В. Гюго родился в начале XIX в. и умер в его конце. Таким
образом, жизнь гения наполняла весь век. Шестинедельным ребенком Гюго был
увезен из Франции, так как его отец, генерал наполеоновской армии, по
обязанностям службы часто переезжал с места на место. Маленький Виктор побывал
на Корсике, на Эльбе, в Италии и первые слова лепетал по- итальянски. В 1811 г.
его отец получил пост мажордома при испанском короле и переселился в Мадрид.
Здесь Виктор учился в дворянской семинарии, и его хотели зачислить в пажи
короля.
Путешествия оставили глубокие впечатления в душе
будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго
говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды
которого опьянили его навсегда».
Однако политические события заставили семью Гюго покинуть
Испанию. Последовавшее затем окончательное падение Наполеона сильно отразилось
на семье. Отец утратил власть и положение, и вскоре между родителями писателя
произошел развод, при котором сын был оставлен матери. Живя в Париже, Гюго
учился в колледже, но уже в те годы больше, чем науками, он интересовался литературой
и писал стихи. Рано изведал Гюго и литературный успех. Когда писателю было
шестнадцать лет, умерла его мать, а отец, недовольный его литературными
занятиями, отказал сыну в материальной поддержке. Но Гюго это обстоятельство не
поколебало, он сознательно избрал деятельность писателя и остался верен
своему призванию всю жизнь.
Второй сборник стихов Гюго имел шумный успех, и король
назначил его автору ежегодную пенсию в 2000 франков. Эта пенсия несколько
обеспечила дальнейшее существование Гюго и позволила ему жениться на подруге
детства. Личную жизнь писателя после женитьбы можно поделить на два периода.
Сначала Гюго был верным, любящим мужем и заботливым отцом, а потом начал
безудержно интересоваться слабым полом. Дело порой доходило до анекдотов:
когда Гюго отправился в эмиграцию на остров Гернси, его примеру последовали
взрослые сыновья. Каково же было их разочарование, когда выяснилось, что к моменту
их приезда все свободные женщины на острове уже принадлежали их отцу, и им ничего
не оставалось, как продолжить свое добровольное изгнание в другом месте. Сам
Гюго самокритично писал по этому поводу:
О немощный наш дух! Тобой владеет плоть!
Не можешь
низменных страстей ты побороть.
Паденье
ангела! Грязь на лебяжьих крыльях!..
Всесильна
плоть! Она одолевает всех!
Выпустив еще два сборника стихов, Гюго занял первое
место среди современных ему французских поэтов. Тогда же в политических воззрениях
Гюго произошел решительный перелом: будучи под влиянием матери последовательным
сторонником короля, он стал восторженным поклонником Наполеона. Дальнейшая
эволюция привела Гюго от преклонения перед военной славой империи к
преклонению перед свободой народа и, наконец, гораздо позже, к республиканским
взглядам. В области литературной Гюго все решительнее отстаивал романтическую
свободу творчества. Наконец, в 1830 г. на сцене «Комеди Франсез» появилась
драма Гюго «Эрнани». Представления ее превратились в настоящие сражения между
романтиками и их литературными противниками. Молодежь же устраивала автору
шумные овации и торжественно признала его главой новой литературной школы.
За последующее десятилетие Гюго было выпущено несколько
замечательных книг и стихотворных сборников. Среди них — «Собор Парижской
Богоматери», который стал одним из лучших его созданий. Роман, написанный за 5
месяцев, с поразительной яркостью воссоздавал французскую жизнь в конце
средневековья. Значение Гюго было, наконец, признано французской Академией,
избравшей его своим членом. Король также приблизил его к себе и возвел в
звание пэра.
Политические потрясения, начатые революцией 1848 г.,
заставили Гюго эмигрировать на 18 лет. Этот период оказался чрезвычайно
плодотворным. В 1870 г. он вернулся во Францию и был встречен восторженно. Весь
литературный мир Франции чтил Гюго как своего патриарха. К нему приходили на
поклонение, и престарелый поэт, заметной слабостью которого было тщеславие,
охотно раздавал молодым авторам свои поощрения. В Безансоне на доме, где он
родился, была прибита бронзовая доска с барельефом поэта. Когда Гюго скончался
83 лет от роду, его тело было выставлено для прощания под Триумфальной аркой,
а о день похорон, собравших весь Париж, были закрыты все общественные
учреждения и учебные заведения.
В России и вообще за границей Франции Гюго наиболее
известен как автор романов. В них, в отличие от драм Гюго, многое, бесспорно,
принадлежит вечности. Правда, в романах много недостатков, характерных для
романтического письма. Изложение часто прерывается бесконечными отступлениями
— лирическими, историческими, философскими; исторические картины поверхностны
и условны, психология действующих лиц разработана не глубоко, запутанная
интрига надуманна, автор заставляет своих героев совершать невероятные подвиги.
Но Гюго побеждает читателя своим поразительным умением все изображать ярко и
рельефно, заставлять воочию видеть описываемые сцены. Созданные его
воображением герои кажутся живыми не потому, что поэт раскрыл пред нами их
душу, а потому, что он словами буквально изваял их образы. Исторические
картины
Гюго, при всем их несовершенстве с научной точки зрения, изумительно
живописны. Может быть, средневековье было не таково, как оно изображено в
«Соборе Парижской Богоматери», но автор заставляет нас его таким видеть. Особый
дар Гюго составляла способность проникновения в жизнь неодушевленных
предметов, благодаря чему и собор Богоматери, и море, и горящий замок кажутся
живыми существами. |