Отец Тургенева, участник войны 1812 г., вышел в отставку
в чине полковника и поселился в имении своей жены, Веры Петровны Лутовиновой,
селе Спасском-Лутовинове. Сам Тургенев в автобиографии, говоря о себе почему-то
в третьем лице, писал: «... в 1822-м году совершил с целой семьей и прислугой —
в двух каретах с фургоном — заграничную поездку, в течение которой И. С. чуть
не погиб — в швейцарском городе Берне, сорвавшись с перил, окружавших яму, в
которой содержались городские медведи; отец едва успел ухватить его за ногу.
Возвратившись в деревню Спасское, семья Тургеневых зажила деревенской жизнью, той
дворянской, медленной, просторной и мелкой жизнью, сама память о которой уже
почти изгладилась в нынешнем поколении, — с обычной обстановкой гувернеров и
учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек».
Прошло еще несколько лет. Мальчика учили «чему-нибудь и
как-нибудь» — пушкинская формулировка тут вполне уместна. Литературой в семье
интересовались мало, русскую вообще не признавали, разве что с оговорками
Пушкина, который в то время был еще не признанный классик, а юноша, подающий
надежды. Зато языкам, французскому и немецкому, учили с раннего детства.
С пятнадцати лет Тургенев изучал гуманитарные науки в
университетах, меняя города: год в Москве, два в Петербурге, затем, не удовлетворенный
полученным образованием, еще два года в Берлине. Учился он по-настоящему, не
для порядка, а для себя. К двадцати трем годам он был широко и фундаментально
образованным человеком, знающим языки, философию, русскую и европейскую
литературу.
Молодой человек и сам пробовал перо. Уже кое-где
печатались его стихи. Автор оценивал свои творения не слишком высоко: чем
образованней человек, тем трудней ему заблуждаться на собственный счет. Посылая
первые опыты старшим знакомым для совета, он долго и более чем самокритично
извинялся. Тургенев как бы стоял на пороге литературы, колеблясь, стоит ли делать
решительный шаг.
Эти колебания длились приблизительно еще два года. «Около
Пасхи 1843 г. в Петербурге произошло событие и само по себе крайне
незначительное, и давным-давно поглощенное забвением. А именно: появилась
небольшая поэма некого Т. Л., под названием „Параша". Этот Т. Л. был я;
этою поэмой я вступил на литературное поприще».
Шаг сделан — но можно ли назвать его решительным? Поэме
повезло — ее похвалил Белинский. Впоследствии Тургенев писал, что великий
критик сделал это «в силу некоторых, едва заметных крупиц чего-то похожего на
дарование». После «Параши» молодой литератор печатался активно. Стихи, поэмы,
рецензии, несколько прозаических вещей, то с подписью, то под буквой, то вообще
без подписи. Нужная и вполне квалифицированная журнальная работа. Многие
литераторы, начинавшие вместе с Тургеневым, так и занимались ею всю жизнь. В
тургеневских публикациях до «Записок охотника» виден одаренный и культурный
молодой автор, уже вошедший в литературу и занявший в ней
довольно скромное, но полезное и вполне достойное место.
Далее следует привести финальные фразы коротенькой
автобиографии Тургенева, написанной, как говорилось, в третьем лице: «В течение
двух последовавших лет он продолжал писать стихи и даже поэмы, не встречавшие и
не заслуживающие одобрения, а уезжая в конце 1846 г. за границу, решился было
совсем прекратить или изменить свою деятельность; но успех коротенького
отрывка в прозе, озаглавленного „Хорь и Калиныч" и оставленного им в
редакции только что возобновленного журнала „Современник", возвратил его
к литературным занятиям.
С тех пор они не прекращались — и в прошлом году явилось
уже пятое издание его собранных сочинений. Незначительный перерыв в этих
занятия произошел лишь в 1852 г., когда по поводу напечатания его статьи о кончине
Гоголя, или, говоря точнее, вследствие появления отдельного издания «Записок
охотника», И. С. был посажен на месяц в полицейский дом, а потом отправлен на
жительство в деревню, из которой он возвратился только в 1854 г. С 1861 г. И.
С. живет большей частью за границей».
За этими коротенькими строчками — целая жизнь великого
русского писателя, и о ней стоит сказать несколько подробнее. Очерк «Хорь и
Калиныч» — фрагмент «Записок охотника». В свою очередь, «Записки охотника» —
самое значительное произведение молодого Тургенева. Оно оказало большое
влияние на развитие русской литературы и принесло автору мировую известность.
Книга была переведена на многие европейские языки, в 50-е годы находилась
фактически под запретом в России, выдержала много изданий в Германии, Франции,
Англии, Дании. В центре очерков — крепостной крестьянин, умный, талантливый,
но бесправный. Тургенев обнаружил резкий контраст между «мертвыми душами» помещиков
и высокими душевными качествами крестьян, возникшими в общении с величавой,
таинственной и прекрасной природой. В соответствии с общей мыслью «Записок
охотника» о глубине и значительности народного сознания Тургенев в самой
художественной манере изображения крестьян сделал шаг вперед в сравнении с
предшествующей и современной литературой. Яркая индивидуализация крестьянских
типов, изображение жизни народа, показ крестьянина как личности тонкой,
сложной, глубокой, как природа, — главное открытие Тургенева.
Из мощной группы ярких талантов, вошедших в литературу в
40—50-е годы, Тургенев завоевал не просто известность, а широкую, устойчивую
славу. Начиная с «Записок охотника», он долгие годы был самым популярным,
самым знаменитым писателем, центральной фигурой литературного процесса. Именно
его новых вещей больше всего ждали читатели, именно ему издатели, заинтересованные
в подписчиках, платили самые высокие гонорары — показатель меркантильный, но
характерный и достаточно выразительный.
Автор посмертной биографии написал, что Тургеневу «в
продолжение сорока лет принадлежала руководящая роль в литературе», написал
без колебаний, хотя за два года до того закончил свой земной путь Достоевский,
а Толстой выпустил в свет «Войну и мир» и «Анну Каренину». Разумеется,
утверждение о руководящей роли могло быть субъективным. Но вот, например, еще
одно свидетельство писателя и публициста Владимира Короленко, одного из
очевидцев эпохи: «Недавно один из критиков „Нового времени" (г. Перцов)
указал — и, пожалуй, верно — что гораздо меньше „ругали" Гончарова, чем
Тургенева. Да, но это лишь потому, что в то время, которое помнит г. Перцов, о
Гончарове вообще говорили мало. Тургенев раздражал как собеседник, порой
больно задевавший самые живые струны тогдашних настроений. К нему относились
страстно, бурно порицали и так же бурно выражали ему любовь и уважение. У него
была ссора, но было и удовлетворение триумфа. Он понимал, и его тоже понимали».
Написано это не в работе о Тургеневе, а в юбилейной статье о Гончарове.
В ряде вопросов литературного быта Тургенев служил как
бы эталоном. Справедливо возмущаясь низкими гонорарами, Достоевский сравнивал
себя как раз с Тургеневым, что, кстати, вряд ли вызывало прилив симпатий к
более удачливому собрату. Начиная с «Записок охотника», по популярности у русского
читателя Тургенев был первым, первым среди равных, равным среди равных — но
вторым не был никогда.
Ну а сам Тургенев — как он относился к своему первенству?
Вдумчивый, серьезный, влюбленный в свое дело писатель, он не был по натуре ни
борцом, ни тем более вождем. В знаменитой статье-речи «Гамлет и Дон Кихот» он
восхищался безоглядной решительностью Дон Кихота, наверное, как раз потому,
что сам этого был лишен. По натуре он был как раз скорее Гамлет — даже в пору
высшей славы каждая новая законченная работа оставляла в нем чувство
неуверенности, а то и просто неудачи. Ни к какому лидерству он не стремился,
и в письмах, и в статьях настойчиво называл первым писателем эпохи Толстого.
Но, увы, даже эта акция лишь подчеркивала его первенство: отрекаться от трона
может лишь законный монарх.
В литературе тех лет Тургенев занимал место важное. Он
был признанным писателем. Его книги ждали, о нем говорили даже в житейские
моменты, когда нужно было о чем-то поговорить. Когда он писал, обсуждали, что
пишет, когда не писал, обсуждали, почему не пишет. Так что вполне можно понять
ту иногда неосознанную неприязнь, которую испытывали порой даже очень крупные
художники к своему собрату.
В чем же обвиняли Тургенева? В позерстве, в «популярничав
ье», в заискивании перед читающей публикой, в неискренности, даже в желании
«подвильнуть хвостом перед молодежью». Больше всего раздражало, что
популярность Тургенева, в отличие от прочих, все никак не проходила. Вроде бы
поссорился с публикой из-за «Отцов и детей», роман ругали — но все равно у всех
на устах его имя. Уехал за границу, оторвался от родной почвы, от литературной
борьбы — а по приезде вместо равнодушия триумфальная встреча. Говорят, что
слава не выдерживает испытания временем, — Тургенева слава сопровождала всю
жизнь, продолжалась после смерти, продолжается и сейчас.
Тургенев замечательно писал о любви: его проза о «страсти
нежной» по воздействию на читателя не уступала (да, пожалуй, и сейчас не
уступает) откровеннейшим любовным стихам. В то время в душах молодежи
Тургенев, пожалуй, занимал место первого лирического поэта эпохи.
Дарование лирика, кажется, ставит непременным условием
богатую интимную жизнь. Но здесь — заминка. Несмотря на гигантскую популярность
Тургенева и связанный с нею огромный интерес к личной жизни писателя, заглянуть
в нее никому не удавалось, он тщательно охранял свои чувства от вторжения
посторонних. Известно только, что в 1843 г. он познакомился с Полиной Виардо и
с этого момента не расставался с ней до конца жизни. Полина была одной из
величайших певиц своего времени, к моменту их знакомства она была замужем и
обременена многочисленным потомством, но это обстоятельство не помешало
пожизненному союзу: дружбе писателя с мужем певицы и трепетному отношению к
чужим детям. В известном смысле союз между Тургеневым и Виардо был и
творческим союзом. Когда певица оставила сцену, она занялась
композицией, и либретто для ее опер сочинял именно Тургенев. О том, как далеко
простиралась близость между писателем и певицей, ходило множество толков, но
сейчас можно уверенно говорить только о двух записях в дневнике Тургенева.
Одна, помеченная 1845 г., сообщает: «Самое счастливое время моей жизни. —
Возвращение к зиме. 31 декабря Templario — первый поцелуй...» Другая,- помеченная
1849 г. — «Холостяк. 26 июня я в 1-й раз с П(олиной)». Вот и все, о чем можно с
уверенностью сказать по поводу этой близости.
Виардо красавицей не была, Тургенев, по общему признанию,
был хорош собой. Вглядимся в фотографию 1856 г. Лоб большой, глаза умные,
внимательные. Никаких следов пронзительности, фанатичного огня, скрытой муки и
прочего творческого демонизма. Спокойная, чуть печальная доброжелательность.
Основное ощущение от фотографии или, как говорили в те времена, «ее пафос» —
глубокая, естественная порядочность. И, пожалуй, ответственность: писатель с
таким лицом не оставит на листе неряшливой фразы. А в целом — умный,
сдержанный интеллигент.
Тургенев был умен, очень умен. Это отмечали почти все знавшие
его. В одном из писем Белинский сообщал: «Тургенев — очень хороший человек, и
я легко сближаюсь с ним. Это человек необыкновенно умный, беседы и споры с ним
отводили мне душу».
Тургенев прекрасно играл в шахматы, если судить по
дошедшим партиям, лучше любого из русских классиков. И еще одно косвенное и
грустное свидетельство ума: посмертное вскрытие обнаружило редкостную величину
его мозга — он весил более двух килограммов.
Покажется парадоксальным, что именно Тургеневу пришлось
всю жизнь доказывать догматикам, что жизнь умнее самого умного литератора, что
дело честного художника — честно исследовать действительность, а не подгонять
писательскую задачу к ответу.
«Господа критики вообще не совсем верно представляют себе
то, что происходит в душе автора, то, в чем именно состоят его радости и
горести, его стремления, удачи и неудачи. Они ...вполне убеждены, что автор
непременно только и делает, что «проводит свои идеи»; не хотят верить, что
точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье
для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными
„симпатиями", — так писал он в очерке «По поводу „Отцов и детей"».
Здесь, видимо, опять надо вернуться к огромному
тургеневскому уму. До сих пор спорят: полезны ум и образование в художественном
творчестве или вредны? На примере русских гениев можно ответить однозначно:
полезны. Тургенев постоянно попадал в самую сердцевину, в «десятку»
общественных проблем конечно же не потому, что «популярничал» или «стремился
подвильнуть хвостом», а только потому, что наблюдал жизнь страны гораздо
внимательнее, понимал гораздо глубже, чем подавляющее большинство его современников.
Отсюда постоянный жадный интерес к его творчеству. Отсюда, к сожалению,
близорукие, но злые нападки на писателя.
Момент выхода «Записок охотника» был счастливым: писатель
и передовое общество совпали в оценке острых проблем дня. Дальше стало
сложнее, почти в каждой новой вещи открывал он новые типы. Если жизненность
их обнаруживалась сразу, вещь объявлялась творческой победой, если через
пятнадцать лет — клеветой. К счастью, четырех десятилетий творчества хватило,
чтобы читающая Россия поняла и признала этот пророческий дар.
Прозу зрелого Тургенева современники читали взахлеб,
критики же главным образом ругали. Самокритичный классик больше верил тем, кто
бранил. (Тогда еще не было известно, что быть обруганным куда престижнее, чем
расхваленным, и что самый прямой и надежный путь к славе лежит через скандал.)
Сомнения в себе накапливались. В письмах Тургенева 60—70-х гг. звучали
навязчивые мотивы: с творческой работой пора кончать. В очерке «По поводу
„Отцов и детей"» — невеселая шутка: «...литературные ветераны
подобны военным — почти всегда инвалиды — и благо тем, которые вовремя умеют
подать в отставку!»
И рядом, в той же фразе, спокойный и горький вывод:
«Наступили новые времена, нужны новые люди».
Но как жить писателю, переставшему писать? Тургенев
продолжал писать, не надеясь на успех, заранее предсказывая неудачу каждой
новой вещи, но писал. Журналы его ругали, он соглашался и вновь писал. Среди
«неудач» этого периода такие шедевры, как «Вешние воды» и «Песнь торжествующей
любви».
В 1872 г. Тургенев написал другу и соратнику, Флоберу:
«Мой друг, старость — это тяжелое тусклое облако, заволакивающее и будущее, и
настоящее, и даже прошедшее, так как делает его печальным, стушевывая и надламывая
воспоминания. Надо защищаться против этого облака....
Автор не должен падать духом. Пусть он мужественно идет
до конца!..
Прощайте и до свидания, мой дорогой друг, — будем же
держать голову высоко, пока ее не покроют волны». Тургеневу предстояло
бороться с волнами еще одиннадцать лет.
Тургенев — великий труженик — заработал у судьбы право
если не на спокойную старость, то хотя бы на легкую смерть. Вышло по-иному.
Последняя болезнь была мучительной и долгой, после выяснилось, что это рак
позвоночника. Писатель знал, что умирает, но продолжал работать. В свое время
возмущенный предположениями, что некоторые его повести написаны по-французски
и по-немецки, Тургенев резко
возражал: «Я никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском
языке; в противном случае я был бы не художник, а — просто дрянь. Как это
можно — писать на чужом языке,
когда и на своем-то, родном, едва можно сладить с образами, мыслями и т. д.!»
Увы, в жизни лучше не зарекаться. Летом 1883 г. в
Буживале умирающий Тургенев диктовал по-французски свое новое произведение,
рассказ «Пожар на море». Почему по-французски? Так приходилось, ведь
записывала Полина Виардо.
Дни, оставшиеся до последнего беспамятства, были
мучительны. Успел просмотреть русский перевод «Пожар на море», успел послать
коротенькое письмо Толстому — старому литературному и личному противнику, — в
котором уговаривал упрямца вернуться к литературной деятельности («Друг мой,
великий писатель земли русской — внемлите моей просьбе!»), успел сделать
необходимые распоряжения по поводу похорон.
Незадолго до смерти Тургенев говорил, что он желал бы
быть похороненным, в Святогорском монастыре, у ног Пушкина, которого всегда
называл своим учителем, но не считал себя достойным такой чести, а потому
завещал похоронить его тело в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом со своим
другом Белинским. На буквальном исполнении своей воли он не настаивал,
поскольку рядом с могилой критика не было места. Поэтому похоронили его
неподалеку, на том же кладбище.
Биограф рассказывал: «В погребальной процессии, медленно
двигавшейся от Варшавского вокзала на кладбище — среди несметной толпы,
стоявшей вдоль улицы, участвовало 179 депутаций с венками — от различных
ученых учреждений и обществ, от органов столичной и провинциальной печати...
Глаз едва охватывал весь этот ряд венков, двигавшихся, возвышаясь над толпой,
на протяжении более чем двух верст». Так проводили современники своего кумира,
сорок лет приводившего литературную и общественную Россию в восхищение.
|