«Имел он
песен дивный дар и голос, шуму волн подобный» — эти пушкинские строки
невольно приходят на память русскому читателю, едва он слышит имя Овидия. Овидий
Назон — поэт очень легкий и очень трудный. Легкий потому, что речь его изящна
и ясна, фразы и стихи текут естественно и непринужденно, а предметы
описываются легко и доступно. Есть поэты, читая которых читатель чувствует:
«Как это великолепно, я никогда не мог бы так сказать» — таков Вергилий. И
есть поэты, над строками которых читателю кажется: «Как это просто, я и сам бы
сказал так, а не иначе» — таков Овидий, но в этой легкости кроется и трудность.
Рассказ Овидия льется так прозрачно и естественно, что мы перестаем видеть
поэта и видим только предмет его рассказа. Овидий писал о легкой любви и о
занимательной мифологии, и три эпохи европейской культуры принимали или
отвергали его в зависимости от того, считали любовь должна быть легкой, а мифология занимательной, или нет.
Каково же было отношение и к любви, и к мифологии самого Овидия — об этом не
задумывались.
Поэтому так
неожиданно нелегко, оказывается, нащупать путь к пониманию поэзии Овидия —
такой, вроде бы, несложной и доступной. Она не дается сразу — по крайней мере,
нужно не раз и не два приступать к ней, чтобы сквозь блестящую поверхность
стиха проникнуть в его глубину.
Первое, что
естественно хочется современному читателю увидеть в стихах поэта, — это его
душевный мир и жизненный путь. Мы давно привыкли относиться к поэзии как к
«исповеди сердца»: видеть в ней ключ к внутренней жизни поэта. Сам поэт,
казалось бы, идет навстречу нашим интересам: он даже прямо сообщает нам в
«Скорбных элегиях» свою автобиографию. У Овидия в жизни были и безмятежная
молодость, и загадочная катастрофа, и томительная расплата — долгие годы
ссылки.
Овидию было
четырнадцать лет в год триумфа императора Августа. Как раз в это время он
справлял свое совершеннолетие — «надевал взрослую тогу». События минувших
тревожных лет гражданской войны, по-видимому, прошли мимо него. Мир для Овидия
сразу стал чем-то само собой разумеющимся — естественной обстановкой,
позволяющей человеку жить в свое удовольствие, оставляя государственные заботы
другим. Иначе смотрел на это его отец. Он был из сословия всадников — людей
богатых, но до самых последних лет не имевших доступа к политической карьере;
теперь он мечтал о такой карьере хотя бы для сына. Но Овидий, ненавидящий
политику, мечты отца похоронил, занимаясь лишь тем, что доставляло ему
удовольствие: словесностью и любовью.
Любовь была
главным предметом внимания молодых людей овидиевского возраста. В Греции, а
потом и в Риме, давно сложился обычай, что лет до тридцати молодые люди
наслаждались свободой, а потом женились и остепенялись. Но ко времени Овидия
этот юношеский период дозволенного беспутства стал затягиваться. Столетие
гражданских войн поселило в молодежи страх и недоверие к «взрослому» миру
интриг и усобиц; куда приятнее было уйти в частную жизнь, в мир любви и дружбы.
Для Овидия и его сверстников такая жизнь была бесконечно привлекательна. Старшее
поколение, конечно, негодовало и говорило об упадке нравов. Отец Овидия
нарочно поторопился женить сына, чтобы уберечь его от соблазнов, но из этого
ничего не вышло. Овидий не расстался с прежними привычками и, будучи женат,
находился в связи с женщиной, которую воспевал в своих стихотворениях под
именем Коринны. В своей автобиографии, впрочем, он обвиняет не себя, а жену:
Чуть ли не
мальчиком мне недостойную женщину дали
В жены, но с
ней мой брак краток, по счастию, был.
Овидий
развелся с женой и женился вторично, но и второй брак был неудачен. Почему —
неизвестно. Овидий ни в чем не обвинял вторую жену, следовательно, причину
нужно искать в легкомысленности самого поэта, тем более что о разводе хлопотал
не он сам, а родители жены, хотя от Овидия у нее было двое детей. Он остался
жить в своем полусвете, радостно повинуясь его законам: «Сердце мое вспыхивало
от малейшей искры, но дурной молвы обо мне не ходило никогда».
Такова была
жизнь многих юношей того времени, но только у Овидия она превратилась в поэзию.
Для этого нужно было поэтическое дарование. И оно оказалось у Овидия исключительно
сильным. Именно как поэт «дарования», поэт «божьей милостью» прославился он на
всю античность. Еще ребенком он заметил в себе склонность к стихосложению («...что ни хотел
я сказать прозою, стих выходил»), а юношей научился ею пользоваться и больше
доверял тем стихам, которые складывались у него сами, нежели тем, которые сочинялись
по правилам. Впервые с чтением своих стихов он выступил в восемнадцать — «раз
или два лишь побрившись». Стихи его сразу были замечены, и он легко вошел в
круг поэтов — тех самых, на которых, по его наивным словам, он смотрел, как на
богов.
Первое
издание «Любовных элегий» Овидия вышло в 15 г. до н. э. и сразу принесло поэту
громкую славу. «Певец любви» — так стали звать Овидия. «Любовные элегии» были,
так сказать, «практикой любви», для полноты охвата нужно было еще написать
«теорию любви» и «историю любви». «Историей любви» стала книга «Героиды». Это
цикл стихотворных посланий от лица мифологических героинь к покинувшим их
возлюбленным. «Теорией любви» стала поэма «Наука любви» в трех книгах: в
первых двух — советы мужчинам, как найти, завоевать и удержать при себе возлюбленную;
в третьей — советы женщинам, как привлекать и обманывать мужчин.
Дом Овидия
стоял в центре Рима, и был еще загородный дом, где он слагал свои стихи. Жил
он хлебосольно, не зная счета друзьям, и пользовался всеобщей любовью. Все
признавали, что Овидий — первый поэт Рима: Вергилий и Гораций были уже в
могиле, а из остальных
римских поэтов никто не мог равняться с Овидием. Когда Овидий начинал свои
элегии, ему не было и двадцати лет, когда около 2 г. н. э. он заканчивал свою
любовную трилогию, ему было уже около сорока пяти. «Наука любви» написана с
подлинно юношеским изяществом, задором и блеском.
Однако на
самом деле Овидий давно уже не был легкомысленным повесой. Он женился в третий
раз, и жизнь его переменилась. О прежнем разгуле не могло быть и речи, и такая
перемена произошла благодаря Фабии, которая была превосходной женщиной и
преданной женой, не изменившей ему до конца жизни. Принадлежа к знатному роду,
она сблизила его со двором. Любя поэзию, она благоприятно влияла на его талант
и очень гордилась его славой. До выхода замуж за Овидия она уже была замужем и
имела взрослую дочь, что, вероятно, играло немалую роль в ее отношении к мужу.
Овидий говорил о ней с умилением при перечислении своих жен:
Третья, со
мной неразлучно прожившая долгие годы.
Ссыльного
даже женой не отказалася быть.
Упоминание о
себе как о «ссыльном» в данном случае — автобиографический факт (о чем будет
подробнее сказано ниже). Пока же отметим: Овидий действительно умер в
изгнании. Жена не последовала за ним, но только потому, что этого желал сам
поэт. Ему, похоже, хотелось иметь в Риме человека, который сохранил бы от
расхищения его имущество. И Фабия безукоризненно исполнила поставленную задачу,
как свидетельствует об этом сам Овидий:
Ты, как опора
надежная, дом мой спасла от паденья,
Что не погиб
я совсем, тем я обязан тебе:
Многие
счастьем разбитым моим поживиться желали.
Ты только
сделать могла, что я не нищ и не наг.
Фабия —
поистине удивительная женщина. Немногие женщины до нее и потом сумели
подняться на такую высоту самоотверженности и преданности.
После «Науки
любви» Овидий задумал еще два труда: мифологическую поэму «Метаморфозы» и
ученую поэму «Фасты». Слово «метаморфозы» означает «превращения»: под таким
заглавием написал Овидий мифологическую энциклопедию в стихах, пересказав
более двухсот мифов, в каждом из которых кто-нибудь превращался в растение,
животное, реку или звезду. Слово «фасты» означает «календарь»; Овидий хотел
написать по элегии на каждый из многочисленных римских календарных праздников,
упомянув множество национальных богов, героев, римские храмы, древние обряды.
Возрождение римской религиозной древности было одной из главных забот
императора Августа, поэтому славословие в его адрес и в адрес его предков
занимают немало места в «Фастах».
Зная, как
ненавидел Овидий политику, его восторженные славословия Августу кажутся
неожиданными и неискренними. Но это не так. Отстранясь от общественных дел,
Овидий вовсе не думал уходить в оппозицию. Вершина его одухотворения жизни —
поэзия, и Овидий гордился, что рожден поэтом. Но, конечно, все эти духовные
блага становятся возможны и доступны лишь тогда, когда кто-то питает и защищает
пользующийся ими мир, заботится о силе и богатстве Рима. Заботу об этом и
принял на себя Август — и поэтому нет таких похвал, каких бы он не
заслуживал. Август давал возможность поэту творить, поэт увековечивал имя
Августа в стихах, и все это делалось во славу дорогой им обоим римской
современности.
Так понимал
вещи Овидий, но иначе смотрел на них сам император Август. Тот быт римского
света и полусвета, которым так наслаждался Овидий, казался Августу нездоровым
и тревожным. Август уже не раз издавал законы о нравственности, крепившие брак,
семью и древнюю строгость нравов, но законы эти не приносили результатов.
Поэтому нельзя сказать, что вовсе неожиданным стал императорский указ о
ссылке Овидия на берега Черного моря. Автор «Науки любви» был живым
воплощением, глашатаем распутства и ему пришлось отвечать за весь нравственный
упадок римского общества.
Собственно, ссылка была
смягченной формой наказания: не «изгнание», «высылка» — Овидий не лишался
гражданских и имущественных прав, ему лишь было предписано место жительства
на дальней окраине империи, в городе Томы на берегу Черного моря (ныне
Констанца в Румынии). По прибытии в Томы природное жизнелюбие взяло верх над
отчаянием, старый поэт вновь почувствовал вкус к литературным занятиям.
Переработка «Фас- тов» связывалась для поэта с последней надеждой на
возвращение из ссылки. Но Август умер, а его преемник Тиберий, мрачный и
строгий политик, был неумолим. Однако у Тиберия был приемный сын Германик, молодой
полководец, славившийся благородством и вкусом. Он сам писал стихи и не мог не
чтить Овидия. Германик собирался в провинцию, и Овидий хотел поднести ему
«Фасты» с посвящением, но закончить работу поэт не успел. В конце 17 или
начале 18 г. н. э. он умер. Его похоронили в Томах. И его последнее желание,
«чтобы на юг перенесли его тоскующие кости», так и не сбылось. |