Сложен
и небезопасен подъем в космическое пространство, но, пожалуй, не меньше
трудностей таит возвращение на Землю. Все следящие за полетом желают
космонавтам мягкой посадки. "Мягкой" — это значит, что спускаемый
аппарат космического корабля должен приземлиться со скоростью не более 2
м/с. Только тогда конструкция аппарата, приборы в нем, а главное, члены
экипажа не испытывают резкого жесткого удара.
Для
этого нужно аппарат затормозить — отобрать всю энергию. Как это сделать
без вреда для самого аппарата? К.Э.Циолковский, думая над этим
вопросом, решил использовать возможность торможения космического корабля
воздушной оболочкой Земли. Двигаясь со скоростью 8 км/с, космический
корабль не падает на Землю. Первая стадия спуска — включение на короткое
время тормозного двигателя. Скорость уменьшается на 0,2 км/с и сразу
начинается спуск. Первым делом необходимо отстыковать орбитальный отсек и
тормозную двигательную установку. И сделать это очень быстро. Еще до
входа в плотные слои атмосферы нужно повернуть спускаемый аппарат так,
чтобы он вошел в воздушный океан под строго определенным углом.
Траектория спуска должна быть такой, чтобы члены экипажа испытали
тяжесть, превышающую массу их собственного тела в 4 раза. Нельзя ли
выбрать более пологую траекторию, чтобы лерегрузка была меньше?
Оказывается, нет. Так как помимо перегрузки еще большую опасность для
корабля и космонавтов представляет перегрев при торможении аппарата
атмосферой. Крутой спуск приводит к большему перегреву оболочки, но зато
сокращает время полета: аппарат достигнет Земли раньше, чем
испепеляющий жар проникнет внутрь него. Стенки корпуса спускаемого
аппарата делают из легкого алюминиевого сплава, снаружи покрывают
защитной оболочкой с высокой механической прочностью и теплоизоляцией из
полимерного материала. Сильный нагрев приводит к медленному испарению
материала. Встречный поток воздуха как бы согревает постепенно слой
теплозащиты. Температура на поверхности аппарата близка к 300° С, При
спуске космонавты через иллюминатор видят бушующее море огня, надежно
укрощенное теплозащитой. По мере вхождения во все более плотные слои
атмосферы скорость аппарата падает. Когда она снизится до 250 м/с,
включается парашютная система из двух основных и одного вспомогательного
парашютов. Один из основных парашютов называется тормозным, он
выбрасывается с помощью малого взрыва — пиропатрона. Второй основной
больше первого, он обеспечивает плавность посадки. Для мягкого
приземления используют еще одно средство: двигательную установку мягкой
посадки, она создает противотягу и аппарат приземляется с необходимой
скоростью — не более 2 м/с. |