Вот еще одна не менее любопытная задача: в
поезде, идущем, скажем, из Санкт-Петербурга в Москву, существуют ли точки,
которые по отношению к полотну дороги движутся обратно — от Москвы к Санкт-Петербургу?
Рис. 1. Опыт с кружком и спичкой. Когда
колесо откатывается налево, точки F, Е, D выступающей части спички
подвигаются в обратную сторону.
Рис. 2. Когда железнодорожное колесо
катится налево, нижние части его выступающего края движутся направо,
т. е. в обратную сторону.
Оказывается, что в каждый момент на каждом колесе существуют такие точки. Где же они находятся?
Вы знаете, конечно, что железнодорожные
колеса имеют на ободе выступающий край (реборду). И вот оказывается, что
нижние точки этого края при движении поезда перемещаются вовсе не
вперед, а назад.
В этом легко удостовериться, проделав
такой опыт. К небольшому кружочку, например к монете или пуговице,
прилепите воском спичку так, чтобы она прилегала к кружку по радиусу и
далеко выступала за край. Если теперь упереть кружок (рис. 1) в край
линейки в точке С и начать катить его справа налево, то точки F, Е и D
выступающей части отодвинутся не вперед, а назад. Чем дальше точка от
края кружка, тем заметнее подастся она назад при качении кружка (точка D
перейдет в D').
Точки реборды железнодорожного колеса движутся так же, как и выступающая часть спички в нашем опыте.
Вас не должно удивлять теперь, что в поезде существуют точки, которые движутся не вперед, а назад.
Рис. 3. Вверху изображена та кривая
линия («циклоида»), которую описывает каждая точка обода катящегося
колеса телеги. Внизу — кривая линия, описываемая каждой точкой
выступающего края железнодорожного колеса.
Правда, это движение длится лишь
ничтожную долю секунды; но, как бы то ни было, обратное перемещение в
движущемся поезде все же существует наперекор нашим обычным
представлениям. Сказанное поясняется рисунками 2 и 3. |