В противоположность большинству писателей 40-х годов XIX
в. И. А. Гончаров происходил из зажиточного симбирского купеческого семейства,
что не помешало ему, однако, получить весьма основательное по тем временам
образование. Мать Гончарова, простая, но добрая женщина, на руках которой он
остался после смерти отца трехлетним ребенком, ничего не жалела для воспитания
сына. На другом берегу Волги жил священник, образованный и просвещенный; он открыл
пансион, имевший заслуженный успех среди симбирского дворянства. Сюда был отдан
и молодой Гончаров. Дело обучения и воспитания было поставлено в пансионе
весьма тщательно, священник следил не только за учением, но и за чтением своих
учеников. Это обстоятельство не помешало юноше прочитать множество книг, вряд
ли одобренных бы строгим учителем, но способствовавших развитию юноши.
Особенно много читал молодой Гончаров книг про путешествия, которыми увлекся
под влиянием
рассказов крестного отца, старого моряка. Именно эти рассказы и книги о путешествиях
зародили в Гончарове мечту о кругосветном путешествии.
В 1835 г. Гончаров закончил словесное отделение
Московского университета и поступил переводчиком в Министерство финансов, где и
прослужил до отправления в кругосветное путешествие. В Петербурге у Гончарова
скоро завязались литературно-артистические знакомства, он попал в салон семьи
Майковых, где царило поклонение искусству ради искусства.
Первое крупное произведение Гончарова — «Обыкновенная
история» (1847) — имело успех необычайный. Даже «Северная пчела», ярый
ненавистник так называемой «натуральной школы», отнесся крайне благосклонно к
дебютанту, несмотря на то, что роман был написан по всем правилам ненавистной
ему школы.
В 1852 г. Гончаров попал в экспедицию адмирала Путятина,
отправлявшуюся в Японию, чтобы наладить контакты с этой тогда еще недоступной
для иностранцев страной. Гончаров был прикомандирован к экспедиции в качестве
секретаря адмирала. Возвратившись из путешествия, прерванного войной, Гончаров
напечатал в разных журналах цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада"», а затем
взялся за роман «Обломов», который появился в свет в 1859 г. Успех был такой
же всеобщий, как и у «Обыкновенной истории».
Незадолго до выхода «Обломова» Гончаров стал цензором и
занимал этот пост вплоть до выхода в отставку в начале 70-х годов. В 1869 г.
появился третий большой роман Гончарова — «Обрыв», который, по самому
существу своему, уже не мог иметь такого всеобщего успеха, как два предыдущих
его романа. Гончаров не был женат и литературную собственность завещал семье
своего старого слуги.
Таковы несложные рамки долгой и не знавшей никаких
сильных потрясений жизни автора бессмертных русских романов. И именно это
безмятежное спокойствие, которое сквозило и в наружности писателя, создало у
публики впечатление, что Обломов был списан Гончаровым с самого себя. Повод к
этому предположению отчасти дал сам писатель. Вспомним, например, эпилог
«Обломова»: «...Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина.
...Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным
лицом, задумчивыми, как бы сонными глазами», В дальнейшем обнаруживается, что
этот апатичный литератор, беседующий со Штольцем «лениво зевая», есть ни кто
иной, как сам автор романа. Во «Фрегате „Паллада"» Гончаров восклицает:
«Видно, мне на роду написано быть самым ленивым и 'заражать ленью все, что
приходит в соприкосновение со мной». Несомненно, автопортретен и образ некого
беллетриста Скудельникова, который «как сел, так и не пошевелился в кресле, как
будто прирос или заснул. Изредка он поднимал апатичные глаза, взглядывал на
чтеца и опять опускал их. Он, по-видимому, был равнодушен и к этому чтению, и
к литературе, и вообще ко всему вокруг себя». Наконец, в авторской исповеди
Гончаров прямо заявлял, что образ Обломова не только результат наблюдения
окружающей среды, но и результат самонаблюдения. И другим Гончаров по началу казался
похож на Обломова. Один из современников так его описывал: «Среднего роста,
плотный, медленный в походке и во всех движениях, с бесстрастным лицом и как бы
неподвижным взглядом, он кажется совершенно безучастным к суетливой деятельности
бедного человечества, которое копошится вокруг него».
И все-таки Гончаров — не Обломов. Предпринять
кругосветное плавание на парусном судне могла только очень решительная натура,
менее всего напоминающая Обломова. Не похож на Обломова Гончаров и тогда,
когда обнаруживается та тщательность, с какой он писал свои романы, хотя
именно в результате этой тщательности, неизбежно ведущей к медлительности,
публика и заподозрила Гончарова в «обломовщине». Читатели видели авторскую лень
там, где на самом деле шла интенсивная творческая работа. Конечно, перечень
сочинений Гончарова нельзя назвать пространным. Многие современники писателя,
меньше его прожившие, оставили после себя гораздо более обширное наследие. Но
зато как велик объем писательского материала, заключающийся в трех его романах.
Еще Белинский говорил: «Что другому бы стало на десять повестей, у Гончарова
складывается в одну рамку». Среди художников есть такие, которые способны писать
только большие холсты, Гончаров — из их числа. Каждый из его романов задуман в
колоссальных размерах, в каждом автор старается воспроизвести целые периоды,
целые полосы русской жизни.
Еще более несостоятельными оказываются параллели между
Гончаровым и Обломовым, когда приступаешь к знакомству с процессом рождения
романов Гончарова. Среди современников было распространено мнение, что
Гончаров напишет роман, а потом десять лет отдыхает. Это неверно. Промежутки
между появлениями романов были наполнены у Гончарова интенсивной, пусть
неосязаемой, но все-таки творческой работой. «Обломов» был опубликован в 1859
г., но был задуман и набросан сразу же вслед «Обыкновенной истории». Как только
какой-нибудь сюжет завладевал воображением писателя, он тотчас начинал
набрасывать отдельные эпизоды, сцены и читал их знакомым. Все это до такой
степени его переполняло и волновало, что он изливался «всем кому попало»,
выслушивал мнения, спорил. Затем начиналась связная работа. Появлялись целые
законченные главы, которые иногда даже отдавались в печать. Так, например, один
из важнейших эпизодов «Обломова» — «Сон Обломова» — появился в печати десятью
годами раньше самого романа. «Я слышу, — рассказывал Гончаров, — отрывки из
разговоров, и мне часто казалось, прости Господи, что я это не выдумываю, а
что это все носится в воздухе около меня, и мне надо только смотреть и
вдумываться».
Произведения Гончарова до того им были обдуманы во всех
деталях, что сам акт написания становился для него процессом второстепенным.
Годами обдумывал он свои романы, но писал их за недели. Например, вся вторая
часть «Обломова» была написана за пять недель пребывания в Мариенбаде.
Гончаров писал ее, не отходя от стола. Распространенное представление о
Гончарове — двойнике Обломова создает, таким образом, совершенно ложное
представление. Действительная основа его характера, обусловившая весь ход
творчества, — вовсе не апатия, а уравновешенность писательской личности и
полное отсутствие стремительности. Белинский говорил о Гончарове: «У автора
нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, не сердят,
он не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателю, он как будто
думает: кто в беде, тот в ответе, а мое дело сторона». За эту размеренность жизненных
идеалов, непосредственно, конечно, вытекавшую из размеренности темпераментов,
Белинский прямо называл Гончарова «немцем» и «чиновником».
Крайне скудный биографический материал о Гончарове со
временем значительно обогатился различными изысканиями. Этот новый материал
оглушил читающую публику, установил факт, совершенно исключительный в
литературе. Перед публикой предстал маститый писатель, и к тому же
представитель редкого литературного бесстрастия, который вместе с тем сплошь
и рядом находился на грани настоящего безумия. Происходя из семьи, некоторые
члены которой даже заканчивали жизнь в сумасшедшем доме, Гончаров был психопатически
мнительным человеком (главным образом, в связи с состоянием погоды), одержимый
по временам ясно выраженной манией преследования. В частности, Гончаров был
убежден, что Тургенев его злейший враг и крадет у него темы. Эта навязчивая
идея принимала вполне бредовые формы. Гончаров не стеснялся уверять, что
«агенты» Тургенева роются в ящиках его стола, выкрадывают из его черновиков
типажи, «телеграфируют» о них Тургеневу, и тот на данном основании пишет свои
произведения.
В такой печали и безумии заканчивалась жизнь одного из
самых замечательных русских писателей.
|