Суббота, 23.11.2024, 13:24                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ [95]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [17]
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ [28]
ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ШКОЛЬНИКАМ О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ [15]
ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ [14]
ПОГОДА. ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ? [17]

Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

Рождение полезных ископаемых

Если магма взорвалась, ищи алмазы

Мир полезных ископаемых удивительно разнообразен. Это природный газ, вязкая нефть, твердые руды, сверкающие драгоценные камни, кипящие воды гейзеров, сыпучий песок, похожий на сметану сапропель и многое, многое другое.

Разнообразие полезных ископаемых связано с тем, что они рождаются на Земле в самых различных условиях. Одни — на дне теплых морей, другие — в холодных озерах, третьи — в глубоких недрах Земли.

Они образуются, когда движутся подземные воды, расслаивается магма, дует ветер, волнуются морские волны, сходит ледник.

Многие сказки и легенды Западной Европы рассказывают нам о жизни гномов. Это уродливые карлики, охраняющие подземные сокровища. Если бы гномы и в самом деле были реальными существами, они бы поведали нам о том, как и где родились полезные ископаемые.

Большинство из них — дети недр Земли Расплавленная магма поднимается из самых глубоких частей земной коры, остывает, выделяет различные газообразные вещества, которые несут с собой руды редких, цветных, благородных и других металлов. В остывающих магматических очагах на глубине 3-5 километров образуются залежи медно-никелевых и хромовых руд. Например, крупнейшие месторождения расположены в Норильске. Да и сам город образовался, когда началась разработка этих сокровищ Земли. В тех редчайших случаях, когда глубинная магма взрывается, поднимаясь к поверхности, образуются алмазы.

Если говорить о времени и продолжительности образования того или иного полезного ископаемого, то этого точно никто не знает. Одни полезные ископаемые образовались сотни миллионов лет назад, а другие рождаются и сегодня. Например, месторождения медноникелевых руд формируются десятки и сотни тысяч лет, а алмазные, возможно, в течение нескольких лет.

Земная кора живет своей жизнью. Под действием тектонических сил одни участки ее поднимаются, образуя высокие горы. Другие погружаются вниз. Возьмем территорию современной Калмыкии. Та поверхность, по которой ходили динозавры, сегодня находится на глубине 3-5 километров.

А теперь пришло время сказать о метаморфических породах и рудах Морские или речные осадки (рыхлые пески, коралловые рифы, илы) опускаются на километровые глубины, где огромное давление и высокие температуры. Там и происходит превращение этих осадков в самые прочные песчаники и кварциты, мрамор и сланцы. Это и есть метаморфические породы. С ними связаны основные запасы железных руд на Земле.


Встреча с "дьяволом"

Вулканы всегда вызывали у людей мистический ужас. Вот лишь небольшой список из сотен вулканов Индонезии: Папандаян — 2000, Галунг-Гунч — 4000, Келуд — 5000, Марайи — 10 000, Кракатау — 36 000, Темборо — 92 000. Что означают цифры, стоящие рядом с названиями вулканов? Число погибших людей за последние 60 лет.

Кратеры вулканов казались человеку дверью в подземный мир, о котором повествовали мифы. Может быть, поэтому бельгийский исследователь огнедышащих гор Гарун Тазиев (род. 1914) назвал зрелище действующего вулкана «встречей с дьяволом»? Еще недавно многие индонезийцы верили в древнюю сказку, будто вулканы, подобно многим богам, охотно принимают человеческие жертвоприношения. А у аборигенов Новой Зеландии существовал обычай: вождей племени, которые при жизни прославились, следует хоронить в кратере вулкана Тонгариро — тогда они попадают прямо в жилищ богов.

Вулканов на Земле тысячи. Из них около 800 — действующие. Особенно их много на островах и в прибрежных районах Тихого океана — здесь они образуют «огненное кольцо». В него входят огнедышащие горы Камчатки, Курильских островов, Японии, Филиппин, Индонезии, Новой Зеландии, западного побережья Северной и Южной Америки. Замыкается «огненное кольцо» на Аляске и Алеутских островах.

Если вы хотите хотя бы мысленно побывать в «пасти дьявола», милости просим последовать за двумя журналистами — французом Жансеном и итальянцем Николосо, которые спускались в кратер вулкана Этна.

«На высоте 3300 метров, — пишет Жансен, — было очень холодно. Дрожала земля. В кратере оглушал грохот взрывов. Перед спуском по длинной лестнице мы надеваем «доспехи» — одежду из асбеста, покрытую алюминиевым слоем, отражающим тепло. Кроме того, на нас ботинки с очень толстой подошвой, позволяющей идти по почве, температура которой 250—300°С. Вместо шлема — каска из стекловолокна, которая выдерживает удары до 100 килограммов и снабжена слуховым окном.

Я снимаю Антонио, который впереди меня спускается в бездну. Под моими пальцами — тонкие перекладины лестницы, дрожащей при каждом взрыве. Газ ударяет в нос и глаза. Антонио уже шагает по «лунному пейзажу» зелено-фисташкового цвета с сильно потрескавшейся поверхностью. Я следую за ним. Мы оба теперь у самого кратера. Грохот невероятный. Я не прекращаю снимать. Внезапно силы покидают Антонио. Он с трудом выпрямляется, указывая жестом на лестницу, и делает мне знак подниматься.

Я не надел каску: она мешает снимать. На мне только маска для защиты от газа. Тут я совершаю ошибку — на короткое время снимаю маску, чтобы лучше «стрелять» своей камерой. Мгновенно начинаю задыхаться. Надеваю маску. Катастрофа! Это неисправимо. Впечатление такое, будто я глотаю серу. С огромным трудом цепляюсь за каждую перекладину, ползу вверх. Подо мной внизу обессилевший Антонио. Он на сорок метров дальше проник в ядовитую атмосферу. Антонио как будто застыл на месте. Затем он снова спускается. Я на мгновение теряю самообладание, затем понимаю, что он спустился ниже, чтобы немного подышать кислородом, который есть в этом месте.

Я вижу, как он снимает каску, как борется с охватившей его паникой. Проводники, пришедшие мне навстречу, обеспокоены. Они знают, что Антонио там, внизу — веревка для вызова, которой они связаны.

Решаю снова спуститься навстречу Антонио. Он по-прежнему на лестнице: видно, что задыхается, борется с бессилием. С трудом передвигаясь на одну-две перекладины, пытается восстановить дыхание и не может.

Но инстинкт человека, выросшего около вулкана, его хладнокровие диктуют необходимые движения: подниматься медленно, методично...

И вот он появляется, улыбаясь.

Нам кажется, что наше путешествие длилось не 60 минут, а целую вечность».


Вулканы-работники

На Камчатке, в долине реки Паужетки, в 30 километрах от берега Охотского моря построена удивительная электростанция. В течение долгих недель в ее помещениях не увидишь ни одного человека, потому что работает она автоматически. Люди же появляются здесь лишь тогда, когда нужно осмотреть приборы или что-либо отремонтировать.

Специалисты называют эту станцию геотермальной, потому что работает она на горячих подземных водах, нагреваемых вулканами. Температура этих вод часто превышает 200 °С. По сути дела, это уже не вода, а пар, который под большим давлением выбрасывается на поверхность. Он-то и вращает турбины ГеоТЭС. (Справка для любознательных: Паужетская геотермальная станция — первая в России. Начала работать в 1966 году. Ее мощности хватает на то, чтобы освещать крупный поселок.)

У подобных станций — огромное преимущество: к ним не надо подвозить топливо, они не коптят небо, не загрязняют окружающую среду, у них нет сложной системы котлов. Котел в них — сама Земля. Кладовые подземного тепла значительно богаче энергией, чем все другие виды минерального топлива, вместе взятые. Геотермальные станции есть уже в Японии, Италии, Исландии и Мексике, США и Новой Зеландии.

Люди хотят построить и такие станции, которые будут перерабатывать жар вулканических недр. Идея проста: рядом с вулканами пробурят скважины, в которые будет закачиваться вода. Она начнет превращаться в пар и вращать турбины. Киловатт-час каждой вулканоэлектростанции окажется вполовину дешевле энергии, вырабатываемой с помощью гидроэлектростанции.

Действующие вулканы — это не только потоки огненной лавы и тучи пепла, которые выбрасываются раз или два в столетие, но и постоянно текущие горячие источники и фонтанирующие гейзеры. Вода этих созданий природы целебна. Используется она и для отопления поселков, теплиц, бань.

Вулкан — сложнейшее сооружение, подобное высотному дому где этажи заполнены слоями лавы: в них в свою очередь движутся потоки горячей воды. И несмотря на то, что чаще всего со стороны нам кажется: вулкан спит и никакой жизни внутри его нет, — это не так. Вулкан живет, работает каждую минуту. Его можно сравнить с огромной природной домной.

В лаве вулкана имеются руды золота, серебра, самородная сера, руды меди, мышьяка, сурьмы, ртути. Тут и железо, свинец, олово, алюминий.

На Курильских островах есть вулкан Эбеко. С его склонов берет начало река Юрьева. Московский геолог Константин Зеленов, проверяя химический состав воды этой речки, обнаружил в одном литре 435 миллиграммов алюминия и 220 миллиграммов железа. Если выпарить на огне литр этой воды, то можно получить чайную ложку железо-алюминиевой руды.

Откуда такое богатство? Оказывается, грунтовые воды, нагретые и насыщенные кислыми вулканическими газами, растворяют вулканические породы, извлекают из них металлы. Каждые сутки река Юрьева выносит в море 35 тонн железа и 65 тонн алюминия! Напорное, придет время, когда люди смогут вылавливать эти сокровища из речной воды. Когда вулкан начинает оживать, дышать и если при этом лава извергается в воду — кратерное озеро, море, реку, образуется всем известная пемза. Ею удобно отмывать руки от грязи.

А вот неожиданные подарки, которые приносят людям вулканы-работники Камчатские ихтиологи проследили зависимость между извержением и... размножением рыб. Ученые установили, что через 12—13 лет после того, как вулкан «разрядился», в окружающих водоемах выводится много рыбы. Так было после извержения вулкана Безымянного в 1956 году. Позднее в озере Рыбачьем наблюдалось такое обилие рыбы, что от удивления ахали даже старожилы.

В чем секрет таких явлений? Оказывается, вулканический пепел богат минеральными солями, которые необходимы для жизни водных организмов. В первые годы после извержения вулканов в водоемах, обильно посыпанных пеплом, бурно разрастаются диатомовые водоросли — пища мелких рачков. А раз рачков гигантское количество, значит, и полно рыбы, которая с удовольствием их поедает.


Бедные родственники благородных вулканов

Интереснейшее и загадочное явление природы — грязевые вулканы. Они — бесплатные разведочные скважины нефти и газа, а также хранители руд некоторых металлов, лечебных грязей.

Первые дошедшие до нас записи о грязевых вулканах на берегах Южного Каспия относятся к X—XIII векам.

Более тысячи лет назад окрестности Баку посетил арабский путешественник Абуль-Ха-сан Али ибн Хусейн Масуди. Его интересовала добыча нефти. Масуди осматривал нефтяные источники, считал, сколько бурдюков нефти перевозят караваны верблюдов в другие страны. Ученый не поленился и вычислил, какую сумму может составить доход от торговли нефтью. Масуди вел дневник; в него он записывал свои впечатления. Полистав

дневник, мы можем найти запись, относящуюся к извержению вулкана: «Против того берега в море лежат острова, на одном из них на расстоянии трех дней пути от материка находится огромный вулкан. В определенное время года он ревет, огни его увеличиваются, поднимаясь к небу, как самые высокие горы, и он выбрасывает огня больше, чем размеры этого моря, так что видно его на расстоянии почти ста фарсахов от берега. Этот вулкан можно сравнить с вулканом Буркан, находящимся в Сицилии, в земле франков».

Во времена Масуди Бурканом называли знаменитый огнедышащий вулкан Этну, а описал в своем дневнике ученый крупнейший грязевой вулкан туркменских земель. Один из самых больших грязевых вулканов Туркмении, расположенный недалеко от Каспийского моря, называется Гек-Патлаук, что в переводе означает Зеленый Бугор. Высота его чуть больше 70 метров. На усеченной вершине вулканического конуса — провальная воронка, кратер вулкана размером 50-60 метров. В нем вровень с краями кратера плещется озеро рассола, в каждом литре которого до 300 граммов солей. В подобной среде не могут жить ни рыбы, ни растения. В центре озера лопаются пузыри газа...

Но не у всех грязевых вулканов в кратерах озера бывает, что там бурлит, плюхает, шлепает и шипит грязь. На ее поверхности плавают пятна нефти.

Грязевые вулканы есть не только в Туркмении, они встречаются на Таманском и Керченском полуостровах, на Сахалине, в районе Мексиканского залива, в Бирме и некоторых других местах земного шара. Особенно много грязевых вулканов в Азербайджане. В Туркмении их называют «гайнаками» — «кипящие», в Италии — «сальза» — «грязница», «макалуба» — «разрушитель», «боллитори» — «кипун». В Закавказье — «порсугель» — «кипень»-озеро. А первые русские поселенцы Предкавказья называли грязевые вулканы кратко и презрительно — «блеваки».

Медленно выдавливается из кратеров жидкая или полужидкая грязь. Она кипит или вздувается гигантскими пузырями от пробивающихся на поверхность газов. Длинные языки грязи спускаются к подножиям вулканических гор, постепенно высыхая и растрескиваясь. Бывает, что в жерле вулкана образуется как бы крепкая, застывшая пробка. Она закупоривает вулкан. Тогда прекращается выделение грязи, воды, газов, дожди сглаживают его вершину, начинает расти сочная трава, в кратер начинают гонять отары овец. Люди словно забывают, что грязевой вулкан может быть грозным силачом.

Но как работают грязевые вулканы? Что заставляет их выплевывать грязь, и не только ее? Ученые до сих пор спорят о механизме их деятельности.

Одни говорят, что это — «бедные родственники великой династии вулканов благородных». То есть первые неотделимы от вторых, и, если где-то есть вулкан магматического происхождения, значит, ищи рядом грязевой.

Другие ученые утверждают: грязевые вулканы действуют потому, что во всем виновато погружение осадочных пород в недра Земли. Когда горная порода и рассеянное в ней органическое вещество опустились на глубину 6-8 километров, громадные давления в 1000-1500 атмосфер и температуры свыше 200 °С начинают их выдавливать наверх в кратеры вулканов, предварительно перед этим взбив воду и частицы горных пород в мазеподобную грязь.

Ученые подсчитали: самые крупные грязевые вулканы существуют миллионы лет и за это время извергались по 6000-7000 раз.

Самое главное богатство грязевых вулканов — нефть. Так что на самом деле грязевые вулканы вряд ли назовешь бедными родственниками огнедышащих вулканов.


Почему шар падал в рот жабы?

Когда-то основоположник русской сейсмологии Борис Борисович Голицын (1862—1916) говорил, что землетрясение можно уподобить фонарю, который загорается на короткое время и освехцает нам внутренность Земли, позволяя тем самым понять, что там происходит. Ведь сейсмические волны, распространяющиеся в земных недрах от очага, дают возможность судить о строении земного шара.

Б.Б. Голицын известен еще и тем, что изобрел электродинамический сейсмограф, который до сих пор служит верой и правдой на многих научных станциях мира.

Интересно, а каким был самый первый в мире сейсмограф — прибор, предвещающий землетрясения? Первый из известных приборов, способных улавливать колебания земной поверхности, был изобретен в 132 году нашей эры китайским астрономом Чжан Хэном. Прибор этот состоял из большого бронзового сосуда около двух метров в диаметре. На его внешних стенках были расположены восемь драконьих голов. Челюсти драконов закрывались, у каждого в пасти лежал шар. Внутри сосуда находился маятник с тягами, каждая из них прикреплялась к голове дракона. Как только следовал подземный толчок, маятник приходил в движение, тяга, соединенная с головой, обращенной в сторону толчка, раскрывала пасть дракона, из нее выкатывался шар и падал в рот одной из восьми жаб, восседавших у основания сосуда.

Прибор астронома Чжан Хэна был весьма чувствительным: он улавливал подземные толчки, эпицентр которых находился в 600 километрах от него. Правда, чудо-изобретение было домашней вещью, им пользовался лишь сам изобретатель, а о приближающемся землетрясении знал узкий круг людей...

А впервые в обсерватории более совершенный сейсмограф был установлен лишь в 1856 году. Обсерватория эта находилась на легендарном Везувии.

В 1960 году была учреждена Всемирная эталонная сейсмографическая сеть, и практически во всех уголках земного шара заработали сейсмические станции. Их оборудовали специальными приборами, в том числе и изобретением Голицына, которые работали по единому мировому (гринвичскому) времени.


Пирог Средиземного моря

Однажды американские океанологи, изучая дно Средиземного моря, пришли к неожиданному выводу. На дне его среди обычных морских отложений были обнаружены минералы, которые образуются при температурах свыше 40 °С. Причем эти минералы перемежались с морскими осадками, как слои пирога. Разгадка этого удивительного факта потрясла ученый мир. Оказывается, в далеком прошлом Средиземное море не всегда имело выход в Атлантику. Временами, постепенно мелея, оно исчезало совсем, а морское дно превращалось в пустыню, напоминающую Сахару. Затем следовали геологические катаклизмы, и снова воды Атлантического океана устремлялись к бывшему дну — начиналась новая жизнь Средиземного моря. Такая картина повторялась несколько раз...

Каждое море и океан могут рассказать свою историю, ответить на многие вопросы, в том числе и какие полезные ископаемые хранятся в их глубинах.

Моря и океаны занимают почти 70% поверхности нашей планеты. Такое распределение воды и суши сложилось в далеком геологическом прошлом.

Основная масса горных пород, образующих верхнюю часть земной коры, родилась именно в морях и океанах.

Реки сносят с поверхности суши огромные массы песка, глинистых частиц, разнообразных солей. В океанах и морях рождаются слоистые толщи так называемых осадочных горных пород. Это пески, темные глины, белые кристаллические известняки, возникшие из коралловых рифов, раковин моллюсков, морских ежей, лилии фузулинид, мшанок и других простейших морских организмов.

Фузулиниды напоминают внешним видом ржаные зерна, а мшанки похожи на тонкую изящную сетку. Морской планктон — это целое царство всевозможных живых организмов. Среди них — бактерии, водоросли, моллюски, креветки, икра рыб, личинки червей.

Известно, что планктоном питаются самые крупные живые существа Земли — киты и другие обитающие в воде животные. Но громадная часть этого питательного блюда умирает и погружается на морское дно и за долгие миллионы лет может превратиться в нефть и газ.

Морские волны разрушают берега, и в тех местах, где таились сокровища Земли, появляются россыпи олова, редких металлов и даже драгоценных камней и золота.

В теплых мелководных морях образуются фосфориты (иногда они похожи на ядра старинных пушек). В тех же морях хранятся кости рыб, обогащенные ураном.

Накапливание морских сокровищ происходило в течение последнего миллиарда лет истории Земли.


Булыжные площади на дне океана

Это произошло в XIX веке. Английские океанологи обнаружили, что многие участки морского дна усыпаны темными обкатанными камнями, которые напоминали булыжники. У исследователей мелькнула сумасшедшая мысль: «Не инопланетяне ли выложили на океанском дне булыжные площади?»

С великим трудом добыли из морских пучин камни, продемонстрировали их ученому миру и... Ученые были ошеломлены! Оказалось, в морских булыжниках содержится до 50% марганца и до 25% железа. Чудесные железомарганцевые руды! И запасы их в Мировом океане несметны. Подсчитали, сколько железомарганцевых конкреций в стране Океании. Цифра получилась фантастическая — не меньше 300 миллиардов тонн!

Как же появились эти необычные образования на дне океана? Предположений было много, одно из них такое: дело не обошлось без живых организмов. Есть такие бактерии, которые способны извлекать из морской воды марганец и другие химические элементы. В научных лабораториях проверили работоспособность этих трудяг моря и вновь поразились: менее чем за месяц морские обитатели, находясь в растворе, содержащем марганец, создавали марганцевые конкреции величиной со спичечную головку. Этот опыт заставил поверить, что за многие века мириады морских обитателей вполне могут сотворить фантастические запасы железомарганцевых руд.

Подобным образом из океана можно извлекать не только марганец. В морской воде содержатся десятки химических элементов, и многие из них — лакомые блюда морских обитателей. В организме некоторых водорослей, бактерий, животных накапливаются изрядные количества таких ценных металлов, как уран, молибден, золото. Возможно, придут времена, когда люди научатся в своеобразных морских питомниках добывать сокровища Земли, разводя живых производителей ценных металлов.


Коллекция Фредерики

Австрийская пенсионерка Фредерика Функель, жительница города Капфенберга, собрала необычную коллекцию. Она состоит из тысячи баночек, в которых хранится... песок. Здесь есть и совершенно белый песок — кварцевый, и розовый — он состоит из частиц граната, и серый — смесь различных минералов, и зеленый, и его основа — зеленые гранаты.

Коллекцию Фредерике Функель помогали собирать родственники, друзья, ученые, миссионеры, капитаны дальнего плавания. Что говорить: австрийская пенсионерка — хранительница самой крупной в мире коллекции песка. Но если бы не было на свете морей и рек, собрания этого бы не существовало... «Больше всего я люблю речные пески, — как-то призналась госпожа Функель. — Они ласковые и нежные, словно рука друга».

Когда мы произносим слово «река», перед нашими глазами возникает поток воды. Главная особенность любой реки планеты в том, что вода в ней всегда течет: и в бурный паводок, и в морозную зиму подо льдом, и в летнюю засуху» Ни одна река мира не течет по прямой линии: она петляет и разрушает берега. Скрытые до этого золото, олово, строительные материалы освобождаются из плена Земли, и люди находят их в россыпях.

Речные россыпи имеют сравнительно небольшие размеры и сложную форму. На одну тонну песка приходится один-два грамма золотых песчинок, и это уже считается хорошим месторождением. Золотые россыпи обычно залегают на пластах глины. Речные отложения можно сравнить со старинным сундуком, в котором хранятся сотни вещей: одежда, одеяла, покрывала, шали. Только река сберегает не тряпье, а слои песка, грубой гальки, тонких илов.

Опытный геолог, находясь на берегу той или иной реки, может многое рассказать о ней. О ее возрасте, движениях по долине, о том, какие она размывала сокровища Земли и что полезного можно найти в ее изменчивых слоях пород.

Геолог может поведать и о том, какие деревья, травы здесь росли давным-давно, какой был климат и можно ли здесь было ловить рыбу и бить зверя.


Озеру Аленушки 10 тысяч лет

Наверное, многие из вас помнят замечательную картину русского художника В.М. Васнецова «Аленушка». Тоскующая девушка сидит на валуне перед темными водами лесного озера. Геолог, остановившийся перед этим живописным полотном, обязательно скажет, что это озеро находится в средней или северной части России, где некогда находился ледник. Вероятно, это озеро ледникового происхождения и возраст его может быть 7 или 10 тысяч лет. Несколько валунов на картине — тому подтверждение. А само озеро с черной водой, очевидно, богато сапропелевым илом.

Озера бывают разными по происхождению. Например, уникальный Байкал, самое глубокое озеро в мире, заполняет трещину в земной коре, глубина его 1620 метров. Существует оно несколько миллионов лет и содержит огромные запасы питьевой воды.

А соленое озеро Баскунчак в Астраханской области имеет глубину не более 1—2 метров. Дно его заполнено многометровой толщей поваренной соли. Озеро такое соленое, что в нем практически нет жизни. Каждое лето оно пересыхает, и в нем отлагается новый слой поваренной соли. Озеро Баскунчак — одна из всероссийских неисчерпаемых солонок: именно отсюда уезжают вагоны с солью во все края России.

В потаенных пещерах мерцают подземные карстовые озера. Их хорошо знают исследователи пещер (спелеологи), и о них слагают самые невероятные легенды. Будто бы в них обитают кровожадные чудовища, утаскивающие случайных посетителей в свои логова.

Карстовые озера располагаются в известняках или гипсах, в них постоянно поступает свежая, вода, иногда обитают бесцветные слепые рыбы, рачки. На потолках карстовых пещер обитают несметные тучи летучих мышей и насекомых.

В поймах рек живут озера, которые в народе называют старицами. Эти старицы не что иное, как следы ушедшей из этого места реки. Встречаются и озера небольших размеров, не имеющие громких имен. Расположенные в глухом лесу, они зарастают и превращаются в болота.

В озерах, которые находятся в пустынях, образуются залежи каменной или поваренной соли, пласты гипса.

Озера — геологические труженики: они за многие тысячи лет накапливали месторождения железных руд, каолиновой глины, плодородного сапропеля, белых стекольных песков, лечебных грязей и даже пещерного жемчуга.

Как работают озера? Они принимают частицы пород, приносимые ручьями и речками. В них развиваются и выполняют геологическую работу разнообразные бактерии. Живут и умирают водоросли, пышная береговая растительность.


Четыре бочки космической пыли

Однажды французская геологическая экспедиция исследовала черный ил, лежащий на дне некоторых озер Гренландии.

Оказалось, что он в основном состоит из крошечных метеоритов и космической пыли. Сенсация? Естественно! Правда, ученые дали ей четкое объяснение.

Падая из космоса на ледяной покров Гренландии, метеориты и пыль постепенно сносятся в озера. Этому процессу помогают ветра, дожди, снегопады, таяние снегов. Других источников пыли в этих районах острова нет, так что донный ил почти целиком космического происхождения. Ученые взяли пробу диковинного ила, наполнив им четыре пластмассовые бочки объемом по 60 литров каждая. «Мы хотим сделать важные выводы об истории Солнечной системы», — заявили геологи вездесущим журналистам.


Ошибка капитана Кука

Английский мореплаватель капитан Джеймс Кук, поеживаясь от холода, закутавшись в шубу, сидел в своей каюте и писал дневник. За окошками царила морозная антарктическая тишина. Рядом с серебряной чернильницей стоял подсвечник — горели свечи, теплые дуновения которых еще больше раздражали прославленного капитана, одного из открывателей Антарктиды. «Бр-р! Мерзко, как в погребе со льдом», — думал он. А перо скользило по бумаге: «Я уверен, что человечество никогда не извлечет никакой пользы из этой земли». Увы, даже великим людям свойственно ошибаться. Если бы Кук знал, какой сокровищницей окажется Антарктида, он бы отказался от своего безнадежного предположения.

Сейчас в Антарктиде обнаружены нефть, уголь, газ, золото, уран, железомарганец, медь, свинец, цинк, олово, никель, хром, кобальт, сера, полудрагоценные камни...

Большинство из нас знает, что материк Антарктида и самый крупный остров Земли Гренландия покрыты мощным слоем льда: толщина его достигает 2-3 километров. Ученые обнаружили, что в недавнем геологическом прошлом, всего каких-нибудь 15-20 тысяч лет назад, ледник покрывал территорию Москвы, Нижнего Новгорода, Смоленска и многих других современных городов средней полосы России.

Следы древних ледников обнаружены даже в Африке.

Древние ледники медленно двигались от Скандинавского полуострова и полярного Урала на юг. Движение ледника можно сравнить с гигантским бульдозером, который выравнивает поверхность Земли. Но в его толще совершались сложные химические процессы, в результате которых образовалась красная кирпичная глина. Что на самом деле происходило в толще льда и что именно породило это сокровище Земли, не знает никто. Наука пока только строит догадки.


"Всюду веешь на просторе..."

26 апреля 1986 года взорвался ядерный реактор на Чернобыльской атомной станции. Радиоактивное облако, с ветром, разошлось по всему земному шару, постепенно рассеиваясь. Больше всех от него пострадали Белоруссия, Украина, некоторые районы России. Следы этого облака отмечены в Японии, Северной Америке.

Этот факт, конечно, не из радостных, но он показывает могучую силу ветра.

Ветер совершает огромную геологическую работу. Он поднимает с поверхности Земли массу пыли, а если это смерч, бешеный волчок, в который, кажется, собрались тысячи петров, то вырывает деревья, сносит крыши домов, переворачивает машины, поднимает и переносит даже камни. Под действием ветра, несущего пыль, полируются самые крепкие базальтовые скалы, а в пустынях движутся барханы. В процессе движения самые мелкие частицы — пыль — уносятся далеко, а барханы приобретают однородный песчаный состав.

Эоловые (перенесенные ветром) пески служат хорошим строительным материалом. Движущиеся барханы пустынь неумолимы в своем движении и засыпают целые города.

В геологии есть понятие — выветривание горных пород. Оно включает в себя не только механическое разрушение отдельных минералов, но и их химическое преобразование в разнообразные глины.

Выветривание — это и разрушение горных пород под действием замерзающей влаги, которую они содержат. Породы, рожденные при выветривании, содержат много ценных полезных ископаемых. Среди них каолиновая глина, служащая для изготовления фарфора; руды никеля, железа, самородной меди; драгоценная бирюза; малахит.

Категория: СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ | Добавил: admin (18.08.2012)
Просмотров: 3103 | Теги: юные геологи, дидактический материал по географии, учителю географии, камни, минералы, полезные ископаемые, занимательная география, геология | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru