Стена леса, высокий забор, строение, гора — всякая вообще преграда, отражающая эхо, есть не что иное, как зеркало для звука; она отражает звук так же, как плоское зеркало отражает свет.
Рис. 1. Звуковые вогнутые зеркала.
Звуковые зеркала бывают не только
плоские, но и кривые. Вогнутое звуковое зеркало действует как рефлектор:
сосредоточивает «звуковые лучи» в своем фокусе.
Две глубокие тарелки дают возможность
проделать любопытный опыт этого рода. Поставьте одну тарелку на стол и в
нескольких сантиметрах от ее дна держите карманные часы. Другую тарелку
держите у головы, близ уха, как изображено на рис. 1. Если положение
часов, уха и тарелок найдено правильно (это удается после ряда проб), вы
услышите тиканье часов, словно исходящее от той тарелки, которую вы
держите у головы. Иллюзия усиливается, если закрыть глаза: тогда
положительно нельзя определить по слуху, в какой руке часы — в правой
или в левой.
Рис. 2. Звуковые диковинки в древнем замке — говорящие бюсты. (Из книги Афанасия Кирхера, 1560 г.).
Строители средневековых замков нередко
создавали такие звуковые курьезы, помещая бюсты либо в фокусе вогнутого
звукового зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене.
На рис. 2, заимствованном из старинной книги XVI века, можно видеть
эти хитроумные приспособления: потолок в форме свода направляет к губам
бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные говорные трубы,
замурованные в здании, приносят разнообразные звуки со двора к каменным
бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т. п. Посетителю такой
галереи казалось, что мраморные бюсты шепчут, напевают и т. п. |