Когда
Фолкнер умер, телеграммы и письма стали приходить со всех концов Соединенных
Штатов и из-за границы. Поступило личное послание президента, выразили
соболезнования главы правительств многих стран, прислали письма разные
объединения литераторов и деятелей культуры.
Все
американские издательства и газеты отправили к дому умершего репортеров и
фотографов. Но, выполняя волю покойного, их не впустили в дом. Тогда
журналисты прислали парламентера с просьбой позволить им сфотографировать
Фолкнера в гробу, а рядом — скорбящую жену, ведь именно за этим они приехали в
город. Но родственники объявили, что они лишь выполняют волю писателя, который
пожелал принадлежать только своей семье до тех пор, пока катафалк не выедет за
ворота его дома.
Великое
множество людей пыталось войти в дом Фолкнера, но допущены были только
родственники и друзья. Однако одно нарушение воли покойного было сделано.
Фолкнер приказал, чтобы гроб его не открывали. Но несколько негров — друзей
писателя попросили
разрешения по глядеть на него в последний раз. Жена коротко ответила: «Да,
конечно». Их провели через гостиную, и распорядитель похорон приподнял крышку
гроба. Они смотрели на покойника в молчании, кто-то беззвучно шевелил губами,
кто-то тихо плакал. Потом гроб закрыли навсегда. Когда катафалк выехал на
улицу, защелкали фотоаппараты. Репортеры выстроились стеной вдоль улицы,
ведущей к кладбищу.
В тот день в
знак траура по Фолкнеру в Оксфорде, родном и многократно воспетом им городе,
был приспущен флаг и закрыты все магазины. Священник отслужил службу, она
длилась недолго.
В некоторых
справочниках написано, что У. Фолкнер принадлежал к старинному роду
аристократов-плантаторов. Это действительно так, но не надо забывать, что
происхождение не мешало ему, как любому фермерскому сыну, сызмальства много
работать: кормить свиней, доить коров, таскать в дом уголь. Именно с домашней
работой связана забавная история. Мать маленького Уильяма как-то заметила, что
каждый вечер, когда сын должен таскать уголь, у них на дворе появляется его
приятель Фриц. Женщина решила узнать, в чем дело, и вскоре раскрыла секрет.
Мама
увидела, что оба мальчика направились к навесу, под которым лежал уголь. Фриц
нагрузил корзины и понес их в дом, а ее сын пошел за ним следом. Фриц все
таскал и таскал уголь, а Уильям ходил за ним по пятам, не отставая ни на шаг,
но так и не притронулся к корзине. Мать незаметно подкралась к приятелям
поближе и услышала, что Фолкнер говорит не переставая. Мать не стала задавать
вопросов, она хотела самостоятельно выяснить, почему Фриц каждый вечер
добровольно выполняет такую тяжелую работу. В конце концов, она дозналась,
что по вечерам сын рассказывает приятелю всякие увлекательные истории и каждый
раз останавливается на самом интересном месте. Любопытный Фриц готов был
таскать любые тяжести, лишь бы узнать продолжение рассказа.
Некоторые
рассказы Фолкнер вычитал из книжек, но большинство сочинил сам. Фриц таскал
уголь всю зиму. Но позднее сказки Фолкнера-Шехерезады
пришлось прекратить: Уильяма поставили доить коров, а у Фрица на дойку коров
Фолкнеров времени не хватало, так как он занимался тем же самым на родительском
дворе.
Ко временам
детства восходит начало первой и пожизненной любви Фолкнера к Эстель Олдхэм.
Младший брат писателя так писал о начале их романа: «Маленькая, грациозная,
хорошенькая, как фея, она никогда не принимала участия в наших забавах — ей
совсем не нравилось ходить растерзанной и грязной. Все остальные — мальчишки и
девочки — были просто товарищи, Эстель же отличалась от нас. Даже и я понимал,
что она настоящая девочка. Уверен, что Биллу она понравилась с первого
взгляда.
Билл из кожи
лез, чтобы привлечь ее внимание. Он старался быть самым заметным, самым
отважным. Но чем больше он старался, тем быстрее делался грязным, потным, лохматым
и... неинтересным в глазах Эстель. Ей нравилось все красивое и изящное. А нас,
когда мы играли в буйные свои игры, решительно нельзя было назвать
миловидными. Другие девочки в нашей компании высмеивали Эстель, они дразнили
ее писклей и неженкой. Зато мальчишки старались пустить ей пыль в глаза и
пыжились изо всех сил».
Значительные
перемены в отношениях с Эстель у Фолкнера произошли тогда, когда его мать
заметила, что сын начал сутулиться, и надела на него лечебный корсет. Его жизнь
обрела совсем другой вид, потому что от буйных мальчишеских игр пришлось
отказаться. Зато Уильям обнаружил, что можно быть всегда чистым и аккуратным,
а чтобы занять себя, вовсе не обязательно возиться в грязи. Он научился
развлекаться по-другому. Оказалось, что Эстель он нравится гораздо больше,
когда на нем чистый костюм, и слушает чэна его тоже с большим удовольствием.
Юный Фолкнер неожиданно узнал, что он может быть хорошим рассказчиком, и все
больше времени проводил в доме Эстель, сопровождал ее повсюду, разговаривал с
ней и слушал ее игру на фортепьяно.
В те
времена, когда Уильям носил корсет и очки, он привык тщательно заботиться о своей
внешности, за что и получил прозвище, сохранившееся за ним на всю жизнь.
Фолкнер очень следил за своей одеждой. Исключение составляли его любимые
пальто, которые он не выбрасывал даже после того, как они зарастали кожаными
заплатками.
Школу
Фолкнер бросил, недоучившись, и занялся самообразованием, читая в основном
античных классиков философии и литературы, Шекспира. Когда ему исполнилось 19
лет, дед устроил внука на работу в свой банк. В тот год Фолкнер чувствовал себя
счастливым. Он часто встречался с Эстель, и, быть может, ему казалось, что это
и есть его будущее — работа, любимая девушка и свой дом. В это время Уильям
превратился в настоящего щеголя. У него появился регулярный доход, и большую
часть денег он тратил на украшение собственной персоны. Если модны были узкие
брюки, — он носил самые узкие; если в моду входили короткие пальто, то его
пальто было самым коротким. Он посещал танцы в местном университете, потому
что Эстель регулярно бывала там.
И вдруг
Эстель обручилась с другим. Мир, в котором жил Фолкнер, разлетелся вдребезги.
Помолвка Эстель состоялась весной 1918 г. Свадьба была назначена на лето.
Медовый месяц молодые собирались провести в Маниле, где жениху предстояло
войти в дело отца. Узнав об этом, Фолкнер уехал из родного города. Он не мог
видеть, как другой поведет Эстель к венцу. Вероятно, будущий писатель очень
страдал от мысли, что любимая будет принадлежать другому, и как только весть о
свадьбе дошла до него, Уильям вступил добровольцем в Британские
военно-воздушные силы.
Фолкнер
всегда любил самолеты. Сначала он пытался записаться в Американский корпус
связи (американские ВВС входили тогда в этот корпус). Однако его не взяли, так
как он не проучился двух лет в колледже. Тогда Фолкнер обратился к англичанам,
которые очень нуждались в людях.
Война
завершилась прежде, чем Фолкнер окончил летную школу. Однако британское
правительство дало ему возможность завершить курс обучения. Уильяму присвоили
чин лейтенанта военно-воздушных сил корпуса его величества. Приказ о его
производстве, подписанный королем Георгом и окантованный в рамку, висел над камином
в доме родителей.
Зимой
1918/1919 г. были впервые опубликованы рассказы Фолкнера, а осенью он поступил
в университет. Но, как и школу, недоучившись, бросил и университет. Он работал
то плотником, то маляром, то почтмейстером; даже основал страховую компанию по страховке
студентов от провала на экзаменах. В какой-то момент своих скитаний он
устроился ночным кочегаром на электростанцию. Фолкнер позднее говорил, что
там, на станции, он и написал свою лучшую книгу — «Когда я лежала, умирая».
Писатель объяснял, почему именно электростанция оказалась идеальным местом для
работы. Там было тепло, тихо, никто его не тревожил. Жужжание большой старой
турбины успокаивало нервы, и он писал, отрываясь лишь для того, чтобы
подбросить лопатой очередную порцию угля. Именно на станции Фолкнер,
вероятно, окончательно осознал свое призвание, и больше уже не расставался с
пером.
Кратко
описывая историю профессиональной литературной деятельности Фолкнера, необходимо
отметить главные вехи его блестящей карьеры. Дебютировал Фолкнер книгой стихов
«Мраморный фавн», написанной под влиянием французского символизма. Первый роман
«Солдатская награда», вышедший в 1926 г., написан в духе прозы «потерянного поколения»;
роман «Сарторис» открывает цикл произведений о Йокнапатофе — вымышленном южном
округе. Роман «Шум и ярость» углубляет и развивает заявленную в «Сарторисе»
тему обреченности патриархальной традиции фермерского Юга, распада и
дегуманизации его общественных связей. Деградацию Юга Фолкнер связывает с
допущенной в прошлом роковой ошибкой — признанием законности рабства. Вместе с
уходящей «южной цивилизацией» гибнут и порожденные ею люди — герои писателя.
Если до выхода в свет «Святилища» Фолкнер оставался «писателем для критиков»,
то история преступлений гангстера-садиста, лишь по чистой случайности
уличенного законом, принесла ему коммерческий успех и приглашение в Голливуд
в качестве сценариста- консультанта.
В центре
одного из лучших романов Фолкнера «Авессалом, Авессалом!» судьба полковника-южанина
Сатпена, чья энергия и одержимость все же бессильны повернуть вспять
неизбежный ход событий: любое его начинание гибнет, каждая идея обречена уже в
зародыше. Распаду былых патриархальных основ посвящена трилогия, повествующая
о представителях «нового рода» Сноупсов, жестоких, хладнокровных дельцах.
Критики,
взявшись коротко охарактеризовать стиль и направление писателя, обычно
отзываются о них так: «Хотя в ранних произведениях Фолкнера заметен интерес к
«экспериментальным школам» европейского романа, и в частности к роману
«потока сознания», основными тенденциями своего творчества он, несомненно,
принадлежит к литературе критического реализма. Творческий метод Фолкнера
характеризуется глубоким историзмом, тяготением к символике, ведению повествования
в нескольких временных пластах, использованием высокой риторики. Будучи национальным
писателем, кровно связанным с судьбой американского Юга, с его прошлым и
настоящим, с его мифологией, культурой, языком, бытом, Фолкнер одновременно
классик мировой литературы, общечеловеческое достояние».
Характеризуя
Фолкнера как глубоко национального писателя, критика нисколько не
преувеличивала. Он действительно был плоть от плоти американского Юга, герои
его произведений всегда оказывались узнаваемы их прототипами.
В 1929 г.
Эстель развелась со своим первым мужем и вернулась домой с Востока с двумя детьми,
мальчиком и девочкой. Здесь она снова встретилась с Фолкнером. Вскоре они
отправились в Колледж Хилл, где доктор Хедлстон обвенчал их в старой церкви с
балконом для рабов, именными скамьями и отдельным входом для знатных прихожан.
После женитьбы Фолкнер взял детей в свой дом и воспитывал их как родных вместе
со своей дочерью Джилл от первого брака.
Поначалу
молодые снимали себе жилье. Но, получив аванс за очередную книгу, Фолкнер
приобрел старый дом, в сад которого еще в детстве лазил за яблоками и
персиками. Это был единственный дом в Оксфорде, которым хотел владеть Фолкнер.
В этом месте он прожил до конца жизни, отсюда вынесли гроб с его телом.
Когда пришла
весть, что Фолкнеру присуждена Нобелевская премия (1949), многим казалось, что
он исписался полностью. Да и сам он к тому времени любил повторять, что если и
доведется еще сочинять, он переключится на детективные рассказы.
«Детективный
жанр, — говорил Фолкнер, — отличается великими достоинствами — стоит только
придумать хорошую схему, а уж в дальнейшем можно повторять ее без конца,
придется только менять имена героев и место действия». Такой схемой-скелетом,
кажется, может служить роман «Осквернители праха». В нем невинного человека
спасают от самосуда толпы, доказав, что роковая пуля не могла вылететь из его
револьвера.
В то утро,
когда появилось, наконец, официальное сообщение о присуждении премии,
журналисты попросили его сделать заявление для печати. Таким образом он узнал,
что получил премию. Репортеры нашли писателя во дворе за домом, где он пилил
дрова. В своих первых, кратких сообщениях они назвали Фолкнера
пятидесятидвухлетним фермером, и ему это понравилось. Правда, Фолкнер никогда
по-настоящему не занимался сельским хозяйством, но он владел участком земли,
считал себя кровно связанным с землей. Он любил родные места преданно и
самозабвенно, радовался, когда его принимали за фермера. Фолкнер очень много
знал о сельском хозяйстве, но сведения он приобрел в основном из книг.
Фолкнер
поблагодарил репортеров за то, что они взяли на себя труд приехать и сообщить
ему о том, что он теперь Нобелевский лауреат. А на другой день стало известно,
что Фолкнер отказался ехать в Швецию за премией. Узнав об этом, представители
Государственного департамента забеспокоились. Им казалось, что отказ Фолкнера
может вызвать осложнения в отношениях между Швецией и США. Но Фолкнер продолжал
стоять на своем. Он заявил, что как только написанная им книга появляется на
прилавках магазинов, она становится достоянием любого человека, который в
состоянии ее купить. А вот он после выхода книги остается частным лицом и
принадлежит лишь себе. И добавил, что если кому-нибудь заблагорассудится
присудить его книгам премию, пусть присуждают, однако никому не дано права
решать, ехать ли ему, Фолкнеру, за границу за этой премией или не ехать.
В
Госдепартаменте знали, что Фолкнер дружен с полковником Ивенсом, и обратились
к нему за помощью. Ивенса сделали как бы специальным эмиссаром правительства
США при Фолкнере. Полковник взялся за дело и уговорил писателя (неизвестно
как) поехать в Швецию вместе с дочерью.
Как только
Фолкнер получил Нобелевскую премию, были переизданы все его книги. Они
затопили книжный рынок. Издатели лихорадочно подбирали крохи и охотились за
самыми маленькими неизданными вещами. Знаки отличия сыпались на писателя как
из рога изобилия: тут были и медали, и почетные дипломы. Все они вместе с дипломом
Нобелевской премии хранятся в местном музее. Фолкнер получил первую премию
нью-йоркских газет. Иностранные правительства награждали его орденами. Франция
сделала его кавалером ордена Почетного легиона, Фолкнер очень гордился этой
маленькой ленточкой на лацкане пиджака.
Однажды чета
Фолкнеров получила приглашение на прием в Белый дом. Однако Фолкнер вежливо
отклонил его. Он сказал, что сто миль слишком большое расстояние для того,
чтобы присутствовать на трапезе, и попросил Эстель написать ответ Первой леди
— супруге президента.
Про Фолкнера
говорили, что он недоступен. Действительно, он как бы возвел вокруг себя стену,
спасаясь от разговоров о своем творчестве. Он просто отказывался говорить на
эту тему, а если с ним все-таки заводили разговор о его книгах, он прятался,
как устрица, захлопнувшая створки своей раковины. Он только что уши не затыкал
и решительно не желал слушать собеседников. Критические замечания о его вещах
всегда больно ранили Фолкнера. И он защищался от них всеми доступными ему
средствами. Он только однажды нарушил это правило. К Фолкнеру обратился
юноша-студент, который выбрал темой своего диплома творчество Фолкнера.
Фолкнер
решил послушать, что написал о нем молодой человек. Убедившись, что студент
относится к своей работе серьезно, писатель сделал ряд замечаний, которые, как
он надеялся, должны были помочь молодому человеку. Во время беседы студент
пожаловался, что книгу Фолкнера, о которой он пишет, ему удалось достать
только в дешевом двадцатипятицентовом издании. «Это и есть ее настоящая цена,
— сказал Фолкнер, — больше она не стоит».
Фолкнер
всегда сочувствовал всем, кого преследуют власть имущие. Вот почему он вступил
в контакт с коммунистической партией. Это произошло в 1930 г. В округе Лафайет
проживал тогда единственный коммунист, зарегистрированный в штате Миссисипи.
Его одиночество вызывало сочувствие Фолкнера, и он пожертвовал пятьдесят
долларов на нужды компартии. Пятьдесят долларов — не слишком большая сумма, но
взнос этот служил как бы данью уважения к человеку, который один выступил
против двух миллионов жителей штата.
Фолкнер
никогда не принимал участия ни в каких политических сборищах. Даже разъезжая
со своим дядей Джоном по всей округе во время избирательной кампании, он не слушал
его речей. Фолкнер был слишком занят, наблюдая за аудиторией и слушая выступления
избирателей. Тем не менее Фолкнера много раз обвиняли в том, что он коммунист,
красный, розовый, разрушитель основ.
В жизни
Фолкнера был период, когда он в печати и устно выступал в защиту интеграции
негров и белых. Его родне это не нравилось, однако остановить его она и не
пыталась. Конечно, как только Фолкнер выступил в защиту негров, на него
обрушился поток брани. По ночам раздавались таинственные телефонные звонки, и
чьи-то голоса угрожали расправой. Письма тоже были полны оскорблений и брани.
Родня судачила: «Получил по заслугам, так ему и надо! Должен был знать, на что
идет». Но Фолкнер не реагировал на угрозы, не замечал их.
Один из
профессоров английской литературы написал целую диссертацию, посвященную
происхождению фамилии героев последних книг Фолкнера — Сноупс. Ученый не
встречал ее прежде. Его заинтересовало само звучание слова. Впрочем, многие
ученые ломали головы над происхождением этого слова. Сам Фолкнер говорил
только, что фамилия Сноупс — одна из самых счастливых его находок.
Фолкнер
писал исключительно о тех «сноупсах», которые завладели его родным Оксфордом.
Для него они всегда оставались роем саранчи, опустошившей город и заполнившей
его «термитами, подточившими прежний социальный порядок».
На страницах любой книги рядом
с героями Фолкнера всегда живет и существует еще один незримый персонаж — сам
автор, типичный простой американец, которого так легко встретить на улице тихих
провинциальных американских городов. |