Французский
писатель и педагог Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в Женеве. Отец Руссо
был часовщиком, мать — дочерью пастора. Они были знакомы с детства, «...в
десять лет они уже не могли расстаться. Чувство, порожденное привычкой, было
укреплено в них симпатией, согласием душ. Оба от природы нежные и
чувствительные, они ожидали только мгновения, когда им откроется их склонность
друг к другу». Не без труда добился бедный часовщик руки дочки пастора, но
страсть преодолела все препятствия, и «после этого испытания им осталось
только любить друг друга всю жизнь; они поклялись в этом, и небо благословило
их клятву». Жан Жак родился слабым и хворым, а кроме того, его рождение стоило
матери жизни. Руссо впоследствии писал: «Я стоил жизни моей матери, и мое
рождение было первым из моих несчастий».
Систематического
образования Жан Жак Руссо не получил. Чтению обучил его отец, и они вместе
зачитывались сентиментальными романами из библиотеки покойной матери. Результат
такого рода образования описал сам Руссо в своей «Исповеди»: «Чувствовать я начал прежде, чем мыслить;
это общий удел человечества. Я испытал его в большей мере, чем всякий
другой... В короткое время при помощи такого опасного метода я не только с
чрезвычайной легкостью научился читать и понимать прочитанное, но и приобрел
исключительное для своего возраста знание страстей. У меня еще не было ни
малейшего представления о вещах, а уже все чувства были знакомы. Я еще ничего
не постиг — и уже все перечувствовал». Неудивительно, что, став взрослым и
обратившись к литературе, Руссо обрел славу апостола сентиментализма.
Особая
трудность запечатления образа Руссо заключается в нестойкости его психического
облика. Сверхчувственность и инфантилизм — важнейшие компоненты личности Руссо.
Как всякий слабохарактерный человек, он был невольным Протеем, живущим в том
мире и в той системе ценностей, какие с легкостью навязал ему оказавшийся
поблизости человек. Способность к искреннему хамелеонству сознавалась самим
Руссо как некое изначальное свойство его натуры и даже не вызывала внутреннего
протеста или чего-либо похожего на самосуд. Что делать — таким уж уродился...
Рассказывая,
как из пансиона, учреждения с претензией на просвещенность и утонченность, он
попал в мастерскую ремесленника, Руссо поведал о произошедшей с ним метаморфозе
следующее: «Мой хозяин Дюкоммен был молодой человек, грубый и резкий; и ему в
очень короткий срок удалось омрачить мое радостное детство, огрубить мой
ласковый, живой характер и низвести меня в умственном отношении, как я уже был
низведен и в самом своем положении, до уровня настоящего подмастерья. Латинский
язык, античный мир, история — все было забыто надолго; я даже не вспоминал о
том, что на свете существовали римляне... Самые низкие наклонности, самое
гнусное озорство заняли место милых забав, не оставив о них даже воспоминания.
Видимо, несмотря на самое благоприятное воспитание, у меня была большая
склонность к нравственному падению, так как оно совершалось очень быстро, без
малейшего затруднения... Я... по временам бываю так мало похож на самого себя,
что меня можно принять за другого человека, с характером, прямо
противоположным моему собственному».
Так и
переходил Руссо из рук в руки, постоянно мимикрируя, пока не попал в стальные
когти своей тещи, мадам Левассер. Милый, простодушный Руссо под влиянием тещи
сделался злопамятен, завистлив, пуглив, хотя память о себе самом продолжала
жить в Руссо, и ниже приводимый отрывок из «Исповеди» показывает, как выглядел
принадлежащий себе писатель в те краткие минуты, когда на него не оказывали
морального давления. Руссо исповедовался: «...посредственное существование
было в значительной степени следствием моего характера — пылкого, но слабого,
более склонного к унынию, чем к предприимчивости... Характера, чуждого больших
добродетелей и еще более чуждого больших пороков, постоянно возвращавшего
меня к жизни беззаботной и покойной, для которой я чувствовал себя рожденным, и
никогда не позволявшего мне стремиться к чему-то великому как в добре, так и в
зле».
Руссо
перепробовал множество профессий: гравер, слуга, гувернер, писец, — но, по самокритичному
замечанию: «Быть забракованным во всех профессиях — такова была моя судьба».
Жизнь двигалась ни шатко ни валко, с частой переменой мест, и в конце концов
Руссо попал в Париж. Здесь он познакомился с группой энциклопедистов и особенно
сдружился с Дидро и д'Аламбером. Однако скоро Дидро посадили в тюрьму, в
Венсенский замок. Руссо часто навещал друга в Венсене. И вот жарким летом 1749
г. на пути в Венсен произошло знаковое для судьбы Руссо событие. Он шел из
Парижа пешком, время от времени отдыхая в тени деревьев. Руссо взял с собой в
дорогу «Меркюр де Франс» и, пробегая его, увидел тему, предложенную Дижонской
академией на соискание премии следующего года: «Способствовало ли развитие наук
и искусств порче нравов или же оно содействовало улучшению их?»
«Как только
я прочел это, передо мной открылся новый мир и я стал другим человеком», —
сообщал об этом событии Руссо. Мысль пронзила его, как молния,-Руссо впал в
полуобморочное состояние, а когда очнулся, вся его грудь была залита слезами.
«...Придя в Венсен, я был в возбуждении, граничившем с бредом... и с того
момента погиб. Вся остальная моя жизнь и мои несчастья были неизбежным
следствием этого рокового мгновения», — писал Руссо.
Какова же
была мысль, что так быстро и безнадежно овладела писателем? Дело в том, что
вопрос Дижонской академии был чисто риторическим. В те времена ответ на него
мог быть только один: науки и искусства содействовали улучшению нравов. Потому
так пронзительна оказалась мысль, поразившая Руссо, что науки и искусства,
цивилизация вообще, несут порчу и вредны для человека. Сейчас такая идея выглядит
почти банальной. Но тогда... Руссо явился фактически родоначальником целого
социально-философского направления, целиком построенного на критике
цивилизации во всех ее видах. Здесь было отчего упасть в обморок.
Руссо
немедленно сел за стол и начал писать свой знаменитый трактат «Рассуждение о науках
и искусствах». В нем он подвергал резкой критике общество, его государственное
устройство, прогресс и противопоставлял им «естественное состояние», ссылаясь
на ветхозаветные времена, жизнь «благородного дикаря», предания о «золотом
веке» невинного, свободного состояния человека. Руссо отмечал пагубное воздействие
наук и искусств, которые «покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны...
люди», заглушают в человеке голос его естества, извращают нравы.
В следующем,
1750 г., «Рассуждение» получило Дижонскую премию, и с этого момента началось
триумфальное шествие имени и произведений Руссо по Европе. В 1755 г. он
закончил политико-экономический трактат «Рассуждение о начале и основаниях
неравенства между людьми», в котором виновниками всех общественных бед назвал
частную собственность и имущественное неравенство. В «Общественном договоре»
(1762 г.) он нарисовал картину идеального общества, где все во всем равны и
живут в трогательном единении с природой. Утопичность всех jthx проектов для нас совершенно очевидна, но
на протяжении двух веков неисчислимое множество нодей воспитывалось на этих
идеях. Руссо стал кумиром радикалов всех мастей: от якобинцев до Льва Толстого.
Терезе
Левассер было 22 года, когда она познакомилась с Руссо. Динамику и характер их
отношений лучше всего передал сам Руссо. Он писал: «В первый же раз, как я
увидел эту девушку за столом, я был поражен ее скромными манерами и еще
больше ее живым и кротким взглядом... Она была очень застенчива, я тоже...
Сходство наших сердец, соответствие наших характеров скоро привели к обычному
результату... У моей Терезы было ангельское сердце; наша привязанность
возрастала вместе с нашей близостью, и мы с каждым днем все более чувствовали,
в какой мере созданы друг для друга... Мягкий характер этой хорошей девушки,
казалось, так подходил к моему, что я привязался к ней чувством, неуязвимым для
времени и обид». Однако между двумя молодыми людьми возникли некоторые трения.
Кратко
обрисовывая ситуацию, скажем, что Руссо, судя по «Исповеди», отталкивали
прямолинейный прагматизм и суховатость Терезы — недостаток для него столь значительный,
что он долго не решался появляться на людях в ее обществе. Тереза своей «Исповеди»
миру не оставила, но можно догадаться, что ей нравилась чувствительность
Руссо, а раздражали непрактичность и крикливость. Впрочем, будучи людьми
слабохарактерными, оба мало были настроены на взаимную критику и обострение
противоречий.
Помимо
влекущей и раздражающей инаковости, ощущали Жан Жак и Тереза, что их натурам
присуще нечто их роднящее: оба были людьми вдумчивыми и покладистыми. И, видимо,
именно ощущение реального родства душ давало им надежду, что со временем взаимные
противоречия отпадут сами собой. Хотя в данной схеме представлены два
характера, по справедливости к ним следовало бы пририсовать еще один —
характер госпожи Левассер, тещи Руссо, так как семья философа представляла
собой не дуэт, а трио, где первую скрипку, на беду супругов, играла как раз
теща.
Знакомясь с
признаниями Руссо, можно было бы только порадоваться за него и Терезу, если бы
их собственная радость не омрачалась обоюдной управляемостью, не дававшей им
до конца принадлежать ни себе, ни друг другу. О себе Руссо писал: «Вся моя
свобода зависела от случая; больше, чем приказаниями, я был порабощен
собственной волей. У меня не было ни одного дня, когда, просыпаясь, я мог бы
сказать: „Я проведу этот день, как мне хочется...". Сходные характеристики
давал Руссо своей супруге: «Преданная своей матери и родным, она принадлежала
им больше, чем мне, больше чем себе самой...»
Безволием
супругов Руссо пользовались многие, но более других — теща философа. Она не
только бессовестно обирала обоих, но и старательно их ссорила. Не будь у
супругов Руссо иммунитета к дрязгам, трудно сказать, чем бы закончилась для них
разрушительная деятельность более сильной и злой воли госпожи Левассер. Хотя
даже их природное миролюбие в конце концов дало трещину и не уберегло супругов
от взаимного отчуждения. Роль тещи в своей семейной жизни Руссо характеризовал
следующим образом: «Я окружил эту женщину вниманием, заботами, делал ей
маленькие подарки, стараясь заслужить ее любовь, но никак не мог добиться
этого, и она была единственным источником огорчения, которое я испытывал у
своего домашнего очага... Отец Терезы был славный старик, очень кроткий, до
крайности боявшийся своей жены; он дал ей прозвище „уголовный
следователь", которое Гримм в шутку перенес впоследствии на дочь. Госпожа
Левассер была не лишена ума, вернее хитрости, кичилась своей обходительностью и
светскостью; но она отличалась притворной ласковостью, которой я терпеть не
мог, давала довольно скверные советы дочери, стараясь сделать ее неискренней
со мной, и льстила моим друзьям... Напрасно я старался слить в одно наши
интересы; это оказалось невозможным. У г-жи Левассер всегда находились свои личные
интересы, противоположные моим и даже интересам ее дочери, которые уже не были
отдельными от моих».
Печальный
итог своих претензий к браку и покладистой супруге Руссо подвел следующим
образом: «Наконец, если благодаря своей любви ко мне, благодаря своей хорошей
натуре она избегала полного порабощения, то все же была подчинена настолько,
что это в большинстве случаев мешало воздействию хороших правил, которые я
старался ей внушить; и какие меры я ни принимал, мы всегда оставались
разъединенными».
Тереза
родила Руссо пятерых детей. Но ни дети, ни родители практически до конца своих
дней ничего не знали друг о друге, так как дети сразу после рождения отдавались
в приют. Со странной гордостью сообщает об этом Жан Жак в своей «Исповеди»:
«Эта мера казалась мне такой хорошей, разумной, законной, что если я не
хвастался ею открыто, то единственно из уважения к матери детей... я не делал
никакой тайны из своего поведения, не только потому, что никогда не умел ничего
скрывать от своих друзей, но потому, что действительно не видел тут ничего
дурного.
Взвесив все,
я выбрал для своих детей самое лучшее или то, что считал таким. Я желал бы
тогда, желаю и теперь, чтобы меня вскормили и воспитали, как их».
Биограф
Руссо, Лион Фейхтвангер, объясняет этот жутковатый феномен тем, будто дети
были не от Руссо. Но доказательства этой теории отсутствуют. Мотивов же у
такого поступка могло быть несколько: страх за детей, которым в приюте жилось,
быть может, лучше, чем под бабкиной пятой; опять-таки страх за детей, которым
в тогдашней Франции лучше было бы быть безродными. Наконец, самым главным
мотивом видится тирания тещи, мадам Левассер, перечить которой, по
слабохарактерности, не смели ни писатель, ни его подруга. О своей беспомощности
в доме опять-таки вполне откровенно писал сам Руссо: «...сколь жестокая мысль,
что я никогда не могу быть хозяином в своем доме и самому себе. Я просил,
заклинал, сердился — все безуспешно; мамаша выставляла меня вечным ворчуном и
грубияном... Чтобы избавиться от всей этой суетни, понадобилась бы твердость,
на которую я не был способен. Я умел кричать, но не действовать; мне
предоставляли говорить, но поступали по-своему».
История с
отданными в приют детьми вдвойне замечательна тем, что Руссо стяжал себе славу
великого педагога. Этой славой он обязан своего роману «Эмиль, или О
воспитании», где на педагогический лад перепевал свои любимые темы, прежде
обращенные к обществу в делом. В романе Руссо выступил с критикой всей сословно-феодальной
системы воспитания, подавляющей личность ребенка. Он явил себя врагом
догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоятельного
мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, личным
опытом ребенка, и особый упор делал на трудовое воспитание. Педагогические
воззрения Руссо сыграли важную роль в развитии взглядов на цели и задачи
педагогической деятельности, в частности на образовательную систему Льва
Толстого. Недаром последний прямо говорил, что «боготворил Руссо».
Под конец жизни, когда дрязги
в семье и в кругу энциклопедистов достигли апогея, Руссо принял предложение
своего почитателя, маркиза Жирардена, переселиться в его имение под Парижем,
где и мирно скончался. Позднее французские революционеры во времена
якобинской диктатуры с большой помпой перенесли его прах из Эрмонвиля в
Пантеон. |