другие
бумаги были источены насекомыми. Груз в трюмах судна превратился в однородную
массу. Однако ни корпус судна, ни его такелаж не имели серьезных повреждений,
которые могли бы объяснить причину несчастья. Условия погоды не позволили взять
на буксир судно-призрак. Позже выяснилось, что злополучный корабль был построен
в 1876 году. 11 января 1890 года он вышел из Литтелтона (Новая Зеландия) в
Лондон с грузом шерсти и мороженого мяса. Экипаж состоял из 29 человек.
Командовал кораблем опытный капитан Дж. Хёрд. Последний раз этот парусник
видели 1 апреля в Тихом океане у берегов Огненной земли.
С момента исчезновения парусника до того дня, когда его
обнаружили, прошло более 23 лет. За это время никто не наткнулся на плавучее
кладбище, в которое превратился "Марлборо". Все оборудование, все
вещи были на своих местах. Скелеты находились там, где положено быть морякам на
движущемся паруснике. Все в своей одежде, вернее в том, что от нее осталось.
Казалось, люди были внезапно чем-то сражены. Что же могло произойти?
В феврале 1948 года английские и голландские радиостанции
засекли в районе Малаккского пролива сигнал бедствия с парохода "Уранг
Медан". После многократного "SOS" последовало: "Погибли все
офицеры и капитан... Возможно в живых остался я один..." Затем
неразборчивая серия точек и тире, а потом отчетливое: "Я умираю" и
эфир умолк. Поднявшиеся на борт терпящего бедствие судна спасатели были
потрясены - на борту не оказалось ни одного живого человека. Капитан лежал на
ходовом мостике, офицеры - в штурманской и рулевой рубках, трупы матросов
виднелись по всему пароходу. К тому же лица всех были искажены гримасами ужаса.
Мертвым был даже судовой пес. И при этом ни у кого не было ни ран, ни
каких-либо следов насилия... Что же произошло на борту судна? Об этом,
вероятно, знает лишь один Бог.
А 10 ноября 1955 года в Тихом океане в 187 милях к северу
от островов Фиджи обнаружили полузатопленное судно "Джойта", все 25
членов экипажа которого бесследно исчезли в то время, как спасательные средства
остались нетронутыми. Морской бот "Тувалу" взял "Джойту" на
буксир и привел в порт.
Безлюдными оказались и две яхты, обнаруженные в районе
Азорских островов в июле 1969 года. У них на борту было достаточно продуктов
питания, питьевой воды, осталось и спасательное снаряжение.
Никто не может достоверно объяснить, что же случилось со
всеми этими кораблями. Впрочем, наиболее вероятное объяснение дал еще в 1935
году советский академик М. В. Шулейкин, выдвинувший теорию особых инфразвуковых
колебаний в океане, возникающих при штормах и сильных ветрах на гребнях волн.
М. В. Шулейкин назвал это явление "голосом
моря".
С возрастанием скорости ветра и амплитуды волн
интенсивность "голоса моря", как утверждал ученый, резко увеличивается.
Двигаясь со скоростью около 330 метров в секунду, инфразвуковая волна намного
опережает движение породившего ее урагана. Когда проводились лабораторные
испытания генератора инфразвуковых колебаний, окружающие внезапно почувствовали
себя очень плохо. Они стали кричать от боли. На основании серии опытов
французские ученые доказали, что инфразвук вреден для всего живого. Слабый -
воздействует на внутреннее ухо и вызывает морскую болезнь, средний -
расстройство органов пищеварения и мозга, а иногда и слепоту, сильный -
заставляет вибрировать все внутренние органы - желудок, легкие, сердце, приводя
в конце концов к его остановке. Французский океанолог Гавро установил, что
инфразвук с частотой 7 герц смертелен. А по М. В. Шулейкину в океане во время шторма
генерируется звук с частотой 6 герц.
Исследования показали, что инфразвук распространяется на
весьма значительные расстояния. Корабль может плавать в относительно спокойном
море и быть застигнутым инфразвуковым фронтом из соседнего района, где разыгрался
шторм. Даже когда интенсивность инфразвука меньше смертельной, на членов
команды обрушивается волна беспричинного ужаса и страха. Такое состояние
усиливается, если корпус и мачты начинают сильно вибрировать.
По-видимому, именно в такие моменты команда способна в
панике покинуть судно. Недаром на многих судах обнаруживают сломанные мачты, в
то время как синоптики сообщают об отсутствии сильных ветров в данном районе.
Не все ученые приняли теорию М. В. Шулейкина. Так,
например, председатель океанографической комиссии тогдашней Академии наук СССР
академик Л. Брюховских утверждает, что "сила инфразвука, который
излучается морскими волнами, в действительности на много порядков меньше, чем
та, опасная для жизни, которая может быть создана в искусственных лабораторных
условиях. Поэтому не выдерживают критики утверждения, будто он может быть
убийцей. Что касается обезлюднения некоторых судов, история знает немало
случаев, когда это происходит по самым земным причинам". Что ж, возможно
академик и прав, хоть и не приводит своих соображений. Но как тогда объяснить
гибель команд "Уранг Медан", "Эбий Эсс Харт" и
"Марлборо"? Массовым отравлением? Эпидемией? Нападением пиратов? Так
ли это, покажут дальнейшие исследования, а пока нам приходится согласиться с
тем, что мы еще мало знаем о явлениях, происходящих в Мировом океане, который,
как вы знаете, покрывает большую поверхность нашей голубой планеты, в том числе
и о загадках Бермудского треугольника, связанных с таинственными исчезновениями
судов и самолетов.
|