Среда, 24.04.2024, 20:58                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ [95]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [17]
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ [28]
ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ШКОЛЬНИКАМ О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ [15]
ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ [14]
ПОГОДА. ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ? [17]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Открытия в тиши кабинетов

Посмотрите на карту: на многие тысячи километров простираются северные берега России, омываемые холодными водами Северного Ледовитого океана. Эта особенность географии Российской Федерации дала основание ученым утверждать, что она повернута своим фасадом к Ледовитому океану.

Суровый он, этот самый северный из океанов нашей планеты. Даже летом большая часть его просторов изобилует дрейфующими ледяными полями и торосами, среди которых встречаются большие и малые разводья. Издавна путешественники проявляли большой интерес к этой ледяной пустыне. Ведь именно через северные моря пролегает кратчайший морской путь, связывающий восток и запад России - Великий Северный Морской путь. Освоение этого пути было давнишней заветной мечтой человечества. Большое значение имела знаменитая Великая Северная экспедиция, которая длилась с 1725 по 1743 г.г., занимавшаяся описанием северных берегов Российской империи. Но после этого государственный интерес к изучению Севера в России резко упал. Правда, в 1763 г. великий М. В. Ломоносов подал царскому правительству проект новой экспедиции через северные моря к Тихому океану, но он, как и другие проекты такого рода, не нашел поддержки. Классическим, дошедшим до нас, показателем близорукости в отношении освоения российского Севера является "резолюция", наложенная воспитателем тогдашнего престолонаследника генерала Зиновьева на записку одного из энтузиастов освоения Севера прошлого века М. К. Сидорова на имя цесаревича "О средствах вырвать Север из его бедственного положения": "Поскольку на Севере постоянные льды и хлебопашество невозможно, необходимо народ выселить с Севера во внутренние страны державы, а вы хлопочете наоборот и объясняете нам о каком-то теплом течении Гольфстриме, которого там нет и быть не может. Такие идеи могут проводить лишь сумасшедшие". Вот так, с солдатским прямодушием: не может быть, потому что не может быть, и дело с концом. Что и говорить, хорош был воспитатель наследника престола, никогда даже не слышавший о теплом течении Гольфстрим, о котором знает теперь каждый пятиклассник.

К сожалению, именно из-за таких влиятельных невежд все отчаянно-смелые, как тогда метко называли, "покушения на Север" отдельных исследователей были обречены на неудачу и часто оканчивались гибелью смельчаков.

Только значительно позднее, в нашем столетии, для освоения Великого Северного пути в арктические моря направили несколько больших экспедиций на специально оснащенных судах-ледоколах. Была задействована и авиация. Такого широкого размаха не знала до этого история полярных исследований.

Особое внимание ученых привлекло Карское море, так называемый "ледяной мешок". Это море даже летом забито льдом. К тому же, здесь почти не бывает солнечных дней, и на протяжении всего года небо затянуто низкими серыми тучами. А его необходимо во что бы то ни стало исследовать, так как через Карское море должен был проходить значительный участок Великого Северного пути. Прежде всего следовало установить, в каком направлении и с какой скоростью двигаются здесь льды. Только отдельные суда до этого побывали в его водах.

Изучая материалы пионеров исследования "ледяного мешка", выдающийся географ академик В. Ю. Визе обратил особое внимание на судовой журнал шхуны "Святая Анна". Это был единственный, но очень важный документ, который остался от экспедиции Г. Л. Брусилова, бесследно исчезнувшей где-то среди просторов Северного Ледовитого океана. Тому из вас, кто читал известный роман В. А. Каверина "Два капитана", наверное, будет интересно узнать, что именно Григорий Львович Брусилов явился прототипом капитана Ивана Львовича Татаринова. Судовой журнал "Святой Анны" был спасен штурманом экспедиции В. И. Альбановым (в книге Климов), который по заданию капитана с частью экспедиции покинул стиснутое льдами судно и добрался до Большой земли.

Как установил В. Ю. Визе, экспедиция Г. Л. Брусилова пересекла Карское море именно в тех широтах, где до этого не проходил ни один корабль. Чтобы установить направление и скорость передвижения льдов, ученый прокладывал на карте линию дрейфа судна изо дня в день согласно с обозначенными в журнале координатами широты и долготы. Вскоре он увидел, что льды, которые захватили в плен шхуну и двигались сначала на север между 78 гр.30' и 80 гр. северной широты, почему-то сдвинулись в сторону. Наверное, на пути дрейфа возникло какое-то препятствие, которое, несмотря на попутный ветер, помешало движению льдов. "Там должен быть остров", - решил ученый. Так на карте Карского моря возник остров, открытый не обычным экспедиционным путем, а теоретически, в тиши кабинета. Честно говоря, мало кто верил тогда в существование этого острова, открытого "вслепую".

Но факты - вещь упрямая: через 6 лет, во время экспедиции 1930 г. на ледоколе "Георгий Седов", В. Ю. Визе и его соратники собственными глазами убедились, что открытый заочно остров существует на самом деле. 14 августа члены экспедиции высадились на эту землю, которая по праву была названа именем своего первооткрывателя - остров Визе.

В книге "Моря Советской Арктики" ученый так описал "свой" остров: "Затерянный среди арктических льдов, этот остров производит очень мрачное и гнетущее впечатление. Он низменный, сложенный из осадочных пород, поверхность его почти лишена растительности. Необычайно беден и его животный мир". Площадь острова Визе сравнительно невелика - около 200 кв. км.

Однако остров Визе отнюдь не первое "заочное открытие". Оставим на время наш ХХ век и перенесемся в век предыдущий, когда также за письменным столом была открыта значительно большая земля - целый архипелаг из 190 островов. Предположение о ее, так сказать, земном существовании первым высказал русский морской офицер Н. Г. Шиллинг. В статье, вышедшей в мае 1865 г. в "Морском сборнике", он отметил, что исследователи сравнительно легко достигают северных берегов Шпицбергена, потому что между этим архипелагом и Новой Землей, очевидно, находится еще одна неведомая земля, которая простирается к северу от Шпицбергена и удерживает льды за собой.

Это мнение разделял также и знаменитый русский географ и революционер П. А. Кропоткин, который предлагал направить туда экспедицию. "На север от Новой Земли, - утверждал он, - действительно должна быть земля, расположенная в более высоких широтах, чем Шпицберген. На это указывает неподвижный лед на северо-запад от Новой Земли, а также камни и ил, которые несут с собой плавающие ледяные поля". Он даже нанес на карту эту теоретически найденную землю, которую назвали Барьером Кропоткина.

Однако правительство в то время не нашло средств для экспедиции в указанный район. Лишь через 20 лет после выхода статьи Н. Г. Шиллинга сюда случайно попала австрийская экспедиция Ю. Пайера и К. Вайпрехта, члены которой неожиданно увидели как бы выплывающую из тумана землю. Они и присвоили этой, фактически открытой русскими, земле имя своего императора. Так и появилась на карте Российского сектора Арктики Земля Франца-Иосифа площадью в 19 тыс. кв. км, 87% которой покрыто льдом.

Очевидно, было бы правильнее назвать этот архипелаг в честь Шиллинга или Кропоткина, так как император Австрии ни к Арктике, ни к географии никакого отношения, разумеется, не имел.

К заочно открытым русскими учеными землям относится и известный вам по географической карте остров Врангеля. Еще в 1787 г. мореплаватель Г. А. Сарычев на основании наблюдений за движением льдов в районе пролива Лонга высказал мнение о существовании здесь земли. "Официальное" же открытие острова и именно там, где предполагали, состоялось только в 1867 г. Ему было присвоено имя выдающегося географа и мореплавателя Фердинанда Врангеля, одного из основателей Российского Географического общества.

Категория: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin (14.08.2013)
Просмотров: 1760 | Теги: дидактический материал по географии, географические названия, занимательная география, к урокам географ, географические открытия, интересная география | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru