Если при известных условиях пуля может
стать безвредной, то возможен и обратный случай: «мирное тело»,
брошенное с незначительной скоростью, произведет разрушительное
действие. Во время автомобильного пробега Санкт-Петербург — Тифлис (в 1924 г.)
крестьяне кавказских селений приветствовали проносящиеся мимо них
автомобили, кидая пассажирам арбузы, дыни, яблоки. Действие этих
невинных подарков оказывалось вовсе не приятным: арбузы и дыни
вдавливали, сминали и ломали кузов машины, а яблоки, попав в пассажира,
причиняли серьезные увечья. Причина понятна: собственная скорость
автомобиля складывалась со скоростью брошенного арбуза или яблока и
превращала их в опасные, разрушительные снаряды. Нетрудно рассчитать,
что пуля в 10 г весом обладает такой же энергией движения, как арбуз в
4 кг, брошенный в автомобиль, который мчится со скоростью 120 км в час,
Пробивное действие арбуза при таких условиях не может, однако,
сравниться с действием пули, так как арбуз не обладает ее твердостью.
Рис. 1. Арбуз, брошенный навстречу быстро мчащемуся автомобилю, превращается в «снаряд».
Когда разовьется скоростная авиация в
высших слоях атмосферы (в так называемой стратосфере), самолеты будут
иметь скорость около 3000 км в час, т. е. скорость пуль, летчикам
придется иметь дело с явлениями, напоминающими рассмотренное сейчас. А
именно, каждый предмет, попадающийся на пути такого сверхбыстроходного
самолета, превратится для него в разрушительный снаряд. Наткнуться на
горсть пуль, просто уроненных с другого самолета, даже не летящего
навстречу, будет все равно, что подвергаться обстрелу из пулемета:
падающие пули ударятся об аэроплан с такой же силой, с какой вонзились
бы в эту машину пули из пулемета. Так как относительные скорости в обоих
случаях одинаковы (самолет и пуля сближаются со скоростью около 800 м в
секунду), то разрушительные последствия столкновений будут одинаковы.
Наоборот, если пуля летит вслед
аэроплану, несущемуся с равной скоростью, то для летчика она, как мы уже
знаем, безвредна. Тем, что тела, движущиеся с почти одинаковой
скоростью в одном направлении, приходят в соприкосновение без удара,
искусно воспользовался в 1935 г. машинист Борщев, приняв движущийся
состав из 36 вагонов на свой поезд без удара и тем предотвратив
железнодорожную катастрофу. Произошло это на Южной дороге, на перегоне
Ельников — Ольшанка, при следующих обстоятельствах. Впереди поезда,
который вел Борщев, шел другой. За недостатком паров передний поезд
остановился; его машинист с паровозом и несколькими вагонами отправился
вперед, на станцию, оставив остальные 36 вагонов на пути. Вагоны, под
которые не было подложено башмаков, покатились под уклон назад со
скоростью 15 км в час, грозя налететь на поезд Борщева. Заметив
опасность, находчивый машинист остановил свой поезд и повел его назад,
постепенно развив скорость также 15 км в час. Благодаря такому маневру
ему удалось весь 36-вагонный состав принять на свой поезд без малейшего
повреждения.
Наконец, на том же принципе основан
прибор, чрезвычайно облегчающий письмо в движущемся поезде. Писать в
вагоне на ходу поезда трудно лишь потому, что толчки на стыках рельсов
передаются бумаге и кончику пера не одновременно. Если устроить так,
чтобы бумага и перо получали сотрясение в одно и то же время, они друг
относительно друга будут в покое и письмо на ходу поезда не составит
никакого затруднения.
Это и достигается благодаря прибору,
изображенному на рис. 2. Рука с пером пристегивается к дощечке а,
могущей передвигаться в пазах по планке b; последняя в свою очередь
может перемещаться в пазах дощечки, лежащей на столике в вагоне. Рука,
как видим, достаточно подвижна, чтобы писать букву за буквой, строку за
строкой; вместе с тем, каждый толчок, получаемый бумагой на дощечке, в
тот же самый момент и с такой же силой передается руке, держащей перо.
При таких условиях письмо на ходу поезда становится столь же удобным,
как и в неподвижном вагоне; мешает лишь то, что взгляд скользит по
бумаге рывками, так как голова и рука получают толчки не одновременно.
Рис. 2. Приспособление, позволяющее удобно писать в движущемся поезде. |