Мы рассмотрели уже несколько
мнимых «вечных двигателей» и выяснили безнадежность попыток их
изобрести. Теперь побеседуем о «даровом» двигателе, т. е. о таком
двигателе, который способен работать неопределенно долго без всяких
забот с нашей стороны, так как черпает нужную ему энергию из неистощимых
ее запасов в окружающей среде. Все конечно, видели барометр — ртутный
или металлический. В первом барометре вершина ртутного столбика
постоянно то поднимается, то опускается, в зависимости от перемен
атмосферного давления; в металлическом — от той же причины постоянно
колеблется стрелка. В XVIII веке один изобретатель использовал эти
движения барометра для завода часового механизма и таким образом
построил часы, которые сами собой заводились и шли безостановочно, не
требуя никакого завода. Известный английский механик и астроном
Фергюссон видел это интересное изобретение и отозвался о нем (в 1774 г.)
так:
«Я осмотрел вышеописанные часы, которые
приводятся в непрерывное движение подъемом и опусканием ртути в
своеобразно устроенном барометре; нет основания думать, чтобы они
когда-либо остановились, так как накопляющаяся в них двигательная сила
была бы достаточна для поддержания часов в ходу на целый год даже после
полного устранения барометра. Должен сказать со всей откровенностью,
что, как показывает детальное знакомство с этими часами, они являются
самым остроумным механизмом, какой мне когда-либо случалось видеть, — и
по идее, и по выполнению».
К сожалению, часы эти не сохранились до
нашего времени — они были похищены, и местонахождение их неизвестно.
Остались, впрочем, чертежи их конструкции, выполненные упомянутым
астрономом, так что есть возможность их восстановить.
Рис. 1. Устройство дарового двигателя XVIII в.
В состав механизма этих часов входит
ртутный барометр крупных размеров. В стеклянной урне, подвешенной в
раме, и в опрокинутой над ней горлышком вниз большой колбе заключается
около 150 кг ртути. Оба сосуда укреплены подвижно один относительно
другого; искусной системой рычагов достигается то, что при увеличении
атмосферного давления колба опускается и урна поднимается, при
уменьшении же давления — наоборот. Оба движения заставляют вращаться
небольшое зубчатое колесо всегда в одну сторону. Колесо неподвижно
только при полной неизменности атмосферного давления, но во время пауз
механизм часов движется прежде накопленной энергией падения гирь.
Нелегко устроить так, чтобы гири одновременно поднимались вверх и
двигали своим падением механизм. Однако старинные часовщики были
достаточно изобретательны, чтобы справиться с этой задачей. Оказалось
даже, что энергия колебаний атмосферного давления заметно превышала
потребность, т. е. гири поднимались быстрее, чем опускались;
понадобилось поэтому особое приспособление для периодического выключения
падающих гирь, когда они достигали высшей точки.
Легко видеть важное принципиальное
отличие этого и подобных ему «даровых» двигателей от «вечных»
двигателей. В даровых двигателях энергия не создается из ничего, как
мечтали устроить изобретатели вечного двигателя; она черпается извне, в
нашем случае — из окружающей атмосферы, где она накопляется солнечными
лучами. Практически даровые двигатели были бы столь же выгодны, как и
настоящие «вечные» двигатели, если бы конструкция их была не слишком
дорога по сравнению с доставляемой ими энергией (как в большинстве
случаев и бывает).
Немного далее мы познакомимся с другими
типами дарового двигателя и покажем на примере, почему промышленное
использование подобных механизмов оказывается, как правило, совершенно
невыгодным. |