Четверг, 28.03.2024, 21:38                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ [95]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [17]
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ [28]
ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ШКОЛЬНИКАМ О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ [15]
ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ [14]
ПОГОДА. ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ? [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » РАССКАЗЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ » СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

Что такое биосфера

У нашей планеты есть три главных этажа. Первый — литосфера: конечно же речь идет о земле. Второй — гидросфера, это вся мировая вода. Третий — атмосфера, или попросту воздух. В каждом уголке этих трех этажей кипит активная жизнь. Мотором ее является величественная солнечная энергия. Не случайно во все времена люди, наблюдая за Солнцем, размышляя о нем, относились к самому главному светилу нашей Галактики с благоговением, трепетом, любовью. В сказках, легендах, песнях мира к Солнцу обращались в превосходной степени, называли и царем, и батюшкой, и кормильцем... Во многих сказках мира Солнце названо Богом.

Солнечный луч коснулся земли, согрел холодную зимнюю почву, пробудил семя, дремавшее в ней, — и вырос чудесный цветок.

Солнечный луч заскользил по водной глади. Это ласковое прикосновение уловили сонные рыбы и начали свои свадебные танцы.

Солнечный луч растопил ледяную корку, просверлил плотный сугроб, начал грызть сосульку — и понеслась яростная вода, разломился речной лед. Началась новая весна.

Солнце подталкивает ход жизни. Так было и так будет до тех фантастических пор, пока Солнце не погаснет. А пока все живые организмы и среда их обитания связаны друг с другом, а раз связаны, значит, образуют единую систему.

Так, стоя перед портретом Моны Лизы кисти бессмертного Леонардо да Винчи, зритель не заостряет внимание на одном лишь лице, руках или складках платья. Он воспринимает портрет в целом. Потому что нет в нем ни одной лишней детали, случайного штриха. Портрет Моны Лизы гармоничен.

Точно так же гармонична биосфера — все живые организмы, в том числе и мы, люди, и среда их обитания. Уничтожь одно-единственное звено биосферы, нарушится вся картина живого мира, развивавшегося на Земле более одного миллиарда лет.

До простой и гениальной мысли о существовании биосферы додумался целый ряд ученых, живших в разные времена и разных странах. Но учение о биосфере, ее внутренних и внешних связях, блестящие выводы, сложившиеся в стройную научную картину, создал великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский.

Сначала Вернадский писал о механизме биосферы, пытаясь представить ее как простую схему. Сухие цифры, четкие формулировки. Но позже ученый убедился, что был не совсем прав. Биосфера — живой развивающийся организм! Космос — тоже! Земная кора вовсе не мертва! А космос и Земля — одно целое!

Чтобы не оказаться сиротой в собственном доме, человек не должен навязывать свои идеи окружающему его миру, а наоборот, должен жить с учетом его законов.

Тогда на Земле наступит торжество разума, добра и красоты. Заводы и фабрики перестанут отравлять воздух вредными веществами. Реки будут течь так же, как тысячи и миллионы лет назад, и никто не захочет попытаться повернуть их вспять. Нефтяная пленка перестанет «украшать» изумрудную поверхность океанов. Великая и таинствен пая биосфера заживет свободно и прекрасно.


"Кружевное одеяло" Земли

А сейчас пройдемся по трем главным этажам грандиозного здания биосферы.

Верхний этаж — это атмосфера.

Нашу планету окружает атмосфера — воздушная газовая и водяная оболочка толщиной 10-12 километров. Она напоминает кружевное легкое одеяло.

Газы атмосферы — невидимки. Это азот, кислород, углекислый газ, аргон. А пары воды можно увидеть всегда. Вам знакомы белые облака или серые дождевые, а иной раз фиолетовые грозовые тучи? Часто в них рождается град. В атмосфере присутствуют и частицы пыли.

Без атмосферы жизнь на Земле невозможна. Она задерживает опасные космические частицы и даже метеориты; ночью предохраняет планету от потери тепла.

Атмосфера проникает и в недра Земли. Даже на глубине 2-3 километров в подземных водах растворены различные газы.

Самый главный для жизни газ — кислород. Его в атмосфере 20%, и он нужен всем животным и растениям... Без кислорода человек не может жить более 2-3 минут, без воды — 1-2 суток, а без пищи продержится целый месяц.

Подземная атмосфера содержит различные газы. Метан, который горит во всех газовых плитах. Сероводород, излечивающий многие болезни. Гелий — газ, который впервые был обнаружен на Солнце, а уж потом в недрах Земли.

Человек упорно загрязняет воздух, особенно когда сжигает в печах уголь или торф, содержащие сульфиды железа. При сжигании угля сульфиды преобразуются в серный ангидрид, а он в свою очередь, попав в водяные пары атмосферы, превращается в кислотный дождь. Когда такой дождь выпадает на землю, он губит деревья и травы, насыщает почвы и воды ядовитыми тяжелыми металлами. Заводские трубы выбрасывают в атмосферу миллионы тонн дымов, насыщенных всякой вредной гадостью.

Большой вред наносят атмосфере терриконы горных пород: из них летит пыль.

Загрязненный воздух вызывает болезни легких у человека и животных.

Газовый состав атмосферы Земли формировался миллиарды лет. Сейчас он изменяется — растет содержание CO2, а кислорода и озона становится все меньше. Вот почему теплеет климат, тают ледники, поднимается уровень воды в океанах. Все это — настоящие бедствия.

Атмосфера Земли живет бурной жизнью без отдыха. Дуют ветры, возникают штормы на море и в океане, смерчи, суховей на суше. Атмосфера определяет погоду и климат на всей планете.

Давайте все вместе беречь «кружевное одеяло» нашей планеты, чтобы оно не напоминало рваную, в заплатках тряпку!


Голубой Феникс

Если посмотреть на Землю со звездных дорог, то можно увидеть: поверхность нашей планеты напоминает два цветка и лепестки одного как бы входят в лепестки другого. Названия этих цветков — вода и суша.

Вода, или гидросфера, — второй этаж биосферы.

Объем воды в Мировом океане около 1370 млн км3. Это в 10 раз больше объема суши, возвышающейся над уровнем моря. Вода есть везде: в океанах, реках, озерах, в атмосфере, земной коре в виде жидкости, пара или льда. Общий объем воды на Земле составляет 2000 млн км3.

У воды много удивительных свойств. Среди них самое необычное — это ее бессмертие. Человек ежегодно извлекает из земли 7-10 миллиардов тонн полезных ископаемых. Как ни велики эти запасы, но они постепенно убывают. Население земного шара каждые сутки потребляет 7 миллиардов тонн воды — столько же, сколько полезных ископаемых в год. Чтобы добыть 1 тонну угля, нужно использовать 3 тонны воды. На производство

1 тонны стали уходит 200-300 тонн воды, тонна синтетического волокна — 4 тысячи тонн воды. На выращивание 1 тонны пшеницы расходуется 1500 тонн воды. А если эти цифры перемножить на общее количество выпускаемой в мире продукции?

И при этом общее количество воды на планете не уменьшается! Словно сказочная птица Феникс, сгорающая и вновь и вновь возникающая из пепла, возрождается и вода — голубой Феникс.

Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее — недостаток чистой воды. Сточные воды, промышленные и бытовые, загрязняют реки, заражают грунтовые подземные воды. Уже сегодня на протяжении десятков тысяч километров вода непригодна для питья. В ней гибнет рыба, на берегах чахнут деревья, травы и кустарники. Человек безрассуден: он сбрасывает губительные радиоактивные и химические отходы в океаны и моря. Он готов напоить смертельным ядом главное водохранилище планеты — Мировой океан. В океанах нет обособленных районов. Вода, зараженная в одном месте, рано или поздно появится у всех океанских берегов. Радиоактивные вещества попадают в растения и животных. А какая судьба ждет обитателей морских глубин? Неужели они однажды вымрут?

Загрязнение рек и озер, лишая человека чистой воды, несет с собой болезни, сокращает улов рыбы и уменьшает урожаи культур, требующих орошения. Неужели будущие поколения людей ждет экологическая трагедия?

В средние века алхимики в лабораториях, путешественники на островах, затерянных в океане, настойчиво искали эликсир жизни, источник вечной молодости. Они не знали, что этот эликсир — обыкновенная чистая вода, голубой Феникс.

Надо сделать все для того, чтобы эликсир жизни не превратился в эликсир смерти.


"Кожа" Земли и ее "дети"

Нижний этаж биосферы — это, конечно, литосфера, земная кора.

Средняя толщина земной коры равна приблизительно 40 километрам, а толщина почвы, или, образно говоря, «кожа» земли, составляет всего 0,2-1,5 метра. Она появилась в результате взаимодействия горных пород, воздуха, атмосферных осадков, живых организмов.

Вода, ветер и смена температур измельчают горные породы. Скелетообразные останки разных организмов постоянно измельчаются, превращаются в крохотные частицы — ученые их называют коллоидами. Коллоиды растворяет дождевая вода. Так рождаются почвенные растворы. В почве обитает целое царство живых организмов: вирусы, бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные живые организмы, черви, насекомые и даже млекопитающие. Все они, вместе взятые, обогащают почву органическими веществами, проветривают ее.

На почве живет настоящий океан растений. Нет смысла перечислять их все в этом кратком рассказе. Но среди них есть те, которые дарят нам, людям, пищу: хлеб — пшеница, рожь, кукуруза... сладости — картофель, сладкий батат, канадский клен, свекла, сахарный тростник... жиры — какао, кокос, арахис, подсолнечник... пряности — черный перец, ванилин, корица, гвоздичное дерево. Есть среди растений и такие, которые нас одевают не один год — века. В растительном магазине тканей — волокна фикуса, агавы, камыша, хлопка, джута, льна, конопли... А яды? Ими тоже богат растительный мир. Источниками ядов служат мак, ягоды белладонны, аконит, дурман обыкновенный, пустырник сердечный, чистотел и многие другие растения. Но раз мы упомянули яды, следует сказать и о множестве лекарственных трав. А среди них в свою очередь любопытно выделить растения-антибиотики. Это и гриб пенициллин, и чеснок, и дикий жасмин, и тысячелистник...

«Кожа» Земли — почва и ее «дети» — в великой опасности. Человек упорно загрязняет воду промышленными отходами, вырубает леса, перенасыщает почву химическими веществами, якобы повышая ее плодородие и уничтожая вредителей. Что делать? Надо спасать то, что еще не потеряно! Надо становиться мудрецами-экологами!

Категория: СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ | Добавил: admin (18.08.2012)
Просмотров: 1703 | Теги: юные геологи, дидактический материал по географии, учителю географии, камни, минералы, полезные ископаемые, занимательная география, геология | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru