«Чудо» это нередко показывалось в
странствующих по провинции «музеях» и «паноптикумах». Непосвященного оно
положительно ошеломляет: вы видите перед собой небольшой столик с
тарелкой, а на тарелке лежит… живая человеческая голова, которая двигает
глазами, говорит, ест! Под столиком спрятать туловище как будто негде.
Хотя подойти вплотную к столу нельзя, — вас отделяет от него барьер, —
все же вы ясно видите, что под столом ничего нет.
Рис. 1. Секрет «отрубленной» головы.
Когда вам придется быть свидетелем
такого «чуда», попробуйте закинуть в пустое место под столиком
скомканную бумажку. Загадка сразу разъяснится: бумажка отскочит от…
зеркала! Если она и не долетит до стола, то все же обнаружит
существование зеркала, так как в нем появится ее отражение (рис. 1).
Достаточно поставить по зеркалу между
ножками стола, чтобы пространство под ним казалось издали пустым, —
разумеется, в том лишь случае, если в зеркале не отражается обстановка
комнаты или публика. Вот почему комната должна быть пуста, стены
совершенно одинаковы, пол выкрашен в однообразный цвет, без узоров, а
публика держится от зеркала на достаточном расстоянии.
Секрет прост до смешного, но пока не узнаешь, в чем он заключается, прямо теряешься в догадках.
Иногда фокус обставляется еще эффектнее.
Фокусник показывает сначала пустой столик: ни под ним, ни над ним
ничего нет. Затем приносится из-за сцены закрытый ящик, в котором будто
бы и хранится «живая голова без туловища» (в действительности же ящик
пустой). Фокусник ставит этот ящик на стол, откидывает переднюю
стенку, — и изумленной публике представляется говорящая человеческая
голова. Читатель, вероятно, уже догадался, что в верхней доске стола
имеется откидная часть, закрывающая отверстие, через которое сидящий под
столом, за зеркалами, просовывает голову, когда на стол ставят пустой
ящик без дна. Фокус видоизменяют и на иной лад, но перечислять все
варианты мы здесь не станем; увидев, читатель разгадает их сам. |