Пятница, 26.04.2024, 23:53                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [31]
ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ [29]
50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ ЛИТЕРАТУРУ [50]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРА » ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ОВИДИЙ НАЗОН ПУБЛИЙ (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.)

«Имел он песен дивный дар и голос, шу­му волн подобный» — эти пушкинские стро­ки невольно приходят на память русскому читателю, едва он слышит имя Овидия. Ови­дий Назон — поэт очень легкий и очень труд­ный. Легкий потому, что речь его изящна и ясна, фразы и стихи текут естественно и не­принужденно, а предметы описываются лег­ко и доступно. Есть поэты, читая которых читатель чувствует: «Как это великолепно, я никогда не мог бы так сказать» — таков Вер­гилий. И есть поэты, над строками которых читателю кажется: «Как это просто, я и сам бы сказал так, а не иначе» — таков Овидий, но в этой легкости кроется и трудность. Рас­сказ Овидия льется так прозрачно и естест­венно, что мы перестаем видеть поэта и видим только предмет его рас­сказа. Овидий писал о легкой любви и о занима­тельной мифологии, и три эпохи европейской культуры принимали или отвергали его в зави­симости от того, считали любовь должна быть легкой, а мифология занимательной, или нет. Каково же бы­ло отношение и к любви, и к мифологии са­мого Овидия — об этом не задумывались.

Поэтому так неожиданно нелегко, оказы­вается, нащупать путь к пониманию поэзии Овидия — такой, вроде бы, несложной и до­ступной. Она не дается сразу — по крайней мере, нужно не раз и не два приступать к ней, чтобы сквозь блестящую поверхность стиха проникнуть в его глубину.

Первое, что естественно хочется современно­му читателю увидеть в стихах поэта, — это его душевный мир и жизненный путь. Мы давно привыкли относиться к поэзии как к «исповеди сердца»: видеть в ней ключ к внутренней жиз­ни поэта. Сам поэт, казалось бы, идет навстре­чу нашим интересам: он даже прямо сообщает нам в «Скорбных элегиях» свою автобиогра­фию. У Овидия в жизни были и безмятежная молодость, и загадочная катастрофа, и томи­тельная расплата — долгие годы ссылки.

Овидию было четырнадцать лет в год триум­фа императора Августа. Как раз в это время он справлял свое совершеннолетие — «надевал взрослую тогу». События минувших тревож­ных лет гражданской войны, по-видимому, прошли мимо него. Мир для Овидия сразу стал чем-то само собой разумеющимся — естествен­ной обстановкой, позволяющей человеку жить в свое удовольствие, оставляя государственные заботы другим. Иначе смотрел на это его отец. Он был из сословия всадников — людей бога­тых, но до самых последних лет не имевших доступа к политической карьере; теперь он мечтал о такой карьере хотя бы для сына. Но Овидий, ненавидящий политику, мечты отца похоронил, занимаясь лишь тем, что доставля­ло ему удовольствие: словесностью и любовью.

Любовь была главным предметом внимания молодых людей овидиевского возраста. В Гре­ции, а потом и в Риме, давно сложился обы­чай, что лет до тридцати молодые люди наслаждались свободой, а потом женились и остепенялись. Но ко времени Овидия этот юно­шеский период дозволенного беспутства стал затягиваться. Столетие гражданских войн по­селило в молодежи страх и недоверие к «взрос­лому» миру интриг и усобиц; куда приятнее было уйти в частную жизнь, в мир любви и дружбы. Для Овидия и его сверстников такая жизнь была бесконечно привлекательна. Стар­шее поколение, конечно, негодовало и говори­ло об упадке нравов. Отец Овидия нарочно по­торопился женить сына, чтобы уберечь его от соблазнов, но из этого ничего не вышло. Ови­дий не расстался с прежними привычками и, будучи женат, находился в связи с женщиной, которую воспевал в своих стихотворениях под именем Коринны. В своей автобиографии, впрочем, он обвиняет не себя, а жену:

Чуть ли не мальчиком мне недостойную женщину дали

В жены, но с ней мой брак краток, по счастию, был.

Овидий развелся с женой и женился вто­рично, но и второй брак был неудачен. Поче­му — неизвестно. Овидий ни в чем не обвинял вторую жену, следовательно, причину нужно искать в легкомысленности самого поэта, тем более что о разводе хлопотал не он сам, а ро­дители жены, хотя от Овидия у нее было двое детей. Он остался жить в своем полусвете, ра­достно повинуясь его законам: «Сердце мое вспыхивало от малейшей искры, но дурной молвы обо мне не ходило никогда».

Такова была жизнь многих юношей того времени, но только у Овидия она превратилась в поэзию. Для этого нужно было поэтическое дарование. И оно оказалось у Овидия исклю­чительно сильным. Именно как поэт «дарова­ния», поэт «божьей милостью» прославился он на всю античность. Еще ребенком он заметил в себе склонность к стихосложению («...что ни хотел я сказать прозою, стих выхо­дил»), а юношей научился ею пользоваться и больше доверял тем стихам, которые склады­вались у него сами, нежели тем, которые со­чинялись по правилам. Впервые с чтением своих стихов он выступил в восемнадцать — «раз или два лишь побрившись». Стихи его сразу были замечены, и он легко вошел в круг поэтов — тех самых, на которых, по его наив­ным словам, он смотрел, как на богов.

Первое издание «Любовных элегий» Ови­дия вышло в 15 г. до н. э. и сразу принесло по­эту громкую славу. «Певец любви» — так ста­ли звать Овидия. «Любовные элегии» были, так сказать, «практикой любви», для полноты охвата нужно было еще написать «теорию люб­ви» и «историю любви». «Историей любви» стала книга «Героиды». Это цикл стихотвор­ных посланий от лица мифологических геро­инь к покинувшим их возлюбленным. «Теори­ей любви» стала поэма «Наука любви» в трех книгах: в первых двух — советы мужчинам, как найти, завоевать и удержать при себе воз­любленную; в третьей — советы женщинам, как привлекать и обманывать мужчин.

Дом Овидия стоял в центре Рима, и был еще загородный дом, где он слагал свои сти­хи. Жил он хлебосольно, не зная счета друзь­ям, и пользовался всеобщей любовью. Все признавали, что Овидий — первый поэт Рима: Вергилий и Гораций были уже в могиле, а из остальных римских поэтов никто не мог рав­няться с Овидием. Когда Овидий начинал свои элегии, ему не было и двадцати лет, ког­да около 2 г. н. э. он заканчивал свою любов­ную трилогию, ему было уже около сорока пя­ти. «Наука любви» написана с подлинно юношеским изяществом, задором и блеском.

Однако на самом деле Овидий давно уже не был легкомысленным повесой. Он женился в третий раз, и жизнь его переменилась. О преж­нем разгуле не могло быть и речи, и такая пе­ремена произошла благодаря Фабии, которая была превосходной женщиной и преданной женой, не изменившей ему до конца жизни. Принадлежа к знатному роду, она сблизила его со двором. Любя поэзию, она благоприят­но влияла на его талант и очень гордилась его славой. До выхода замуж за Овидия она уже была замужем и имела взрослую дочь, что, ве­роятно, играло немалую роль в ее отношении к мужу. Овидий говорил о ней с умилением при перечислении своих жен:

Третья, со мной неразлучно прожившая долгие годы.

Ссыльного даже женой не отказалася быть.

Упоминание о себе как о «ссыльном» в дан­ном случае — автобиографический факт (о чем будет подробнее сказано ниже). Пока же отме­тим: Овидий действительно умер в изгнании. Жена не последовала за ним, но только пото­му, что этого желал сам поэт. Ему, похоже, хо­телось иметь в Риме человека, который сохра­нил бы от расхищения его имущество. И Фабия безукоризненно исполнила поставленную зада­чу, как свидетельствует об этом сам Овидий:

Ты, как опора надежная, дом мой спасла от паденья,

Что не погиб я совсем, тем я обязан тебе:

Многие счастьем разбитым моим поживиться желали.

Ты только сделать могла, что я не нищ и не наг.

Фабия — поистине удивительная женщи­на. Немногие женщины до нее и потом суме­ли подняться на такую высоту самоотвержен­ности и преданности.

После «Науки любви» Овидий задумал еще два труда: мифологическую поэму «Метамор­фозы» и ученую поэму «Фасты». Слово «мета­морфозы» означает «превращения»: под та­ким заглавием написал Овидий мифологичес­кую энциклопедию в стихах, пересказав более двухсот мифов, в каждом из которых кто-ни­будь превращался в растение, животное, реку или звезду. Слово «фасты» означает «кален­дарь»; Овидий хотел написать по элегии на каждый из многочисленных римских кален­дарных праздников, упомянув множество на­циональных богов, героев, римские храмы, древние обряды. Возрождение римской рели­гиозной древности было одной из главных за­бот императора Августа, поэтому славословие в его адрес и в адрес его предков занимают не­мало места в «Фастах».

Зная, как ненавидел Овидий политику, его восторженные славословия Августу кажутся неожиданными и неискренними. Но это не так. Отстранясь от общественных дел, Овидий вовсе не думал уходить в оппозицию. Вершина его одухотворения жизни — поэзия, и Овидий гор­дился, что рожден поэтом. Но, конечно, все эти духовные блага становятся возможны и доступ­ны лишь тогда, когда кто-то питает и защища­ет пользующийся ими мир, заботится о силе и богатстве Рима. Заботу об этом и принял на се­бя Август — и поэтому нет таких похвал, ка­ких бы он не заслуживал. Август давал возмож­ность поэту творить, поэт увековечивал имя Августа в стихах, и все это делалось во славу дорогой им обоим римской современности.

Так понимал вещи Овидий, но иначе смот­рел на них сам император Август. Тот быт римского света и полусвета, которым так на­слаждался Овидий, казался Августу нездоро­вым и тревожным. Август уже не раз издавал законы о нравственности, крепившие брак, се­мью и древнюю строгость нравов, но законы эти не приносили результатов. Поэтому нель­зя сказать, что вовсе неожиданным стал импе­раторский указ о ссылке Овидия на берега Черного моря. Автор «Науки любви» был жи­вым воплощением, глашатаем распутства и ему пришлось отвечать за весь нравственный упадок римского общества.

Собственно, ссылка была смягченной фор­мой наказания: не «изгнание», «высылка» — Овидий не лишался гражданских и имущест­венных прав, ему лишь было предписано ме­сто жительства на дальней окраине империи, в городе Томы на берегу Черного моря (ныне Констанца в Румынии). По прибытии в Томы природное жизнелюбие взяло верх над отчая­нием, старый поэт вновь почувствовал вкус к литературным занятиям. Переработка «Фас- тов» связывалась для поэта с последней на­деждой на возвращение из ссылки. Но Август умер, а его преемник Тиберий, мрачный и строгий политик, был неумолим. Однако у Тиберия был приемный сын Германик, моло­дой полководец, славившийся благородством и вкусом. Он сам писал стихи и не мог не чтить Овидия. Германик собирался в провин­цию, и Овидий хотел поднести ему «Фасты» с посвящением, но закончить работу поэт не ус­пел. В конце 17 или начале 18 г. н. э. он умер. Его похоронили в Томах. И его последнее же­лание, «чтобы на юг перенесли его тоскующие кости», так и не сбылось.
Категория: ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ | Добавил: admin (31.03.2016)
Просмотров: 993 | Теги: сайт для школьн, великие писатели, литераторы, поэт, писатели и их произведения, занимательная литература, литератур, писатель, образовательный портал | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru