Суббота, 23.11.2024, 13:23                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ [95]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [17]
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ [28]
ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ШКОЛЬНИКАМ О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ [15]
ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ [14]
ПОГОДА. ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ? [17]

Статистика

Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

Что такое геология?

С легкой руки Эшольта

Хомо сапиенс (человек разумный) существует около десяти тысяч лет. И за это время он приобрел многие сотни профессий, например землепашца, охотника, кузнеца, учителя, космонавта...

Одной из самых древних является профессия геолога-рудознатца.

Прежде чем начать рассказ о сокровищах Земли, то есть о полезных ископаемых, необходимо понять, что такое геология.

Термин «геология» ввел норвежский ученый М.П. Эшольт. Это произошло в 1657 году.

Геология — греческое слово, в переводе на русский язык оно означает наука о Земле. Правда, это понятие слишком широкое, потому что Землю изучает ряд других наук: геодезия, почвоведение, география... Поэтому правильнее сказать: геология изучает верхнюю твердую часть нашей планеты, называемую земной корой (литосферой), ее состав, строение и процессы, протекающие в ней с момента образования до наших дней. Если мы заглянем в энциклопедию, то узнаем, что «геология — это комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и Земли». А один старый мудрый профессор говорил: «Геология — это стремление человека узнать, что находится у него под ногами».

Еще в глубокой древности люди пытались уяснить себе происхождение Земли, определить ее форму, величину, отношение к Солнцу и звездам. Эти и многие другие вопросы решает геология. Люди знают форму и величину Земли, глубину морей, высоту всех гор, умеют объяснить землетрясения и извержения вулканов. Знают, как Земля устроена, но очень приблизительно.

Наша планета — это огромный, не вполне правильный шар со средней величиной радиуса 6368 километров. По сегодняшний день люди продолжают неутомимо изучать Землю. Поэтому почти в каждом государстве существуют геологические учреждения, которые исследуют строение и состав земной коры в пределах своей страны, ищут различные полезные ископаемые.


Первые геологи

Имен первых геологов мы не узнаем никогда, потому что это были первобытные люди. Естественно, они не учились в высших учебных заведениях, не отправлялись в научные экспедиции, не склонялись над микроскопами, но зато умели внимательно наблюдать жизнь, которая царила вокруг них.

Первобытные люди научились отыскивать питьевую воду; в один прекрасный день открыли для себя лечебные свойства минеральных подземных источников; находили самые разнообразные камни и пытались сделать из них орудия труда. Острыми камнями наши пращуры рассекали туши убитых животных, плоскими — растирали зерна злаков, цветными и блестящими камнями украшали себя.

Первобытные люди догадались, что камни — это надежное оружие. Удачно брошенный камень как бы удлинял руку охотника, поражая убегавшего зверя или врага.

Однажды первые люди случайно заметили, что некоторые тяжелые камни на углях костра плавятся, превращаясь в блестящий слиток. Потом наши наблюдательные предки догадались, что получившуюся из камня тяжелую жидкость можно вылить в глиняные формы — и вот тебе, пожалуйста, готовы топоры, ножи, наконечники для стрел и многие важные для жизни вещи. Это были первые металлические предметы. А металл тот — всем известная сегодня бронза.

Наверняка первобытные люди не один раз бросали в пламя костра и горючие камни — куски угля. А увидев, как горит нефть, решили, что наблюдают невероятное явление.

Так, шаг за шагом, наши праотцы осваивали все новые и новые сокровища Земли, запоминали увиденное, делились потрясшими их впечатлениями друг с другом.

Если бы они могли написать учебник об этом опыте, это был бы первый занимательный учебник геологии.


О каменных сковородках, "фе" и многом другом

Как древние люди использовали камни? Например, они делали из них кухонную посуду. Ее первые образцы появились по крайней мере 10-15 тысяч лет назад. Сначала это были грубые и толстые, слегка закругленные по краям массивные сковородки. Затем из камня принялись выдалбливать более глубокие сосуды, напоминающие нынешние миски и чаши. Чуть позже появились каменные горшки.

Мир вещей, созданный руками первых людей, был в основном каменным. Скребки, лопаточки, жернова для растирания зерна, ножи, топоры, наконечники для копий и стрел, молотки, шила, грузила для рыбной ловли, пряслица и масса других предметов были сделаны из камня.

В древности камень служил еще и деньгами. В каменном веке в Китае деньгами были кусочки нефрита. Да и сегодня эта традиция до сих пор жива: кое-где в Африке расплачиваются кусками каменной соли, на Сулавеси в Индонезии — агатом, на островах Новые Гебриды — мраморными кольцами. Но особенно необычны каменные деньги острова Яп, что в Тихом океане. Там в ходу деньги, которые называются «фе» — диски из минерала арагонита. Их диаметр достигает 5 метров.

Камень и древние постройки тоже неотделимы друг от друга. Первые люди сооружали свои незатейливые дома, используя при этом «дикий» (необработанный) камень. Затем уже древние египтяне начали возводить знаменитые пирамиды и дворцы фараонов, вытесывая известняковые крупные блоки и гранитные колонны высотой до 20 метров.

Тесаный камень был применен в кладке стен древней Трои.

Люди ценили в камне его несокрушимость и поэтому доверяли ему хранить свои записи о разных исторических событиях. С XVIII века до нашей эры сохранился базальтовый столб, на котором клинописными знаками было высечено 282 закона вавилонского царя Хамурапи. На каменных плитах в Элладе, Римской империи, других древних государствах люди запечатлели Хамурапи декреты и другие тексты, которые помогли современным исследователям восстановить важнейшие события далекого прошлого.

Из базальта изготовляли долговечные приборы. В столице Мексики хранится уникальный Камень Солнца, или, как его еще называют, календарь ацтеков. Это гигантский 25-тонный монолит в виде круга диаметром около 4 метров. Если вы спросите мексиканцев, сколько ему лет, никто не ответит вам на этот вопрос. Но по Камню Солнца и сегодня с редкой точностью определяют периоды движения небесных тел, сроки солнечных и лунных затмений, даты сбора урожая.

Пригодился камень и для создания музыкальных инструментов. В Древнем Китае мелодичные звуки извлекали из подвешенных нефритовых пластинок, различных по толщине и размеру.

Древнейший каменный музыкальный инструмент обнаружили во Вьетнаме, во время раскопок неолитической стоянки. Он состоит из 11 плит роговика массой от 4,8 до 11,5 килограмма каждая. Музыкальные плиты располагались горизонтально, как у современных ксилофонов Этот удивительный инструмент хранится в Музее Человека в Париже и назван литофоном. Достаточно легко прикоснуться к плите литофона, чтобы он мгновенно мелодично зазвучал.

Каменные предметы, оставленные нам далекими предками, стали изучаться только с XVI века. До этого они были непонятны людям, с ними были связаны многие суеверия, а подчас и курьезные истории. Известно, например, что византийский император Алексей I Комнин послал в 1081 году императору Генриху IV в числе других подарков «небесный» топор, оправленный в золото. Конечно, императоры и не предполагали, что сделал его, сидя в сырой полутемной пещере, много веков назад первобытный человек со звериной шкурой на спине. Они были уверены, что этот топор упал на землю с загадочного неба.


Откуда взялись некоторые геологические термины?

Давным-давно наши предки жили в глубоком страхе перед явлениями природы. Они наблюдали поражающие их воображение вулканические извержения, землетрясения, наводнения, ливни, грозы, бури, движущиеся по небу Солнце, Луну, звезды, приходили в трепет и пытались хоть как-то объяснить себе все увиденное. Так из года в год, из века в век складывались фантастические мифы и легенды. Сначала они передавались древними людьми из уст в уста, потом их начали записывать. Самые древние мифы и легенды известны с III тысячелетия до нашей эры.

Наиболее известны среднеазиатские, индские, еврейские мифы, скандинавские саги, исландские эдды, древнегреческие и древнеримские мифы, пришедшие к нам из глубин времен. О некоторых из них стоит рассказать.

Мифы скандинавских народов рассказывают, что в северной части искони существовавшего пространства возник источник стужи и ледяных туманов, а на юге пробился источник тепла. Затем холодные и теплые волны столкнулись, и явилось всё то, из чего произошел мир, а позже — боги и великаны.

Бог Вотан для создания мира размалывал тело великана Имера на огромной мельнице. Она приводилась в движение водой, текшей из холодного источника и стекавшей по желобу в океан.

Искры, исходившие из теплого источника, образовали звезды. А искры, летевшие от камней гигантской мельницы, породили бога Геймдалла. Это он при помощи сверла высек огонь для людей Он же привез им различные орудия и научил земледелию, скотоводству, кузнечному и другим ремеслам.

В конце правления землей Геймдаллова сына и преемника Скиольд-Боргера умер бог света Бальдур. Настала ужасная зима. Обитаемые до того земли покрылись льдами. Население двинулось с обжитых мест к югу, прогоняя жившие по соседству племена.

Когда страшная зима со своими льдами миновала, люди смогли вернуться обратно.

В некоторых скандинавских мифах утверждается, что Земле угрожает новая страшная зима, новое оледенение. Оно-то и повлечет за собой конец мира.

В мифах Скандинавии в поэтической форме говорится о геологической роли тепла и холода, выветривании горных пород, геологической работе ледников и текучих вод, периодических изменениях климата, приводящих к оледенению.

А вот древнегреческие и древнеримские мифы оставили в наследство науке геологии большое количество словесных выражений — терминов. Сам термин «геология» происходит от греческих слов «гея» — «земля» и «логос» — «наука».

В древнегреческой мифологии Гея — богиня Земли, мать всего сущего. Она создала звездное небо, бога Урана и на Земле кипящее обширное море — Понт. От супружества с Ураном (небом) у Геи (земли) родилось множество детей-титанов: Океан — бог, обтекающий землю; Тетис (Тефида) — супруга Океана, мать всех рек и вод; Рея — великая мать богов следующего поколения; Хронос — время; Гиперион — отец Гелия (бога Солнца); Атлант (несущий небесный свод), Прометей, Сизиф, Крон, морские титаны — Форкий, Тавмант и другие.

Главные боги-олимпийцы — Зевс (молниевержец) и Гера. Из богов следующего поколения можно назвать следующих: Гефест (у римлян — Вулкан) — бог подземного огня подземный кузнец, Эол — бог ветров, Борей — бог северного ветра и другие.

Интересуясь геологией, вы часто будете встречать такие понятия, как плутонические породы, вулканические явления, эоловые процессы, бореальные явления и другие. Нетрудно догадаться, откуда произошли эти названия. Мифы были не только фантастикой, но и правдивым рассказом о том, что когда-то происходило в природе.


Что думал о геологических процессах великий Леонардо?

Гениальный Леонардо да Винчи (1452-1519) был одним из первых представителей эпохи Возрождения, который задумался о происхождении и истории Земли. Его взгляды шли вразрез со средневековыми представлениями.

Ученый подверг критике убеждение о противоположности земного и небесного. Земля, по его мнению, представляет собой такое же небесное тело, как и другие светила, и никак не является центром Вселенной.

Одно время Леонардо да Винчи как инженер-гидротехник прокладывал в северной части Италии каналы. От его внимательного взгляда не укрылся следующий занимательный факт. В напластованиях земли он обнаруживал на разных глубинах и часто на значительном рас стоянии от моря морские раковины.

Изучая их, Леонардо сделал следующие выводы Раковины жили когда-то на дне моря. А горы и моря не всегда находились там, где находятся в настоящее время. Изменения границ моря и суши происходили постепенно. Происходят они и сейчас и будут происходить всегда, пока на Земле есть жизнь.

Великий ученый не желал соглашаться со средневековыми представлениями об ископаемых раковинах и костях как всего лишь о творческой игре природы. Он доказывал, что и раковины, и кости — останки когда-то обитавших на Земле организмов.

«Нам говорят, — писал Леонардо да Винчи, — что эти раковины образовались в горах под влиянием звезд; но я спрашиваю, где в горах звезды, образующие теперь раковины разного возраста и вида? И как могут звезды объяснить происхождение гравия, встречающегося на различных высотах и сложенного из камней, округленных как бы действием движущейся воды; или каким образом может такая причина объяснить, почему в некоторых местах встречаются окаменевшие листья, морские водоросли и морские раки?..»

В то время, когда жил Леонардо да Винчи, механика занимала главное место среди наук и получила наибольшее развитие. Вот почему гениальный ученый подходил к геологическим явлениям с точки зрения механики. Главное, на что он обратил внимание, — это механическое действие текучих вод. Он ввел в науку понятие о процессе образования обломочных горных пород и доказывал, что подобное могло происходить только под действием разрушающей, сортирующей, двигающей силы текучих вод. Так удивительный мыслитель, ученый, провидец и творец Леонардо да Винчи положил свой кирпичик в фундамент будущего здания науки геологии.


Теоретик Агрикола

К концу Средневековья горнорудное дело — предтеча геологии — получило особенно большое развитие в Центральной Европе: в Моравии, Чехии, Силезии, Саксонии. Здесь возникли многочисленные рудники по добыче драгоценных и цветных металлов. Возникла и первая европейская горнорудная литература.

Видным теоретиком в области горнорудного дела, автором учения о полезных ископаемых и минералогии в первой половине XVI века был немецкий врач, металлург и минералог Георгий Агрикола (1494-1555). Настоящее его имя было Георг Бауэр. Следуя традициям эпохи Возрождения, он изменил свое имя на Георгия Агрикола, под которым и вошел в историю науки и техники.

Агрикола долгое время жил в городе Яхимове (Чехия). В те времена это был один из крупнейших горных центров Европы. Горная промышленность развивалась в Яхимове с VI века. Здесь были обнаружены медь, свинец, мышьяк. До XVI века Яхимов считался главным европейским центром по добыче серебра.

В своих трудах Агрикола впервые обобщил накопленный наукой Средневековья опыт выплавки металла, обогащения руд, техники добычи руд, результаты поисков и разведок полезных ископаемых, знания по некоторым общим геологическим и минералогическим вопросам.

Некоторые средневековые астрологи полагали, что образование металлов происходит благодаря небесным светилам. Золото, например, образуется под действием Солнца, серебро — под действием Луны, свинец — результат влияния Юпитера, железо — Марса и так далее. Агрикола решительно раскритиковал эти фантастические утверждения.

Ученый разработал классификацию минеральных тел, выделив две группы: однородных тел, или минералов, и сложных минеральных тел, или горных пород. Группу минералов он разделил на четыре категории: земли, соли, драгоценные камни, металлы. Группу горных пород — на ряд категорий по цвету, твердости и другим физическим свойствам. В этой классификации Агрикола наметил разделение геологических знаний на науку о минералах, минералогию, и науку о горных породах.

До Агриколы было известно только 60 минералов. Он описал еще 20 и высказал провидческое предположение о существовании множества других, еще не открытых.

Агрикола написал много научных трудов. Над основным своим сочинением — «О горном деле и металлургии» он работал 20 лет. Этот труд ученый окончил в год своей смерти и так и не увидел его изданным. Это произведение увидело свет лишь в 1665 году.

Европа пользовалась трудами Георгия Агриколы как руководством к действию в течение 200 лет, до середины XVIII века. О значении трудов Агриколы писал М.В. Ломоносов.

Он высоко оценил заслуги этого ученого эпохи Возрождения.

Георгий Агрикола — один из многих ученых давних времен, с помощью которых распутывался клубок тайн Земли и создавалась наука геология.


Геология — древо наук

В самостоятельную ветвь естествознания геология выделилась в XVIII — начале XIX века. Без талантливых и гениальных усилий зарубежных ученых У. Смита, А.Г. Вернера, Дж. Геттона, Ч. Лайеля этого бы не случилось. А в России самостоятельно встать геологии на ноги помогли М.В. Ломоносов, В.М. Севергин, А.П. Карпинский и многие другие ученые.

А в конце XIX — начале XX века, когда ученый мир начал активно применять физические, физико-химические, математические и другие методы исследования, о геологии можно уже было говорить как о древе наук.

Какие же науки входят в современную геологию? Вот их краткий перечень.

Петрография — научная дисциплина, изучающая состав и строение горных пород, дающая ответы на вопросы о том, как образовалась та или иная горная порода.

Минералогия — наука о составе, свойствах и образовании минералов.

Историческая геология исследует историю геологического развития Земли.

Тектоника занимается изучением структуры земной коры.

Стратиграфия исследует возраст пород и их взаимоотношения.

Палеонтология, пожалуй, одна из самых загадочных геологических наук. Предмет ее исследования — ископаемые останки животных и растений, населявших нашу Землю тысячи, миллионы лет назад.

Геохимия изучает химический состав Земли и миграцию химических элементов. Отцами этой науки были В.И. Вернадский, В.М. Гольдшмит, А.Е. Ферсман. Геохимия — одна из тех тропинок, которые ведут к поиску и находкам полезных ископаемых.

Гидрогеология знает все или почти все о подземных водах.

Геофизика изучает строение Земли, физические свойства горных пород, физические поля Земли.

Существует и учение о полезных ископаемых, об образовании и закономерностях их размещения.

Вулканология занимается вулканами, их жизнью, прошлым, настоящим и будущим.

Инженерная геология исследует свойства пород как строительных материалов и тех мест, где будут стоять инженерные сооружения.

Надо сказать, что каждая из перечисленных научных дисциплин имеет свои глобальные проблемы, свои направления, которые начали выделяться и со временем, может быть, окончательно выделятся в самостоятельные геологические науки.

Общее же, что объединяет корни, ветви, листья древа геологии, — наша планета Земля.


Что находится в центре Земли?

Ни один ученый, ни один специальный прибор не может добраться до центра Земли. Но все же люди узнали, что находится в сердце нашей планеты. Как?

Прежде всего человечество стало накапливать знания о строении земного шара, изучая вулканические извержения. Из земных недр вырывается горячий газ, выбрасываются расплавленные камни. Так исследователи догадались, что температура в центре Земли очень высокая. Другой способ узнать, каковы «внутренности» Земли, — изучение землетрясений. Картина сейсмических волн, колеблющих нашу планету, — эдакий гигантский рентгеновский снимок земного шара.

Землетрясение можно сравнить с камнем, брошенным в воду. Круги на воде напоминают сейсмические волны, разбегающиеся от центра во всех направлениях. Но Земля не состоит из одних и тех же веществ, как вода Наталкиваясь на различные по твердости образования, такие волны могут менять направление. С помощью очень чувствительных приборов ученые исследуют сейсмические волны и именно так узнают о строении глубинных недр Земли

Ученые заметили: где-то на глубине 2800 км волны двигаются совсем не так, как на небольшом расстоянии от земной поверхности. Одни сейсмические волны резко меняют направление своего движения, другие — неожиданно исчезают.

Сейсмические волны регистрируются сейсмическими станциями, расположенными вокруг эпицентра (очага) землетрясения. Интересно то, что сейсмические волны отмечаются сотрудниками станций не всегда в одно и то же время. Частично это объясняется тем, что состав породы, который колеблют волны, неодинаков. Вот почему, изучая поведение сейсмических волн, можно познакомиться и со строением земного шара.

Итак, из чего же состоит наша планета? Самый верхний слой, земная Кора (литосфера), образован из твердой породы. Толщина земной коры не везде одинакова. Под континентами она достигает 60-70 км, а под океанами — 5 км.

Под земной корой расположена мантия, она тоже состоит из твердой породы. Толщина мантии примерно 2900 км.

В центре находится ядро Земли. Снаружи оно состоит, вероятно, из расплавленных веществ, в основном железа и никеля, А внутреннее ядро — это затвердевший сплав металлов.


Как создавалась геологическая история Земли?

Ученые-геологи тысячу раз ставили перед собой один из важнейших вопросов. «Где и как рождаются полезные ископаемые?» Оказалось, что ответов на этот вопрос много. Полезные ископаемые зарождались в океанах и морях, в недрах Земли, вулканических очагах, озерах и реках. Даже в толще ледников.

Ученых, и не только геологов, всегда интересовали такие вопросы: «Какой была жизнь на Земле до появления на ней человека? Какие животные и растения населяли нашу планету? Что творилось на суше, в воде, в глубинах Земли?»

Восстанавливая древнюю жизнь Земли, мы не можем быть полностью уверены в том, что картина, которую мы себе представляем, достоверна. Но все же лучше двигаться вперед, изучать и предполагать, выстраивать гипотезы, чем спокойно сидеть сложа руки.

Ученым удалось узнать, что земная кора состоит из множества слоев. Самые глубокие из них образовались в далеком прошлом, затем на них накладывались более поздние наслоения. Этот процесс происходил под влиянием ветра и воды озер, рек, морей, океанов.

Исследователям удалось собрать из различных слоев земной коры многочисленные образцы окаменевших останков живых организмов, классифицировать их и в результате восстановить историю развития животного, растительного мира Земли и конечно же геологическую историю нашей планеты.

Сегодня уже можно дать основательный ответ на вопрос о происхождении и формировании угольных залежей, горючих сланцев, нефтегазоносных бассейнов, меловых отложений и других полезных ископаемых, образование которых происходило при том или ином участии живых организмов.

Перемещения земной коры приводили и приводят к тому, что положения слоев Земли меняются. Часто ученым мешает эрозия, в результате которой ископаемые останки вымываются из земли и разрушаются.

Изучение ископаемых проливает обильный свет на условия образования осадков, в которых погребены эти ископаемые. Например, по присутствию пресноводных моллюсков можно определить, что осадки отложились в пресноводном бассейне; морские виды говорят о солености воды, близкой к океанической. Остатки растений указывают на определенные климатические условия. Так, обнаружив в третичных отложениях Гренландии и севера Якутии некоторые остатки двудольных растений, характерных для теплого климата, ученые узнали, что в этих районах был когда-то сравнительно мягкий климат.


Геологическое прошлое

Каждый геолог и просто любознательный человек, интересующийся происхождением сокровищ Земли, должен стремиться познать геологическое прошлое. Он должен представлять, как перерождался органический мир, как менялась неорганическая природа.

Кто-то скажет: «Чего там изучать? Следи за современными геологическими событиями и сразу поймешь* как жила Земля много-много тысячелетий, миллионов лет назад. Ведь все повторяется».

Оказывается, не все. И будет ошибкой утверждать, что настоящее есть единственный ключ к пониманию прошлого.

Лик Земли постоянно меняется: так было миллиарды, миллионы, тысячелетия и сотни лет назад. Так будет всегда, пока существует планета Земля. Поэтому нельзя утверждать, что геологические процессы прошлого происходили так же, как сегодняшние. Некоторые же процессы вообще не повторяются в истории Земли. К тому же и состав атмосферы и гидросферы в древнейшие геологические эпохи был иным, чем сейчас. Например, количество углекислого газа в атмосфере в отдельные периоды, вероятно, возрастало, а кислорода, напротив, уменьшалось; океан был менее соленым. Все это влияло на геологические процессы далекого прошлого.

Геологические процессы необратимы, и чем древнее эпоха, тем больше она отличается от современной.


Геохронологическая шкала

Геохронологическая шкала
Длительность (возраст от начала эры), миллионы лет Название эры
Кайнозойская 67
Мезозойская 173
Палеозойская 330
Протерозойская около 1000
Архейская около 3000

Современная геология исчисляет срок существования нашей планеты 5-6 млрд лет, а срок жизни на ней — более 2 млрд лет. Всю историю Земли ученые поделили на пять больших отрезков времени — эр. Их порядок и длительность можно увидеть в вышеприведенной таблице (геохронологической шкале).

Таким образом, если бы мы захотели оставить послание своим далеким потомкам, то должны были бы сообщить, что живем в кайнозойской эре.


Начало начал

Архейская эра — древнейшая, эра начала (зарождения) жизни. По-гречески слово «начало» переводится как «архе».

Ученые считают, что архейская эра длилась более 2 млрд лет.

Земная кора в ту пору была неустойчивой. Все время по громадным расколам из глубин планеты наружу выливалась расплавленная магматическая масса. Земля представляла собой гигантский кипящий, грохочущий котел. Но постепенно котел этот остывал, неустойчивая, подвижная земная кора твердела.

Древнейшие породы архейской эры, изученные учеными, состоят из различных кристаллических сланцев, гранитов, кварцитов, мраморов. Достоверных останков живых организмов этой эры не найдено. Но в древнейших породах есть мрамор, углерод в виде графита, значит, в самом конце архейской эры уже зародилась жизнь. И на Земле, видимо, существовали бактерии, простейшие растения, морские водоросли.


Первичная, простейшая жизнь

По-гречески «протерос» означает «первый», «зоэ» — «жизнь». Вот почему, судя по названию, мы можем догадаться, что протерозойская эра — это эра первичной, простейшей жизни. Продолжительность ее была около 1 млрд лет.

Если бы мы попали в те времена на Землю, нас поразили бы сотни и тысячи извергающихся вулканов, тучи пепла, заслоняющие солнце, морские волны, проходящие с одного конца света на другой, непрекращающиеся грозы, блеск молний, грохот грома, безжизненная суша без единой травинки.

Планета Земля грохотала, земная кора продолжала двигаться. Но в конце этого древнейшего времени земная кора расчленилась на жесткие, малоподвижные участки. Их называют платформами, или плитами. А те, которые продолжали двигаться, носят название геосинклиналей. Древними платформами в нашей стране являются Восточно-Европейская (Русская) и Сибирская.

В протерозойскую эру земной океан буквально кишел простейшими живыми организмами. В основном это были различные водоросли, бактерии, кремниевые губки, древнейшие ракообразные. Все они не имели твердого скелета.

Обычно архейскую и протерозойскую эры объединяют, называя этот долгий период в истории нашей планеты докембрием. Геологи обнаружили в докембрийских отложениях богатые рудные полезные ископаемые. Это, например, залежи железных руд (Кривой Рог, Курско-Белгородский железорудный пояс); урановые и оловянная руды, золото, серебро, свинец, цинк, никель, медь, платина. Именно в те древнейшие времена родились месторождения слюды (мусковита), полевого шпата, марганца.

Но что интересно: в докембрии нет ни угленосных, ни соленосных отложений. Почему? Потому что не появились еще растения, а вода в океане была пресной или кисловатой.


Добро пожаловать, черви, рыбы и растения!

Следующий этап жизни на нашей планете — палеозойская эра. Это эра древней жизни. Длилась она более 300 млн лет. В это время Землю заселили беспозвоночные (различные моллюски, ракообразные, черви), появились первые позвоночные (рыбы). Растения окончательно завоевали сушу. Появились первые хвойные и цикадофиты.

Земля все еще громыхала, земная кора продолжала свое формирование. Были в эту эпоху и грандиозные времена покоя, например кембрийский, ордовикский периоды.

Замечательным временем в палеозое был каменноугольный период, длившийся 55-75 млн лет. В это время суша Земли покрылась пышной растительностью, из которой в конце концов образовались толщи каменного угля.

Растительный мир стал разнообразным. На Земле царствовал влажный, теплый климат. Многочисленные споровые растения — гигантские папоротники, огромные лепидодендроны, сигиллярии (плауны), каламиты (хвощи) — высотой до 40 метров произрастали по берегам морей, озер, рек. В лесах жили членистоногие насекомые — тараканы, стрекозы, паукообразные. Между прочим, потомки древнейших тараканов дожили на наших кухнях до сегодняшнего дня и не собираются завтра вымирать, как некогда динозавры и мамонты.

В конце каменноугольного периода появились позвоночные. Это были пресмыкающиеся (рептилии). Они уже не метали икру в воде, а откладывали яйца на суше. Рептилии имели холодную кровь и могли жить только в теплом климате.

Каждый из периодов палеозоя сформировал и подарил Земле свои сокровища — полезные ископаемые. Каменноугольный период — это колыбель отличных по качеству известняков, огнеупорных глин, Это мощные залежи угля, нефти, газа. А также месторождения золота, свинца, цинка, серебра, меди, кобальта, ртути.


Времена ящеров

Эра так называемой средней жизни — мезозойская. Длилась она около 170 млн лет. Это время господства пресмыкающихся (наземных позвоночных, рептилий, в частности ящеров), а также время появления первых птиц и млекопитающих.

Во времена мезозойской эры на Земле появились теплокровные млекопитающие, к классу которых относятся многие современные животные, в том числе и человек.

Первые млекопитающие были небольшой величины (примерно с крысу) и жили на деревьях.

Животный мир планеты обогатился первыми крокодилами, ящерицами, динозаврами.

В море появились многочисленные представители корненожек (глобигерины). Из микроскопических раковинок слагались огромные толщи мела.

Но постепенно все рептилии, зубастые птицы вымерли. Пальму первенства взяли млекопитающие. Эти группы животных совершенствовались и прекрасно приспособились к жизни на суше. Они рождали живых детенышей, вскармливали их молоком, а не откладывали яйца.

В конце мезозойской эры появилась группа маленьких животных, питавшихся насекомыми и живших на деревьях. Размерами эти животные напоминали современную нам белку. Именно в среде этих животных медленно, сложно, в течение долгих миллионов лет появились обезьяны, а затем и обезьянолюди. И наконец, человек.

Мезозойская эра подарила Земле разнообразные известняки, мел, пески, песчаники, угли, железные руды, нефть, газ и многие другие полезные ископаемые.


Карпинский-Пятый

Когда Александр Петрович Карпинский не находился в экспедиции, он вел спокойную, размеренную жизнь столичного профессора. У него был уютный дом, любящая жена, по воскресеньям он принимал гостей: родных, друзей, актеров. Из квартиры Карпинского неслись звуки фортепиано, слышалась оживленная речь. И вряд ли прохожие могли предположить, что здесь живет классик геологии.

Александр Петрович Карпинский (1847-1936) — совершенно замечательная фигура в геологии.

Отец его был начальником горных заводов на Урале. Разговоры о полезных ископаемых, о богатствах Уральских гор пропитывали всю атмосферу в доме Карпинских. Поэтому мальчик с самого рождения был воспитан в духе любви и уважения к сокровищам Земли.

Детство Александра Петровича шло счастливо, но лишь до того дня, как его отец умер в одночасье от разрыва сердца.

Пришлось одиннадцатилетнему мальчику следом за братьями ехать в Петербург, в Горный кадетский корпус, куда детей горных инженеров принимали бесплатно и содержали за казенный счет. Из семьи Карпинских Саша Карпинский был в Горном кадетском корпусе пятым, поэтому и получил среди сверстников прозвище Карпинский-Пятый.

У Александра Петровича Карпинского был настоящий характер ученого: упорство, стремление к завершению всего начатого, внутренняя ответственность за дело и скромность. Академик Иван Михайлович Губкин (1871—1939), основатель нефтяной геологии России, писал: «Характерно, что во всем его литературном наследстве совершенно отсутствует в изложении местоимение я».

Научная деятельность Карпинского отличалась разносторонностью интересов. Он проводил исследования в Оренбургской, Волынской губерниях, на Алтае, в степях Киргизии, на Урале, в Донецком бассейне. Принимал активное участие в составлении геологической карты России.

Одним из первых Карпинский стал пользоваться микроскопом при изучении горных пород.

Общегеологические работы ученого, в частности его геологические и палеогеографические карты, послужили основой для прогнозов по поиску полезных ископаемых. За совокупность работ Александру Петровичу

Карпинскому были присуждены Константиновская медаль Русского географического общества и премия имени Кювье Академии наук Франции. Начиная с 1881 года Карпинский был постоянным представителем русской геологической науки на международных конгрессах. У себя дома, в России, он вел огромную общественную работу.

Карпинский был всегда легок на подъем. Сколько он исходил дорог! Когда ученому исполнилось 73 года и он был первым президентом Академии наук СССР, он отправился в экспедицию на Кольский полуостров. А в 85 лет Карпинский приехал в родной Екатеринбург и в свободные минуты бродил по знакомым улицам, вспоминая прошлое.

«Тот, кто не может мириться с неудобствами, вообще не должен быть геологом», — говорил Александр Петрович.

В честь Карпинского названы заливы на Новой Земле и Таймыре, мыс на острове Мак-Клинтока (Земля Франца-Иосифа), река и гора на Таймыре, ледник на острове Октябрьской Революции (Северная Земля), город на Урале, вулкан на острове Парамушир (Курильские острова), гора на Северном Урале...

Карпинский-Пятый 70 лет работал геологом, 50 лет носил звание академика, 20 лет был президентом Академии наук. А прожил он почти 90 лет. Может быть, такие силы и завидное долголетие ему таинственным образом давала Земля, которую он искренне любил и которой так верно служил?


Да здравствует человек!

В ходе длительной эволюции на Земле зашумели современные нам растения, появились знакомые всем животные и произошло событие величайшей важности — возник человек. Он выделился из животного мира. Случилось это в кайнозойскую эру — эру новой жизни.

Кайнозойскую эру делят на два неравных периода: третичный, длившийся около 66 млн лет, и четвертичный, начавшийся около 2 млн лет и продолжающийся ныне.

Третичный период был одной из наиболее важных эпох угле- и нефтеобразования в истории Земли. Наша планета «приобрела» в это время огромные запасы бурых углей, марганцевые руды, бурые железняки, нефть. В это время менялся рельеф и состав пород Земли. Растительность планеты сильно изменилась. Все отчетливее выделялись ботанико-географические зоны и подзоны: степи, пустыни, широколиственные леса, тайга, тундра.

К концу третичного периода почти на всей территории нынешней Украины обитали носороги, слоны, антилопы, жирафы, страусы, бобры. А из растений царствовали ольха, ива, тополь, вяз. По-видимому, климат был теплее современного.

Далее последовали времена, когда черноморские воды отделились от каспийских, и с тех пор возникла поверхность нынешних украинских степей. Но одесский известняк, переполненный останками моллюсков, как бы напоминает нам, что давным-давно здесь шумело море.

Известняк этот служит главным строительным материалом в Одессе. Им успешно пейтрализуют кислые почвы. А знаменитые одесские катакомбы — подземные карьеры этих пород.


Кто создал первый русский учебник геологии?

Люди не могут жить без того, чтобы не гордиться успехами своих соотечественников. Потому что их достижения заставляют и тебя искать, бороться, много работать и хоть чем-то чуть-чуть походить на великих. Француз сияет от счастья, рассказывая, что именно Жорж Кювье (1769-1832) систематизировал всех существующих и вымерших животных Земли. Немец страшно доволен, что знаменитый естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт (1769-1859) объездил полмира и описал природу разных стран, создал научные основы учения о климате. А русский счастлив потому, что среди его выдающихся соотечественников был Александр Александрович Иностранцев (1843—1919). Именно он стал автором первого русского учебника геологии.

Об этом человеке родные и близкие говорили, что он аккуратист, педант, человек чопорный, то есть не допускающий простецкого с собою обращения. И что он, увы, нелегок в общении. Это был бесконечно преданный науке, родному университету ученый-педагог.

Александр Александрович окончил физико-математический факультет Петербургского университета и с 1870 года заведовал там кафедрой геологии и палеонтологии. Совсем молодым человеком, в 27 лет, он стал руководителем и организатором. А это, согласитесь, под силу не каждому.

Иностранцев провел ряд экспедиций: в 1867-1875 годах он посетил север России, в 1875 году — Крым, в 1878 году — Донецкий каменноугольный бассейн. Затем он побывал на Кавказе и Урале.

Одним из главных достижений его жизни было основание Геологического музея Петербургского университета. Музей этот существует и по сей день.

В 1867 году Александр Александрович впервые в России применил микроскопические методы определения горных пород. Ему поручали описание своих геологических коллекций прославленные русские путешественники Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, М.В Певцов.

Интересовала Иностранцева и первобытная археология. С 1869 года ученый собирал каменные орудия.

Весной 1877 года городская дума Петербурга предложила профессору взять на себя проведение геологических консультаций при разработке плана борьбы с наводнениями, не раз угрожавшими северной столице.

Сын Иностранцева полвека спустя вспоминал, как отец, приняв предложение думы, поселился с семьей в селе Ивановском. Оттуда ежедневно отец и пятилетний сын отправлялись осматривать берега рек и каналов. Однажды Александр Александрович обнаружил в одном из обнажений костяной гарпун с первобытным орнаментом и человеческий череп. Ученый пришел в неописуемый восторг.

Александр Александрович Иностранцев создал ряд научных трудов о древнейшем прошлом человечества, о людях неолита и палеолита. Эти книги — серьезный вклад в науку, и некоторые идеи, высказанные в них, не устарели до сих пор.


Минерал имени...

Однажды к академику Льву Давыдовичу Ландау (1908-1968), выдающемуся физику-теоретику, пришел геолог Александр Михайлович Портнов и сказал: «Я обнаружил новый редчайший минерал. То, что он должен существовать в природе, предсказали еще в XIX веке».

Ландау, человек остроумный и любопытный, обрадовался: «Какое счастье, что чьи-то предсказания не потонули во тьме времен! Я вас поздравляю с открытием».

Геолог Портнов продолжал: «Лев Давыдович! Я хочу назвать мой минерал вашим именем и прошу на этот ответственный шаг разрешения».

Академик засмеялся: «Как жаль, что я ничего не понимаю в камнях! Если вы начнете объяснять мне достоинства вашего минерала, я вряд ли сумею оценить их. Скажите только, как будет звучать его имя?»

Портнов торжественно ответил: «Ландауит».

«Что же, звучит неплохо. Спасибо, молодой человек, за то, что мне дан пропуск в царство минералов!..»

Любые горные породы состоят из отдельных минералов. Их насчитывается уже много тысяч, и каждый имеет свое имя.

Некоторые, например кремень, золото, бирюзу, люди узнали и начали использовать тысячи лет назад. Но геологи всего мира обнаруживают все новые и новые минералы. Чтобы найти новый минерал, энтузиасты готовы мчаться на край света, спускаться в глубокие шахты и карьеры, перебирать руками тонны пустых пород на рудниках, исследовать помет летучих мышей в пещерах, нырять с аквалангом на морское дно, сутками сидеть за микроскопом...

Незнакомые образцы тщательно собирают, описывают, измеряют, исследуют их химический состав, а рентгеновскими методами выявляют строение кристаллической решетки.

Затем следует почти детективная часть работы. Будущие первооткрыватели минералов сравнивают полученные результаты с уже известными минералогическими данными

Не каждый день — а лишь изредка — обнаруживается новый минерал. И тогда «новорожденному» надо дать собственное имя. В этот ответственный момент обязано действовать главное условие: имя должно быть единственным на белом свете, как и только что открытый минерал.

Минералы называли в честь Солнца, планет и звезд. Среди них силикаты — астрофилит (от «астра» — звезда), солнечный камень, лунный камень, гелиодор (от «гелио» — солнце), гелиотроп. Известен также волокнистый гипс — селенит (от «селена» — луна), он обладает мягким лунным светом.

В честь богов названы окислы уранинит (от Урана) и танталит (от Тантала); силикаты титанит (от Титана) и нептунит (от Нептуна).

В честь животных назван силикат змеевик и разновидности кварца: кошачий глаз, тигровый глаз и соколиный глаз.

Можно найти минералы, названные в честь растений. Это гороховый камень, железные цветы и железная роза.

Есть минералы, носящие имена народов и стран. Это мусковит (в честь древнего названия Московского княжества), лопарит (от «лопари» — коренное население Кольского полуострова и северной Финляндии). Есть минералы узбекит, таджикит, угандит (от Уганды — страны в Восточной Африке), исландский шпат, андалузит (от Андалузии — области в Южной Испании).

В названиях минералов есть и морская тема. Это беломорит (от Белого моря), азовскит (от Азовского моря), босфорит (от Босфорского пролива).

Конечно же существует огромное количество минералов, названных в честь выдающихся писателей, ученых, государственных деятелей. Перечислим лишь некоторые из них. От фамилий Пушкин, Гёте, Сервантес, Андерсен произошли названия минералов пушкинит, гётит, сервантит, андерсонит.

В честь космонавтов и летчиков названы минералы гагаринит, комаровит, чкаловит.

Не забыт геологами и выдающийся полководец XIX века, герой Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Багратион Его фамилия дала имя минералу багратиониту.

Выдающиеся русские ученые явились крестными отцами многих минералов* таких, как ломоносовит, менделеевит, вернадскит, ферсманит, бутлерит, курчатовит.

А минерал рузвельтит напоминает нам об американском президенте Рузвельте.

Рекордсменами — первооткрывателями минералов за последние 40 лет стали геологи Евгений Иванович Семенов, Александр Павлович Хомяков и Светлана Вячеславовна Малинко. Вместе они нашли более 50 (!) минералов.

Категория: СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ | Добавил: admin (18.08.2012)
Просмотров: 3694 | Теги: дидактический материал по географии, юные геологи, учителю географии, камни, минералы, полезные ископаемые, занимательная география, геология | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru