В книгах иногда описывается в качестве
настоящего «вечного» двигателя прибор такого устройства (рис. 1): масло
(или вода), налитое в сосуд, поднимается фитилями сначала в верхний
сосуд, а оттуда другими фитилями — еще выше; верхний сосуд имеет желоб
для стока масла, которое падает на лопатки колеса, приводя его во
вращение. Стекшее вниз масло снова поднимается по фитилям до верхнего
сосуда. Таким образом, струя масла, стекающая по желобку на колесо, ни
на секунду не прерывается, и колесо вечно должно находиться в движении…
Если бы авторы, описывающие эту
вертушку, дали себе труд ее изготовить, они, конечно, убедились бы, что
не только колесо не вертится, но что ни одна капля жидкости даже не
попадает в верхний сосуд!
Рис. 1. Неосуществимая вертушка.
Это можно сообразить, впрочем, и не
приступая к изготовлению вертушки. В самом деле, почему изобретатель
думает, что масло должно стекать вниз с верхней, загнутой части фитиля?
Капиллярное притяжение, преодолев тяжесть, подняло жидкость вверх по
фитилю; но ведь та же причина удержит жидкость в порах намокшего фитиля,
не давая ей капать с него. Если допустить, что в верхний сосуд нашей
мнимой вертушки от действия капиллярных сил может попасть жидкость, то
надо будет признать, что те же фитили, которые будто бы доставили ее
сюда, сами же и перенесли бы ее обратно в нижний.
Этот мнимый вечный двигатель напоминает
другую водяную машину «вечного» движения, придуманную еще в 1575 г.
итальянским механиком Страдою Старшим. Мы изображаем здесь этот забавный
проект (рис. 2). Архимедов винт, вращаясь, поднимает воду в верхний
бак, откуда она вытекает из лотка струёй, ударяющей в лопатки наливного
колеса (справа внизу). Водяное колесо вращает точильный станок, а
одновременно двигает, с помощью ряда зубчатых колес, тот самый архимедов
винт, который поднимает воду в верхний бак. Винт вращает колесо, а
колесо — винт!.. Если бы возможны были подобные механизмы, то проще
всего было бы устроить так: перекинуть веревку через блок и привязать к
ее концам одинаковые гири: когда один груз опускался бы, он приподнимал
бы тем самым другой груз, а тот, опускаясь с этой высоты, поднимал бы
первый. Чем не «вечный» двигатель?
Рис. 2. Старинный проект водяного «вечного» двигателя для точильного камня. |