На реках нередко встречаются вертикальные вихри в воде – водовороты. У
правого берега вихри имеют вращение по часовой стрелке, у левого –
против. Вихри с нисходящим движением воды вдоль оси и воронкой на
свободной поверхности известны под названием омутов, вихри с восходящим
движением воды называются суводями. Начинаясь вблизи берегов, водовороты
могут распространяться на значительную часть поверхности реки.
Интенсивность их возрастает со скоростью течения. При прохождении через
омуты и суводи ухудшается управляемость судов, они чаще отклоняются от
курса. Даже при полном безветрии в морских проливах иногда можно
наблюдать бушующее море, когда пенящиеся и крутящиеся валы и буруны, не
имеющие видимого поступательного движения, обрушиваются на корабль со
всех сторон. Явление это известно под именем сулоя, или «толчеи волн».
Возникает сулой из-за разнонаправленности приливо-отливных течений.
Особенно сильный сулой наблюдается в дни максимальных склонений Луны в
проливах Курильских островов и в районе Шантарских островов (Охотское
море). При прохождении через волны сулоя высотой до 5 м у малых судов
ухудшается управляемость, резко возрастает сопротивление движению. Еще
большее сопротивление движению наблюдается в районе «мертвой воды». Вот
как описывает это явление Ф. Нансен в книге «Фрам» в полярном море»:
«Судно «Фрам» попало в зону «мертвой воды» и, несмотря на форсированную
работу машин, почти не двигалось с места. Оно будто тащило всю воду за
собой. Своеобразное явление эта «мертвая вода». Для изучения его
представился здесь лучший случай, чем мы хотели бы. Встречается оно,
по-видимому, лишь там, где слой пресной или сильно распресненной воды
лежит поверх соленой морской воды. Пресная вода увлекается судном, и оно
скользит по тяжелой соленой воде, как по твердой подстилке. Разница в
солености этих слоев очень велика. Так, например, вода, взятая с
поверхности, вполне пригодна для питья, а вода, поступавшая через
кингстон, настолько солона, что не годилась даже для котла. Что мы ни
делали, чтобы выбраться из «мертвой воды», – круто поворачивали судно,
лавировали, описывали полный круг – все напрасно. Лишь только машина
переставала работать, судно тотчас же останавливалось, точно схваченное
чем-то за корму». «Мертвая вода» может наблюдаться при тихой погоде
на небольшом участке акватории в районе таяния ледников, айсбергов или
ископаемых льдов, в местах интенсивного выпадения осад-коз и в устьях
впадающих в море рек, когда морская вода покрывается слоем воды пресной.
Сопротивление движению корабля в «мертвой воде» возникает благодаря
внутренним волнам на поверхности раздела между соленой и пресной водой,
на образование которых затрачивается значительная часть энергии силовой
установки. Сопротивление это зависит от скорости движения корабля и
может в 9 раз превышать сопротивление движению в нормальной воде. Кроме
того, оно возрастает с приближением толщины пресного слоя к осадке
корабля и с увеличением разности плотностей соленой и пресной воды. Водовороты, сулой и «мертвая вода» – трудные условия для плавания небольших судов. |