Пытались ли вы объяснить себе, почему бумажный змей взлетает вверх, когда его тянут за бечевку вперед?
Если вы сможете ответить на этот вопрос,
вы поймете также, почему летит аэроплан, почему носятся по воздуху
семена клена и даже отчасти уясните себе причины странных движений
бумеранга. Все это — явления одного порядка. Тот самый воздух, который
составляет столь серьезное препятствие для полета пуль и снарядов,
обусловливает полет не только легкого плода клена или бумажного змея, но
и тяжелого самолета с десятками пассажиров.
Рис. 1. Какие силы действуют на бумажный змей?
Чтобы объяснить поднятие бумажного змея,
придется прибегнуть к упрощенному чертежу. Пусть линия MN (рис. 1)
изображает у нас разрез змея. Когда, запуская змей, мы тянем его за
шнур, он движется из-за тяжести хвоста в наклонном положении. Пусть это
движение совершается справа налево. Обозначим угол наклона плоскости
змея к горизонту через а. Рассмотрим, какие силы действуют на змей при
этом движении. Воздух, конечно, должен мешать его движению, оказывать на
змей некоторое давление. Это давление изображено на рис. 1 в виде
стрелки ОС; так как воздух давит всегда перпендикулярно к плоскости, то
линия ОС начерчена под прямым углом к MN. Силу ОС можно разложить на
две, построив так называемый параллелограмм сил; получим вместо силы ОС
две силы, OD и ОР. Из них сила OD толкает наш змей назад и,
следовательно, уменьшает первоначальную его скорость. Другая же сила,
ОР, увлекает аппарат вверх; она уменьшает его вес и, если достаточно
велика, может преодолеть вес змея и поднять его. Вот почему змей
поднимается вверх, когда мы тянем его за веревочку вперед.
Самолет — тот же змей, только движущая
сила нашей руки заменена в нем движущей силой пропеллера или реактивного
двигателя, которая сообщает аппарату движение вперед и, следовательно,
подобно змею, заставляет его подниматься вверх. Здесь дана лишь грубая
схема явления; есть другие обстоятельства, обусловливающие подъем
самолета; о них будет речь в другом месте.
Рис. 2. Белки-летяги во время полета. Летяги делают с высоты прыжки на расстояние в 20–30 м.
Живые планеры
Вы видите, что самолеты устроены вовсе
не наподобие птицы, как обыкновенно думают, а скорее наподобие
белок-летяг, шерстокрылов или летучих рыб. Впрочем, названные животные
пользуются своими летательными перепонками не для того, чтобы
подниматься вверх, а лишь для того, чтобы совершать большие прыжки —
«планирующие спуски», как выразился бы летчик. У них сила ОР (рис. 1)
недостаточна для того, чтобы вполне уравновесить груз их тела; она лишь
уменьшает их вес и тем помогает совершать огромные прыжки с возвышенных
пунктов (рис. 2). Белки-летяги перепрыгивают расстояния в 20–30 м с
верхушки одного дерева к нижним ветвям другого. В Ост-Индии и на Цейлоне
водится гораздо более крупный вид летучей белки — тагуан — величиной с
нашу кошку; когда он развертывает свой «планер», его ширина достигает
полуметра. Такие крупные размеры летательной перепонки позволяют
животному совершать, несмотря на сравнительно большой вес, перелеты
метров в 50. А шерстокрыл, который водится на Зондских и Филиппинских
островах, делает прыжки длиной даже до 70 м. |