Александр
Дюма-отец (1802 — 1870) — сын наполеоновского генерала, мать которого (бабушка
писателя) была негритянкой. От отца Дюма унаследовал исключительную энергию,
пылкий темперамент и атлетическое сложение. Мать его была дочерью содержателя
гостиницы.
Дюма вырос в
эпоху наполеоновской эпопеи и надолго пережившей ее наполеоновской легенды,
полностью воспринял дух времени, культ геройства, мятежного индивидуализма,
сильных страстей наперекор рассудку и ярко отразил идеалы тогдашней Франции в
творчестве и жизни. После смерти генерала Дюма, попавшего в немилость к
Наполеону за республиканские взгляды, вдова с двумя детьми осталась без средств
к существованию и не смогла дать детям приличное образование. Будущий писатель
восполнил этот пробел чтением. Он увлекся немецкими романтиками, а также
Вальтером Скоттом и Шекспиром. Рано заговорила в нем муза, он стал писать
пьесы. В эти годы он занимал скромное место клерка в нотариальной конторе.
В 1822 г.
Дюма переселился в Париж, получил должность в канцелярии герцога Орлеипского,
познакомился со знаменитым актером Тальма и всей душой отдался театру. Начало
славы Дюма положила пьеса «Генрих Третий», имевшая огромный успех и знаменовавшая
торжество романтизма на французской сцене. Она принесла автору 50 тыс.
франков, и Дюма стал вести широкий, шумный и веселый образ жизни. Велики были
и его последующие заработки, и только легендарная расточительность,
необузданность его фантазий, проявлявшаяся в жизни, как и в творчестве, довели
писателя в конце жизни до разорения и нужды.
Чудовищная
плодовитость Дюма в литературе со временем навлекла на писателя многочисленные
судебные процессы. Истцами выступили бесчисленные литературные сотрудники
Дюма, оспаривавшие авторство романов и пьес. Сам Дюма признавался не без
гордости, что у него было столько сотрудников, сколько у Наполеона генералов.
Однако каковы бы ни были отношения между писателем и его сотрудниками, сколько
бы они ни работали на него, только Дюма, благодаря пылкой фантазии и чуткости к
духу времени, мог объединить все выходившее в свет под его именем в стройное
целое, отмеченное его индивидуальностью.
Огромное
количество вышедших за подписью Дюма томов (около 1200) со временем в еще
более острой форме ставит вопрос о помощниках писателя. В процессе 1847 г.
доказало было, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем
самый проворный переписчик мог бы переписать в течение года, если бы работал
без перерыва днем и ночью. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Дюма,
романы его имеют несомненное «фамильное сходство». Помимо смены вечно новых и
разнообразных инцидентов, в них чувствуются торжествующий индивидуализм,
удаль, веселье и беззаботность, вполне отражающие личность самого автора. В
героической эпопее о похождениях мушкетеров Дюма создал вполне определенный
тип д'Артаньяна, остроумного, веселого и храброго гасконца, беззаветно
преданного друзьям и вместе с тем успешно отстаивающего свои интересы. Любимые
герои Дюма — доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина,
карт и женщин, смелые и здоровые, хватающиеся за шпагу при каждом удобном и
неудобном случае. Этот тип, с небольшими вариациями, повторяется во всех
романах Дюма и составляет центр интриги. В сравнении с ним женские фигуры слабы
и бледны, как, впрочем, и в драмах. «Исторические» романы Дюма столь же
фантастичны, как и авантюрные романы; исторический сюжет служит ему только, по
его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на него картину.
В своих
мемуарах Дюма с откровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает о своей
жизни и жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Дюма
была печальна, он сделался беден, обременен долгами и жил в уединении. Когда,
уже на смертном ложе, к нему в руки попали «Три мушкетера», он заплакал.
Еще одним,
но нелитературным, произведением Александра Дюма-отца явился Александр
Дюма-сын (1824 - 1895). Мать его была простой работницей, ей он обязан
практическим здравомыслием, сделавшим его проповедником общественной морали.
Дюма-отец привязан был к сыну нежной любовью, превратившейся со временем в
духовную близость и дружбу. Под влиянием среды, окружавшей отца, Дюма-сын стал
жить веселой, светской жизнью, которую потом описывал и обличал в своих
пьесах. Он скоро запутался в долгах, тогда отец посоветовал ему последовать его
примеру — работать для расплаты по обязательствам.
В 1848 г.
появился прославивший Дюма- сына роман «Дама с камелиями», переделанный им
самим во всемирно известную драму. Прообразом героини Маргариты Готье послужила
актриса Мария Дюплесси, которую Дюма знал лично. Некоторые эпизоды драмы написаны
с натуры. Дюма-младший задумал «Даму с камелиями» не как оправдание «падшей
женщины» в том смысле, как понимают и проповедуют «жалость к падшим» русские
романисты. Дюма относился критически к «жрицам любви», и самоотверженная Маргарита
Готье была в его глазах не общественным типом, а психологическим исключением.
«Даме с камелиями» пришлось выдержать упорную борьбу с цензурой, находившей пьесу
«безнравственной». Она попала на сцену только в 1852 г.
После ошеломительного успеха
Дюма сосредоточился на писании психологических драм, некоторые из которых были
отголоском его личных переживаний. В этих произведениях, снабженных в печати
обширными теоретическими предисловиями, Дюма проповедовал систему общественной
морали, в основе которой лежит «оздоровление семьи». Он — сторонник развода
как средства искоренить ложь в семейных отношениях; он стоял за охрану прав
жены и матери, за право незаконнорожденных детей, требовал уважения к женщине и
наказания мужа за супружескую измену. В то же время Дюма был суровым обличителем
женской неверности, и своим знаменитым: «Убей ее!» он дал жестокий совет
опозоренному мужу. Блестящие и злые афоризмы Дюма в его пьесах тоже немало
содействовали успеху пьес, обнаруживая глубокое понимание автором жизни и
людей. Дюма был дважды женат, его первой женой была русская — Наталья
Нарышкина. |