О «вечном двигателе», «вечном движении»
часто говорят и в прямом и в переносном смысле слова, но не все отдают
себе отчет, что, собственно, надо подразумевать под этим выражением.
Вечный двигатель — это такой воображаемый механизм, который
безостановочно движет сам себя и, кроме того, совершает еще какую-нибудь
полезную работу (например, поднимает груз). Такого механизма никто
построить не смог, хотя по пытки изобрести его делались уже давно.
Бесплодность этих попыток привела к твердому убеждению в невозможности
вечного двигателя и к установлению закона сохранения энергии —
фундаментального утверждения современной науки. Что касается вечного
движения, то под этим выражением подразумевается непрекращающееся
движение без совершения работы.
Рис. 1. Мнимое вечно движущееся колесо, придуманное в средние века.
На рис. 1 изображен мнимый
самодвижущийся механизм — один из древнейших проектов вечного двигателя,
иногда и теперь возрождаемый неудачливыми фанатиками этой идеи. К краям
колеса прикреплены откидные палочки с грузами на концах. При всяком
положении колеса грузы на правой его стороне будут откинуты дальше от
центра, нежели на левой; эта половина, следовательно, должна всегда
перетягивать левую и тем самым заставлять колесо вращаться. Значит,
колесо должно вращаться вечно, по крайней мере до тех пор, пока не
перетрется его ось. Так думал изобретатель. Между тем, если сделать
такой двигатель, то он вращаться не будет. Почему же расчет изобретателя
не оправдывается?
Вот почему: хотя грузы на правой стороне
всегда дальше от центра, но неизбежно такое положение, когда число этих
грузов меньше, чем на левой.
Взгляните на рис. 1: справа всего 4
груза, слева же — 8. Оказывается, что вся система уравновешивается;
естественно, что колесо вращаться не станет, а, сделав несколько
качаний, остановится в таком положении [Движение такой системы
описывается с помощью так называемой теоремы моментов].
Теперь доказано непреложно, что нельзя
построить механизм, который вечно двигался бы сам собой, выполняя еще
при этом какую-нибудь работу. Совершенно безнадежно трудиться над такой
задачей. В прежнее время, особенно в средние века, люди безуспешно
ломали головы над ее разрешением и потратили на изобретение «вечного
двигателя» (по латыни perpetuum mobile [Произносится «перпетуум
мобиле»]) много времени и труда. Обладание таким двигателем
представлялось даже более заманчивым, чем искусство делать золото из
дешевых металлов.
У Пушкина в «Сценах из рыцарских времен» выведен такой мечтатель в лице Бертольда.
«— Что такое perpetuum mobile? — спросил Мартын.
— Perpetuum mobile, — отвечает ему
Бертольд, — есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не
вижу границ творчеству человеческому… Видишь ли, добрый мой Мартын!
Делать золото — задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное и
выгодное, но найти perpetuum mobile… О!..».
Были придуманы сотни «вечных
двигателей», но ни один не двигался. В каждом случае, как и в нашем
примере, изобретатель упускал из виду какое-нибудь обстоятельство,
которое и разрушало все планы.
Вот еще образчик мнимого вечного
двигателя: колесо с перекатывающимися в нем тяжелыми шариками (рис. 45).
Изобретатель воображал, что шары на одной стороне колеса, находясь
всегда ближе к краю, своим весом заставят колесо вертеться.
Рис. 2. Мнимый вечный двигатель с перекатывающимися шариками.
Разумеется, этого не произойдет — по той
же причине, как и с колесом, изображенным на рис. 1. Тем не менее в
одном из городов Америки устроено было ради рекламных целей, для
привлечения внимания публики к кафе, огромное колесо именно подобного
рода (рис. 3). Конечно, этот «вечный двигатель» незаметно приводился в
действие искусно скрытым посторонним механизмом, хотя зрителям казалось,
что колесо двигают перекатывающиеся в прорезах тяжелые шары. В том же
роде были и другие мнимые образцы вечных двигателей, выставлявшиеся одно
время в витринах часовых магазинов для привлечения публики: все они
незаметно приводились в движение электрическим током.
Рис. 46. Мнимый вечный двигатель в городе Лос-Анжелесе (Калифорния), устроенный ради рекламы.
Один рекламный «вечный двигатель»
доставил мне однажды немало хлопот. Мои ученики-рабочие были им
настолько поражены, что оставались холодны к моим доказательствам
невозможности вечного двигателя. Вид шариков, которые, перекатываясь,
вращали колесо и тем же колесом поднимались вверх, убеждал их сильнее
моих доводов; они не хотели верить, что мнимое механическое чудо
приводится в действие электрическим током от городской сети. Выручило
меня то, что в выходные дни ток тогда не подавался. Зная это, я
посоветовал слушателям наведаться к витрине в эти дни. Они последовали
моему совету.
— Ну, что, видели двигатель? — спросил я.
— Нет, — ответили мне сконфуженно. — Его не видно: прикрыт газетой…
Закон сохранения энергии вновь завоевал у них доверие и более уже не утрачивал его.
«Зацепочка»
Немало русских изобретателей-самоучек
трудилось над разрешением заманчивой проблемы «вечного двигателя». Один
из них, крестьянин-сибиряк Александр Щеглов, описан у М. Е. Щедрина в
повести «Современная идиллия» под именем «мещанина Презентова». Вот как
рассказывает Щедрин о посещении мастерской этого изобретателя:
«Мещанин Презентов был человек лет
тридцати пяти, худой, бледный, с большими задумчивыми глазами и длинными
волосами, которые прямыми прядями спускались к шее. Изба была у него
достаточно просторная, но целая половина ее была занята большим маховым
колесом, так что наше общество с трудом в ней разместилось. Колесо было
сквозное, со спицами. Обод его, довольно объемистый, сколочен был из
тесин, наподобие ящика, внутри которого была пустота. В этой-то пустоте и
помещался механизм, составлявший секрет изобретателя. Секрет, конечно,
не особенно мудрый, вроде мешков, наполненных песком, которым
предоставлялось взаимно друг друга уравновешивать. Сквозь одну из спиц
была продета палка, которая удерживала колесо в состоянии неподвижности.
— Слышали мы, что вы закон вечного движения к практике применили? — начал я.
— Не знаю, как доложить, — ответил он сконфуженно, — кажется, словно бы…
— Можно взглянуть?
— Помилуйте! За счастье…
Он подвел нас к колесу, потом обвел кругом. Оказалось, что и спереди и сзади — колесо.
— Вертится?
— Должно бы, кажется, вертеться. Капризится будто…
— Можно отнять запорку? — Презентов вынул палку — колесо не шелохнулось.
— Капризится! — повторил он, — надо
импет дать. Он обеими руками схватился за обод, несколько раз повернул
его вверх и вниз и, наконец, с силой раскачал и пустил, — колесо
завертелось. Несколько оборотов оно сделало довольно быстро и плавно, —
слышно было, однако ж, как внутри обода мешки с песком то напирают на
перегородки, то отваливаются от них; потом начало вертеться тише, тише;
послышался треск, скрип, и, наконец, колесо совсем остановилось.
— Зацепочка, стало быть, — сконфуженно
объяснил изобретатель и опять напрягся и размахал колесо. Но во второй
раз повторилось то же самое.
— Трения, может быть, в расчет не приняли?
— И трение в расчете было… Что трение?
Не от трения это, а так… Иной раз словно порадует, а потом вдруг…
закапризничает, заупрямится — и шабаш. Кабы колесо из настоящего
материалу было сделано, а то так, обрезки кой-какие».
Конечно, дело тут не в «зацепочке» и не в
«настоящем материале», а в сложности основной идеи механизма. Колесо
немного вертелось от «импета» (толчка), который дан был ему
изобретателем, но неизбежно должно было остановиться, когда сообщенная
извне энергия истощилась на преодоление трения.
Аккумулятор Уфимцева
Насколько легко впасть в ошибку, если о
«вечном» движении судить только по внешнему виду, показывал так
называемый аккумулятор механической энергии Уфимцева. Курский
изобретатель А. Г. Уфимцев создал новый тип ветросиловой станции с
дешевым «инерционным» аккумулятором, устроенным по типу махового колеса.
В 1920 г. Уфимцевым построена была модель его аккумулятора в виде
диска, вращающегося на вертикальной оси с шариковым подшипником, в
кожухе, из которого выкачан воздух. Будучи разогнан до 20000 оборотов в
минуту, диск сохранял вращение в течение пятнадцати суток! Глядя на вал
такого диска, целыми днями вращающийся без притока энергии извне,
поверхностный наблюдатель мог заключить, что перед ним реальное
осуществление вечного движения. |