Этот раздел
не о литературе, хотя сама по себе она представляет собой уникальную сферу
человеческой деятельности, необъятную и глубокую, как океан. Даже простой
пересказ «Илиады», «Божественной комедии» или «Фауста», безусловно, мог бы
стать интересным и содержательным чтением. И все-таки эта книга не о
литературе, а о тех, кто ее делает, — о литераторах.
Объяснить
такой выбор нетрудно. Жизнь великого писателя часто оказывается столь
поучительной, занимательной, неординарной, что затмевает его творения и сама
становится источником и частью литературы. Вероятно, происходит это потому,
что, как бы ни был велик талант литератора, писатель — лишь эхо жизни, в том
числе той жизни, что прожил он сам. В этом отношении знаковым является афоризм
Оскара Уайльда: «Весь свой гений я вкладываю в жизнь, литературе я отдаю только
талант».
Обратимся же
именно к личностям творцов литературы как к своего рода источнику вдохновения,
образцам, делающим острее наше психологическое зрение, дающим многое для понимания
природы творчества. При этом заранее откажемся от пересказа и анализа всего
созданного великими писателями и поэтами — их произведения нужно читать и
анализировать самостоятельно. Обойдем вниманием и проблемы политического свойства,
сопутствовавшие их жизни и сыгравшие не последнюю роль в их творчестве: пересказывать
историю гражданских войн, смут, идеологий, партий, причастными к которым оказались
наши герои, нет возможности. Поговорим о великих поэтах и писателях исключительно
как о личностях, ведь отзвук их характеров и судеб, безусловно, улавливается в
литературных произведениях.
Первая глава
книги посвящена итальянской литературе античной эпохи и Возрождения. Античная,
греко-римская, культура первая всерьез заинтересовалась личностью художников,
сохранив для истории их имена. Отсчет, вероятно, следует начать с фигуры
Гомера, к которой впервые слушатели-читатели отнеслись как к реальной
личности, хотя, кроме как о его слепоте и о том, что за звание его родины
боролось семь городов, ничего не известно. Но попытки анализировать «Илиаду» и
«Одиссею» на предмет скрытых биографических сведений и авторства этих поэм
указывают на то, что, начиная с Гомера, автор впервые выходит из тени своего
произведения. Италия пережила два невероятных литературных взрыва: в начале
империи и в начале Возрождения. Именно к этим периодам относятся приводимые в
книге биографические портреты величайших деятелей итальянской литературы. На
первый взгляд, кроме общности территории, древнеримских литераторов и литераторов
итальянских ничто не объединяет — иной язык, иные нравы, иная культура. И все
же связь между античной литературой и литературой Ренессанса очевидна: Данте,
Петрарка, Боккаччо в совершенстве владели латынью и гораздо чаще писали на
ней, чем на родном итальянском языке. Не только образы античной мифологии
органично входили в ткань художественных произведений, но и сами латинские
писатели нередко становились их персонажами. Достаточно вспомнить, что своим
проводником по христианскому аду Данте избрал язычника Вергилия.
Следующий
литературный взрыв уже в европейских масштабах пришелся на XVIII— XIX вв.
Объясняется этот феномен по-разному: экономическими, политическими причинами. В
книге в отдельные главы выделены биографические очерки западноевропейских и русских
писателей этого периода.
Кто-то очень
точно заметил, что едва ли не всех великих русских писателей XIX в. (Пушкина,
Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого) могла родить
одна женщина: так сближены по времени их личности и биографии. Именно в России
литература обрела подчеркнуто общественное звучание. От всякого крупного
писателя публика требовала в каждом его произведении «отголоска на запросы
переживаемой минуты», «олицетворения тех стремлений, которые проявились в
русской жизни» и т. п. Забавным, но выразительным примером такого отношения русского общества к
писателю являются истории, когда курсистки бросались в ноги к Максиму Горькому
с воплями: «Учитель! Как жить дальше? »
Зародившаяся
на юге Европы в античную эпоху литература последовательно расширяла свое
«поле»: сначала в пределах Западной Европы, потом захватила и восточную ее
часть. В XX в. литература стала всемирно- историческим феноменом. Учреждение
Нобелевской премии по литературе, не предполагавшей деления по расовому,
религиозному и региональному признаку, лишь подтолкнуло уже наметившийся
процесс литературного единения. Писатель в XX в. стал мировой фигурой — в этом
большая заслуга общества, но и опасность глобальной унификации литературного
труда.
XX в. — уникальное в истории
мировой литературы явление. Прежняя литература даже в минуты наивысшего
общественного напряжения — гражданских войн, социальных и культурных
катаклизмов — не испытывала той интенсивности, яркости переживаний и трагизма,
какие испытала литература XX в. Литература окончательно осознала себя гигантской
общественной силой. Писатель стал не просто хорошим рассказчиком, а властителем
дум миллионов людей. |