Суббота, 04.05.2024, 06:25                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ [95]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [17]
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ [28]
ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ШКОЛЬНИКАМ О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ [15]
ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ [14]
ПОГОДА. ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ? [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

О чем молчат гиганты острова Рапануи?

Есть в просторах Тихого океана небольшой одинокий вулканический остров Пасхи. Так назвал его голландский мореплаватель Якоб Роггевен, который открыл этот затерянный в океане кусочек земли в день христианского праздника 14 апреля 1722 г. То, что земля уже имела местное название Рапануи, т. е. "пуп Земли", ничуть не смутило чужестранца.

Остров Пасхи имеет форму треугольника, его площадь 165,5 кв. км. Как и остров Робинзона Крузо, он принадлежит Чили, хотя и находится от нее на расстоянии почти 3 тыс. км. Сейчас на острове проживает около 1,5 тыс. человек, занимающихся преимущественно скотоводством и рыболовством. Это, наверное, самый загадочный из островов нашей планеты: здесь находится целый музей под открытым небом из 600 гигантских статуй, так называемых "моаи". Именно поэтому он и привлекает к себе внимание ученых всего мира. Скульптуры видны издалека. Они стоят, подобно великанам, которые оккупировали остров и заняли круговую оборону. Интересно, что все эти фигуры являются совершенными копиями и отличаются только высотой (от 3 до 22 м). Они имеют, откровенно говоря, не слишком привлекательную внешность: огромные головы с низкими лбами, длинными носами, вытянутыми ушами и короткими шеями. Возле подножия вулкана Рано-Рараку, который огромной темно-зеленой глыбой вздымается над западным углом острова, разбросано около 150 вырубленных из камня, но окончательно не завершенных двадцатиметровых великанов. Наверное, именно здесь находилась "мастерская". Все статуи вырубали на склонах вулкана, а потом стаскивали вниз в заранее подготовленное место, где их оканчивали.

Но почему работы вдруг прекратились? Кто, для чего и когда так мастерски вырубал статуи из скал и расставлял их по всему острову? Откуда взялся этот народ-скульптор, где и при каких обстоятельствах исчез? К сожалению, на острове Пасхи не осталось потомков древних ее обитателей: все аборигены были уничтожены колонизаторами и пиратами. Сейчас здесь проживают лишь полинезийцы. Но в одной из легенд, которую можно услышать от местных жителей, рассказывается о семи первых поселенцах, прибывших на остров с запада, то есть из Полинезии. Это их скульптурные изображения, повернутые в сторону океана, тогда как все другие "смотрят" в глубь острова. Но почему же во внешности скульптур не переданы типичные черты полинезийцев? Очевидно, эта легенда не соответствует действительности.

На скалах острова много удивительных "гравюр", которые едва заметным пунктиром, словно бы украшают каменные стены.

В Санкт-Петербургском этнографическом и в некоторых других музеях мира экспонируются немногие уцелевшие деревянные дощечки с острова Пасхи, так называемые "кохауронго-ронго" ("говорящие дощечки"), на которых изображены иероглифы. Во всем мире их сохранилось всего 26. К сожалению, долгое время никто не мог расшифровать их смысл. Лишь недавно краснодарский инженер Сергей Рябчиков прочитал по составленной им методике некоторые фрагменты. Одна из фраз звучит так: "Прячется первая ночь Хиро". Это большая удача, которая, возможно, поможет прочесть таблицы и пролить свет знаний на тайны острова. Рябчикову посчастливилось получить данные об астрономических наблюдениях исчезнувшего народа, сведения о некоторых бытовых событиях.

Среди современного полинезийского населения острова известна еще одна легенда о войне между племенами "длинноухих" и "короткоухих", во время которой племя первых было сожжено на дне большого рва. Об этом написал в своей книге "Аку-Аку" известный норвежский ученый Тур Хейердал, экспедиция которого работала на острове в 1955 г. Однако советские ученые, побывавшие здесь в 1972 г., не подтвердили этой версии, установив, что указанный ров - это след вулканического потока.

По теории, выдвинутой Туром Хейердалом, до современного полинезийского по происхождению населения на острове обитал другой народ, который прибыл сюда приблизительно в 380 г. н. э. с востока, с берегов Южной Америки, в частности, с южных районов современной республики Перу. Это, собственно, и были "длинноухие". В XII ст. остров завоевали полинезийцы ("короткоухие"), которые прибыли сюда с северо-запада, очевидно с Маркизских островов. К тому же, и островитяне рассказывают, что их предки попали сюда приблизительно в XII ст. вместе с королем Оту-Матуа, спасаясь после поражения в неудачной войне, которую вели между собой полинезийцы. Однако о древнем населении острова ничего не известно. Именно для проверки возможности плавания древних южноамериканских индейцев, не знавших в то время лодок, Тур Хейердал организовал свое плавание на знаменитом бальзовом плоту "Кон-Тики". Подтверждением мнения ученого являются и каменные идолы, не похожие по своему виду на полинезийцев, и найденные на острове каменные орудия, очень похожие на обнаруженные в некоторых районах Перу.

Американский ученый Джордж Гилл недавно открыл под каменными скульптурами острова древние захоронения, в которых сохранялся прах в основном людей полинезийского происхождения, однако есть среди них представители и другого этнического типа.

А пока что некоторые загадочные гиганты как бы "прозрели". "Вылечил" их местный исследователь Серджио Рапу, который заведует музеем в Хан-Гарао - единственном населенном пункте острова.

При раскопках старинной "мастерской", где лежат несколько вытесанных скульптур, он нашел старательно отполированные куски кораллов и, осмотрев их, пришел к выводу, что это не что иное, как "глаза" гигантов. И действительно, когда он вставил их в пустые "глазницы", они сразу как бы ожили, утратив суровость своей внешности.

Что ж, остается лишь подождать, когда они наконец смогут ответить на все вопросы, которые вот уже сотни лет пытаются разрешить ученые.

А это тем вероятнее, что в последнее время достигнуты определенные успехи в решении некоторых местных загадок. Одна из них: каким образом неподъемные скульптуры, изготовленные в "мастерской" вулкана Рано-Раку преодолели немалое расстояние в 10-15 км и оказались в различных точках острова. Ведь не следует забывать, что древние жители Рапануи, разумеется, не имели в своем распоряжении ни грузовых машин, ни подъемных кранов. По мнению многих, скульптуры передвигали волоком на катках из древесных стволов. Но непонятно тогда, почему все брошенные моаи лежат вниз лицом, ведь тащить их в таком положении было не очень-то удобно. К тому же, среди местного населения издавна передается легенда, будто бы гиганты шли сами и двигала их чудесная сила "мана".

Большой вклад в решение этой загадки внес чехословацкий инженер, который носит одинаковые имя и фамилию Павел. Ознакомившись с методикой Павла, Тур Хейердал пригласил его принять участие в своей новой экспедиции на остров Пасхи. И вот здесь в феврале 1986 г., обвязав по методу чешского инженера тросами вертикально стоявшую 20-тонную фигуру, ученые при помощи местных жителей приблизительно таким образом, как мы передвигаем дома тяжелую мебель, передвинули ее на значительное расстояние.

Кажется, эта загадка решена, но окончательно ли? Инженеры А. Пистун и Р. Валеев из Санкт-Петербурга считают, что передвигать каменных великанов следует путем обращения, во время которого голову моаи нужно оттягивать назад, и тогда она силой своего веса будет двигаться скорее и легче, преодолевая неровности на своем пути. Они убеждены, что при этом не потребуется большого количества людей. Эти ученые надеются доказать свои утверждения во время новой экспедиции Тура Хейердала.

Экспедиция норвежского ученого 1986 г. совершила еще одно важное открытие в пользу подтверждения его первоначальной теории о заселении Полинезии древними выходцами из Южной Америки. На острове, в месте, где по легендам находился дворец его первого правителя Хоту-Матуа, ученые откопали мощную каменную стену, мастерски сложенную большими блоками, которая датируется приблизительно 1100 г. н. э. Подобного рода сооружений никогда еще не находили в Полинезии. В то же время кладка стены аналогична тем, которые возводили инки и другие древние индейские народы, жившие когда-то в долинах Анд.

По нашему мнению, описанные выше находки в определенной мере подтверждают теорию Тура Хейердала о южноамериканском происхождении древней культуры на острове Пасхи. На другие же вопросы должны ответить дальнейшие исследования.

А тем временем, пока ученые ломают головы над раскрытием загадок самого таинственного из островов земного шара, он добавляет новые, не менее сложные. Одну из них буквально "выкопали" здесь весной 1988 г. австралийские ученые - профессор Р. Майерс с коллегами У. Роудсом и Ю. Лонгвейлом. Представьте себе их удивление, когда, раскапывая небольшое болото на востоке острова, они внезапно натолкнулись на... останки средневекового рыцаря, да еще при этом сидящего верхом на коне (?!). Как утверждают ученые, всадник и его конь очень хорошо сохранились благодаря консервирующему действию компонентов торфа. В кошельке рыцаря, подвешенном к поясу, оказалось три золотых венгерских дуката 1326 года.

Судя по доспехам, всадник был членом немецкого ливонского ордена (XIII-XVI ст.). Возникает естественный вопрос: каким образом этот средневековый рыцарь с далеких от тихоокеанских земель мог появиться на острове Пасхи, который был открыт только в 1722 году?

Исследования на таинственном, затерянном среди Тихого океана острове продолжаются. В 1992 г. здесь работала экспедиция Жака Ива Кусто, которая исследовала прибрежные воды.

Категория: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin (14.08.2013)
Просмотров: 995 | Теги: дидактический материал по географии, географические названия, занимательная география, к урокам географ, интересная география, географические открытия | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru