Кто много раз посещал различные театры и
концертные залы, тому хорошо известно, что в смысле слышимости залы
бывают с хорошей акустикой и с плохой акустикой; в одних помещениях
голоса артистов и звуки музыкальных инструментов внятно слышны на
далеком расстоянии, в других — звуки даже вблизи воспринимаются
неотчетливо. Причина этого явления очень хорошо изложена в книге
американского физика Вуда: «Звуковые волны и их применения» [Эта
превосходная книга вышла в 1934 г. в русском переводе.].
«Любой звук, произведенный в здании,
довольно долго раздается по окончании звучания источника; вследствие
многократных отражений он несколько раз обходит кругом здания, — а тем
временем раздаются другие звуки, и слушатель часто не в состоянии
уловить их в надлежащем порядке и в них разобраться. Так, например, если
звук длится 3 секунды и оратор говорит со скоростью трех слогов в
секунду, то звуковые волны, соответствующие 9 слогам, будут двигаться по
комнате все вместе и создадут полную неразбериху и шум, из-за которого
слушатель не сможет понимать оратора.
Оказавшемуся в таких условиях оратору
остается говорить очень разборчиво и не слишком громко. Но обычно
ораторы, как раз наоборот, стараются говорить громко и этим только
усиливают шум».
Еще не так давно сооружение театра с
хорошей акустикой считалось делом счастливой случайности. В настоящее
время найдены приемы успешной борьбы с нежелательной длительностью звука
(называемой «реверберацией»), которая портит слышимость. В этой книге
не место входить в подробности, интересные только для архитекторов.
Отмечу лишь, что борьба с плохой акустикой состоит в создании
поверхностей, поглощающих излишние звуки. Самым лучшим поглотителем
звука является открытое окно (как лучшим поглотителем света служит
отверстие); квадратный метр открытого окна принят даже за единицу,
которой измеряется поглощение звука. Очень хорошо — хотя и вдвое хуже,
нежели открытое окно, — поглощают звуки сами посетители театра: каждый
человек равнозначащ в этом отношении примерно половине квадратного метра
открытого окна. И если правильно замечание одного физика, что
«аудитория поглощает речь оратора в самом прямом смысле слова», то не
менее верно, что пустой зал неприятен для оратора также в
непосредственном смысле слова.
Если поглощение звука слишком
велико, это также создает ухудшенную слышимость. Во-первых, чрезмерное
поглощение приглушает звуки, во-вторых, уменьшает реверберацию до такой
степени, что звуки слышатся как бы оборванными и производят впечатление
некоторой сухости. Поэтому, если следует избегать слишком длительной
реверберации, то и слишком короткая реверберация также нежелательна.
Наилучшая величина реверберации для различных зал не одинакова и должна
быть установлена при проектировании каждого зала.
В театре имеется и другой предмет,
интересный с точки зрения физики: суфлерская будка. Обратили ли вы
внимание на то, что во всех театрах она имеет одну и ту же форму? Это
оттого, что суфлерская будка — своего рода физический прибор. Свод будки
представляет собой вогнутое звуковое зеркало, имеющее двоякое
назначение: задерживать звуковые волны, идущие из уст суфлера в сторону
публики, а кроме того, отражать эти волны по направлению к сцене. |