О жизни
античных писателей мы обычно знаем очень мало, и по большей части до нас дошли
лишь легенды. Вергилий — исключение. Он был столь масштабной фигурой, что все,
даже мельчайшие, сведения о нем с жадностью ловились и увековечивались его биографами.
Именно благодаря им мы знаем мельчайшие детали его внешности, особенности
характера, образа жизни.
Вергилий был
рослым, крепкого телосложения, смуглый. В кругу римских литераторов и
патрициев он казался мужиковатым: глядя на него, вспоминали, что отец его,
мелкий землевладелец из-под Мантуи, совсем недавно выбился в люди то ли из
ремесленников, то ли из поденщиков. Несмотря на свою «простолюдин- скую»
внешность, здоровья Вергилий был слабого. Жил затворником, с друзьями
встречался редко. К тому же был застенчив: когда народ сбегался посмотреть на
знаменитого поэта, он прятался в первый попавшийся дом. В Неаполе, где
Вергилий обычно жил, его звали «Недотрогой» И «Девицей». Женат Вергилий не был, но биографы рассказали о его страстной
привязанности к двум юношам, воспетым им под вымышленными именами в «Буколиках» . Вергилий увлекался науками —
медициной и особенно математикой. Всю жизнь мечтал бросить поэзию и целиком
отдаться философии, об этом он говорил друзьям даже за считанные месяцы до
смерти. Выступать публично поэт не умел, речь его была тяжела и несвязна. Но
стихи читал замечательно, и профессиональные ораторы завидовали тонкости и
выразительности его интонаций.
Над стихами
Вергилий работал самоотверженно. Юношей он учился у молодых поэтов- новаторов,
которые считали, что каждая строка должна быть обдуманной, каждое слово
неожиданным. Их девизом были слова: лучше меньше, да
лучше. Этим заветам он был верен всю свою жизнь. Маленькие «Буколики» Вергилий
писал три года, «Георгики» — семь лет, «Энеиду» — одиннадцать лет. Если
посчитать, то окажется, что работая над «Буколиками» и «Георгиками», он сочинял
меньше чем по стиху в день. А творил он ежедневно: поутру на свежую голову
поэт слагал и диктовал писцу сразу несколько стихов, а потом в течение дня их
отделывал, оттачивал и сокращал — часто до нуля. Последнюю свою вещь, «Энеиду»,
он писал неуверенно, как начинающий, вначале сочинил все двенадцать книг в
прозе, потом частями, по настроению, перекладывал их в стихи. Вергилий
боялся, что мастерство спугнет вдохновение; потому то, что не давалось ему
сразу, он откладывал на будущее. В «Энеиде» несколько десятков строк в разных
местах так и остались написанными лишь до половины.
До последних
дней Вергилий считал поэму недоработанной, неудачной: даже императору Августу,
настойчиво требовавшему показать хоть что-нибудь из этого неведомого чуда, он
согласился прочесть лишь три книги — вторую, четвертую и шестую. Умирая, поэт
попросил друзей подать ему рукопись; они отказались, понимая, что он бросит
ее в огонь. Тогда он попросил, по крайней мере, не издавать ничего, что не
издал бы он сам. По распоряжению самого римского императора «Энеида» появилась
в свет лишь посмертно, бережно подготовленная друзьями-поэтами.
Замечательная
поэтическая техника Вергилия сказалась уже в «Буколиках». В них попадаются еще
выражения шаблонные, но нет ни одного небрежного стиха, каждая строчка
обработана с тщательностью и мастерством. В эклогах (вид пасторали) сформировалось
искусство Вергилия писать афоризмами, которые потом в течение тысячелетий
повторял весь мир. Афоризмы, щедро рассеянные в «Энеиде», так полно
соответствовали миросозерцанию народа-завоевателя, что быстро превратились в
пословицы. Вергилий запечатлевал в сжатой, меткой, красивой формуле то, что Рим
выразил своей историей. И ни у одного историка нельзя найти более верной
характеристики римлян, чем в словах, вложенных Вергилием в уста одного из своих
героев:
Смогут другие
[греки] создать изваянья живые
из бронзы.
Или обличье
мужей повторить во мраморе
лучше,
Тяжбы вести и
движенья неба искусней
Вычислят иль
назовут восходящие звезды, —
не спорю:
Римлянин!
Ты научись
народами править
державно —
В этом
искусство твое! — налагать условия
мира.
Милость
покорным являть и смирять войною
надменных!
Особую
известность в христианскую пору приобрела эклога Вергилия, где он предсказывал
будущий «золотой век» и рождение чудесного ребенка, который изменит всю жизнь
на земле. Истинный смысл этой эклоги до сих пор остается темен, но, начиная с
первых латинских учителей церкви, в ней стали видеть пророчество о рождении
Христа, и это способствовало тому, что на Вергилия стали смотреть как на
прозорливца, предтечу христианства. Гадать «по Вергилию» в Средние века
считалось все равно, что гадать по Библии.
Хотя
Вергилий и выглядел «мужиком» среди горожан, хотя и родился в деревне в часе
пути от Мантуи (еще век спустя там показывали тополь, посаженный в день его
рождения), хотя он и прославил в «Георгиках» сельский труд, человеком «от
земли» он не был и деревню любил не как крестьянин, а как праздный отдыхающий.
Неаполь и окрестная Кампания, где он жил, были излюбленными местами отдыха
утонченного римского общества.
На родину, в
северную Италию, он возвращался лишь однажды, когда во время гражданской
войны было конфисковано имение его отца. Античные комментаторы нагромоздили
вокруг этого события целый ворох легенд о том, как поэт чуть не погиб от руки
грубого солдата (имя каждый раз называлось новое). Однако поездка оказалась
удачной. Начальники конфискационных операций сами были писателями, знакомыми
Вергилия, и добиться восстановления в правах ему было несложно.
За пределы
Италии поэт выбрался только в последний год своей жизни, решив, что для
завершения «Энеиды» ему необходимо своими глазами увидеть Грецию и Трою. А
ведь вера в гений Вергилия в империи была уже настолько велика, что все ожидали
его новую поэму, как величайшее событие. Другой замечательный поэт, Проперций,
писал тогда:
Сдайтесь,
писатели Рима, сдайтесь Эллады:
Большее нечто
растет и «Илиады» самой!
Поэт
все-таки отправился в путь, но с полпути решил вернуться, так как в Греции занемог
от солнечного удара, а, высадившись в Италии, через несколько дней умер. Прах
его похоронили близ Неаполя.
Произведения
Вергилия стали классикой, потому что они давали людям то, для чего существует
литература: взаимопонимание. В них каждый находил доступное и близкое.
Неискушенный читатель мог увлекаться нежными чувствами «Буколик», важными
наставлениями «Георгик», драматическими событиями «Энеиды». Искушенный читатель
мог наслаждаться утонченной словесной тканью произведения, где каждый оборот
фразы, каждое слово, каждый звук были одновременно и предельно естественны, и
предельно необычны. Знаток словесности мог любоваться, как Вергилий вставлял в
свои стихи целые пересказанные отрывки и переведенные строки из Гомера и
Феокрита, и они органично вошли в новый текст и породили новый смысл, обогатив
его древнейшими литературными слоями. Практический политик мог оценить, как
издали и исподволь подводит Вергилий читателя к приятию той программы возрождения
древних римских доблестей, которую в эти же годы декларировал император Август.
И, наконец, всякий с несомненностью чувствовал, что стихи Вергилия как-то откликаются
на его собственный жизненный опыт и на опыт каждого современника, а может быть,
каждого человека вообще, — хотя, вероятно, и не смог бы сказать, в чем этот
опыт состоит.
Не так ли сам Вергилий от
произведения к произведению растворял себя в том опыте, который оказался его
уделом и судьбою, — в поэзии? Взяв в руки томик Вергилия, мы видим высокого,
смуглого и застенчивого человека, упорно, вдумчиво и неудовлетворенно трудящегося
над стихом. А читая эти стихи, мы забываем, как далек от нас их автор. |