Плавания еще одного участника Второй Камчатской экспедиции, капитана Мартына Шпанберга, начались раньше, но продолжались дольше. Шпанберг искал морской путь из России в Японию.
Курильские острова, похожие на сопки, поднимающиеся над водой, тянутся от Камчатки до японского острова Хоккайдо
Теперь флагманским кораблем Шпанберга стал только что построенный
"Архангел Михаил". Сначала флотилия дошла до устья Большой реки на
Камчатке, где стояло русское поселение Большерецк, а затем направилась к
югу. Охотское море штормило, вдобавок пришлось двигаться в густом
тумане. Вскоре Шпанберг потерял из вида один корабль, через 5 дней
другой. Пришлось продолжать плавание в одиночку. Шпанберг дошел до
курильского острова Урупа и решил вернуться в Большерецк. Там уже стоял
один из отставших кораблей, а через 10 дней после "Архангела Михаила"
вернулся другой. Оказалось, его командиру Вилиму Вальтону, выходцу из
Англии, удалось продвинуться к югу гораздо дальше Шпанберга, и он нанес
на карту 26 Курильских островов. Однако моряки еще не знали, что
Курильские острова тянутся от Камчатки до Японии и что Вальтон почти
добрался до японского острова Хоккайдо.
Чужеземцам в Японии все казалось необычным. Тонкое японское искусство - тоже
21 мая 1739 г. из Большерецка вышли уже 4 корабля под
командой Шпанберга, вскоре они были у северных Курильских островов.
Случилось так, что корабль Вилима Вальтона в тумане опять разлучился с
флотилией. Остальные 3 судна в июне достигли северовосточного берега
Хонсю, самого большого из островов Японии.
Несколько дней суда шли на юг вдоль берега и наконец
остановились в заливе, на берегу которого стоял японский городок. Еще в
XVII в. правители Японии решили закрыть страну от мира - из нее изгнали
европейцев, чужеземным кораблям не разрешали заходить в японские порты
под страхом смерти, а самим японцам запрещалось выезжать из родной
страны. Тем не менее к появившимся русским кораблям местные жители не
проявили враждебности. Они подплывали к гостям на лодках, привозили
рыбу, рис. На берег Шпанберг, однако, так и не решился высадиться, а
вскоре заметил, что лодок, полных людьми, становится вокруг кораблей все
больше. Опасаясь неожиданного нападения, он приказал поднять якоря. На
обратном пути Шпанберг прошел мимо японского острова Хоккайдо и
исследовал несколько южных Курильских островов.
Между тем командир "потерявшегося" корабля Вилим Вальтон и на
этот раз превзошел начальника экспедиции. Он тоже добрался до острова
Хонсю, но прошел вдоль берега на юг дальше Шпанберга. Кроме того,
Вальтон рискнул послать матросов за водой. Они стали первыми русскими
людьми, ступившими на японскую землю. Местные жители встретили матросов
приветливо, однако и Вальтон не рискнул надолго задерживаться. Пройдя
немного на юг вдоль берега Хонсю, он повернул назад.
После смерти Беринга Мартын Шпанберг был назначен начальником
Второй Камчатской экспедиции. В 1742 г. на двух кораблях он еще раз
дошел до острова Хонсю, но на берег снова не высадился. Как бы то ни
было, морской путь в Японию был найден. Кроме того, походы Шпанберга
позволили нанести на карту почти все Курильские острова, правда, далеко
не всегда точно. Тем не менее полученные сведения были использованы при
составлении "Генеральной карты Российской империи", которую
Петербургская академия наук издала в 1745 г. |