Герман
Мелвилл, автор уникального романа «Моби Дик или Белый кит», родился в семье
нью-йоркского коммерсанта. Однако дела торговой фирмы шли все хуже и хуже,
росли долги. В 1830 г. отец писателя был вынужден закрыть свою контору и перебраться
в маленький городок Олбани. Это не спасло его от полного банкротства. Два года
спустя, не выдержав нервного потрясения, он сошел с ума и вскоре умер.
Детство
Мелвилла было сумрачным и окончилось рано. В тринадцать лет он бросил школу и
поступил рассыльным в банк. Еще не достигнув совершеннолетия, он перепробовал
целый ряд профессий: служил клерком в меховой компании, учительствовал,
плавал матросом на «Св. Лаврентии», совершавшем регулярные рейсы на линии
Нью-Йорк — Ливерпуль, вновь учительствовал и, наконец, не найдя другой работы,
отправился в четырехлетнее плавание на китобойном судне «Акушнет». Именно так:
не из страсти к романтике, как утверждают некоторые историки литературы, не
из любви к приключениям, а просто не найдя другой работы.
Отправляясь
в этот рейс, Мелвилл уже знал, что морская романтика — понятие весьма относительное,
особенно романтика китобойного промысла. Жизнь матросов на судне китобойцев
состояла из изнурительного труда, смертельного риска, палочной дисциплины,
недостатка еды и пресной воды, болезней и томительного единообразия
корабельного быта. Дезертирство было явлением, широко распространенным среди
матросов китобойного флота. Недаром капитаны, уходившие в море на несколько
лет, старались как можно реже заходить в гавани для пополнения запасов воды и
продовольствия.
Рейс
«Акушнета» не составил исключение. Когда через три с половиной года этот
корабль вернулся в родную гавань, на борту его осталось меньше половины
матросов, отправившихся в плавание. Не было среди них и Мел- вилла, который
дезертировал во время стоянки корабля у Маркизских островов.
Начались
приключения. Покинув «Акушнет», Мелвилл оказался пленником людоедского племени
тайпи. Через месяц ему удалось бежать от гостеприимных людоедов на австралийском
китобое «Люси Эни». Спустя два месяца команда «Люси Эни» взбунтовалась во
время стоянки у берегов Таити. Мелвилл вместе с другими матросами попал в
тюрьму. Примерно через месяц Мелвилл совершил побег. Перебравшись на соседний
остров, он завербовался на другой китобоец, а спустя полгода был списан с
корабля на Гавайских островах, где бродяжничал несколько месяцев, живя
случайными заработками. В августе 1843 г. Мелвилл поступил матросом на военный
фрегат «Соединенные Штаты», зашедший в Гонолулу. Плавая на фрегате, он
посетил многие экзотические страны, а на следующий год возвратился в Нью-Йорк,
и военное ведомство отпустило его с миром.
Мелвилл
вернулся домой без гроша в кармане, но с огромным запасом впечатлений. С морем
было покончено навсегда. Мелвиллу исполнилось двадцать пять лет. Пришлось
начинать сухопутную жизнь. У него не было ни средств, ни профессии, ни
перспектив. Единственное его состояние составляли опыт минувших лет и талант
рассказчика. Мелвилл взялся за перо.
Он начал
писать в 1845 г., а через четыре года он уже был автором шести больших книг. В
его предшествующей жизни ничто, казалось, не предвещало этого взрыва творческой
активности. Не было юношеских опытов, литературных мечтаний или хотя бы читательского
увлечения литературой. Может быть потому, что юность Мелвилла была трудной, и
душевная энергия истощалась постоянными заботами о хлебе насущном.
Его первая
книга «Тайпи», основанная на «людоедском эпизоде», имела шумный успех.
Благосклонно была принята и вторая книга. Мелвилл сделался известным в
литературных кругах. Журналы заказывали ему статьи, издатели гонялись за
новыми произведениями.
Мелвилл
работал не покладая рук, одна за другой выходят его книги, повести, рассказы.
Однако творческий путь Мелвилла не был восхождением на лестнице успеха.
Скорее, он напоминал бесконечный спуск. Былой энтузиазм критиков сменился
разочарованием. «Моби Дика» они вообще не приняли. «Странная книга!» — таков
был единодушный приговор рецензентов.
В 50-е годы
интерес к творчеству Мелвилла продолжал падать, и к началу Гражданской войны
писатель был окончательно забыт. Обремененный семьей и долгами, Мелвилл не мог
далее существовать на литературный заработок. Он бросил писать и поступил на
нью-йоркскую таможню чиновником по досмотру грузов. За последние тридцать лет
своей жизни он написал всего одну новеллу, три поэмы и несколько десятков
стихотворений, не увидевших света при жизни автора.
Может быть,
в том обстоятельстве, что Америка не заметила смерти Мелвилла, есть своя
логика. Умер мелкий таможенный чиновник. Мелвилл — гениальный писатель ушел из
жизни Америки тридцатью годами раньше.
Недолгая
история американской литературы полна трагедий. Примеров тому множество. В
нищете и небрежении умер забытый соотечественниками «спаситель Америки» Томас
Пейн. Сорока лет от роду ушел из жизни под улюлюканье литературных ханжей Эд- rup
По. В таком же возрасте умер сломленный жизнью Джек Лондон, пропал без вести
Амб- роз Бирс, спился Скотт Фицц жера льд, застрелился Хемингуэй. Несть им
числа, затравленным, замученным, доведенным до отчаяния, до белой горячки, до
самоубийства.
Одна из
самых жестоких писательских трагедий — трагедия непризнания и забвения. Такова
была участь и крупнейшего американского романиста XIX в. Германа Мелвилла.
Современники не поняли и не оценили лучших его произведений. Даже его смерть не
привлекла внимания. Единственная газета, известившая своих читателей о смерти
Мелвилла, переврала его фамилию.
Однако
история литературы состоит не только из одних трагедий. Если человеческая и
писательская участь Мелвилла была горькой и печальной, то судьба его романов и
повестей оказалась неожиданно счастливой. В 20-е годы нашего столетия
американские историки литературы, критики, а за ними и читатели «открыли»
Мелвилла заново. Уже в 1922 г. американские читатели получили обстоятельную биографию
писателя, озаглавленную «Герман Мелвилл — мореплаватель и мистик». Вдохновившись
ею, жители Массачусетса воздвигли у ворот фермы Эрроухед небольшой валун с чугунной
дощечкой: «Здесь с 1850 по 1863 г. жил Герман Мелвилл — мореплаватель и мистик».
Спустя еще полвека Беркширское историческое общество собрало наконец
необходимую сумму и выкупило ферму у ее последних владельцев. В 1975 г. здесь
открылся мелвилловский мемориальный музей. Экспонатов в нем пока еще не много,
но все же он существует.
Нынче
Мелвилл признан классиком литературы, а его роман «Моби Дик, или Белый Кит» —
величайшим американским романом XIX в.
«Моби Дик»
был опубликован в 1851-г. При своем появлении эта книга вызвала некоторое
замешательство в рядах критиков и растерянность в стане читателей. Довольно
быстро и те и другие согласились, что «Моби Дик» — произведение «странное», и
на том успокоились. Роман о Белом Ките перестал привлекать внимание и через
несколько лет был прочно забыт. Поскольку «странность» этой книги не исчезла и
до сих пор продолжает беспокоить читателя, надобно разобраться в ней более
обстоятельно.
«Моби Дик» —
это роман о Человеке и человечестве. Но в первую очередь об исторических
судьбах сообщества людей, именовавших себя американцами. Парадоксально, что
именно этого современники писателя не поняли. Они не заметили Америки в самом
«американском» из всех американских романов XIX в.
Одна из
причин подобной глухоты к общественно-философскому смыслу книги состояла в
том, что современники привыкли видеть в Мелвилле не столько писателя, сколько
путешественника, наделенного наблюдательностью и не лишенного бойкости пера.
Каждое его произведение воспринималось обычно как. литературный «отчет» о том
или ином эпизоде бродяжнической жизни писателя. Некоторые основания для
подобной оценки творчества Мелвилла у современников были. Писатель и в самом
деле широко использовал собственный жизненный опыт в своих книгах. Но критики
не понимали, что события личной жизни писателя, его наблюдения и впечатления были
только материалом для книг, но не их смыслом, между тем даже беглое знакомство
с общественной и духовной жизнью Америки времен Мелвилла убеждает нас, что
его романы являются порождением американской действительности 40—50-х гг. XIX
в.
В «Моби
Дике», особенно в первых его главах, имеется довольно энергичное лирическое
начало. Оно связано с образом Измаила, от имени которого ведется повествование.
Мелвилл не описывает подробно своего лирического героя, полагаясь на силу
ассоциаций, которые должно вызвать его имя. И в самом деле, достаточно было
современникам Мелвилла, воспитанным на Библии, прочесть первую фразу романа —
«Зовите меня Измаил», — как перед их взорами немедленно возникала библейская
параллель — образ изгнанника, осужденного на вечные скитания.
Очень скоро,
однако, лирическое начало утрачивает свое образное воплощение и становится
элементом стиля. Измаил как характер и персонаж почти исчезает из
повествования. Его сознание сливается с авторским сознанием, и в романе
остается один повествователь — автор. Время от времени он как бы вспоминает о
своем лирическом герое, но ненадолго. Героем становится авторская мысль,
бьющаяся в поисках истины. И эта мысль опять-таки не о себе и не о своей
жизни, а об Америке, человечестве, вселенной. Таким образом, мы видим, что
субьективно-лирическая сторона романа, при всей ее значительности, тоже лишена
автобиографического смысла.
Утвердившись
в мнении, что «Моби Дик» — роман об охоте на кита, современники тут же нашли в
нем массу несообразностей. Они сразу заметили перегруженность книги материалом,
«не идущим к делу». По их понятиям, драматические сцены были бы к месту в
драме, философские главы — в эссе или философских повестях, «китологический»
материал — в научном трактате.
Американский
читатель того времени привык к жанровой четкости. Он отлично знал, что такое
морской роман, он был знаком с «китобойным» жанром по произведениям Фе- нимора
Купера и других, ныне забытых авторов. Он вполне отчетливо представлял себе,
каковы характерные признаки фантастической повести, социального романа и
романа приключенческого.
Но в его
читательском опыте не было «синтетического» жанра, в котором оказались бы
сплавленными в едином повествовании основные достижения американской
романтической прозы. «Моби Дик» явился первым успешным экспериментом в этой
области.
Споры о
жанровой принадлежности «Моби Дика» бесплодны. Даже согласившись, что это
роман, мы не придем к желаемой определенности. Романы бывают разными. «Моби
Дик» содержит в себе признаки романа-эпопеи, романа из истории нравов, романа
философского, социального, морского, фантастического. Но он не принадлежит ни к
одному из этих типов. Более того, его нельзя расчленить на философские,
приключенческие, сугубо научные «куски». Повествование о Белом Ките — монолитная
глыба, не поддающаяся расчленению.
Синтетизм
«Моби Дика» не был случайностью. Он составляет фундамент особой структуры
повествования, которую Мелвилл долго и мучительно искал. Необходимость поиска
была очевидной. Мелвилл задался грандиозной целью создать современный
американский эпос. В произведении должна была получить отражение общественная,
экономическая, духовная жизнь современной автору Америки. Писатель обязан был
художественно осмыслить трагические противоречия действительности и сознания,
которые, как ему казалось, увлекали страну к гибели. Осуществить эту цель в
четких рамках одного определенного жанра, одного уже известного типа
романтического повествования было явно невозможно. Отсюда жанровое
многоголосие «Моби Дика». Отсюда же, кстати, и его сложная система символов.
Тогдашняя
Америка жила в «зависимости от кита». Нефть еще не была найдена на Американском
континенте. Вечера и ночи американцев проходили при свете спермацетовых
свечей. Смазка для машин изготовлялась из китового жира. Переработанный жир шел
в пищу, поскольку американцы еще не стали нацией скотоводов. Даже шкура кита
шла в дело, не говоря о китовом усе и серой амбре.
Критик,
сказавший, что «Моби Дик» мог быть написан «только американцем, причем
американцем мелвилловского поколения», был, безусловно, прав. «Моби Дик» —
американский роман не вопреки китам, а, скорее, благодаря им.
«Моби Дик»
отправился в самостоятельное плавание в 1851 г. Вот уже полтораста лет плывет
он в океане духовного бытия человечества, то незаметно, почти пропадая в
глубине, то всплывая на поверхность и привлекая всеобщее внимание. В последние
несколько десятилетий интерес к творчеству Мелвилла буквально захлестнул
американскую критику. Количество монографий и книг о нем исчисляется
десятками, количество диссертаций и статей давно перевалило за тысячу. Возник
даже иронический термин «мелвилловская индустрия», объединяющий все виды
деятельности па ниве мелвилловедения и заставляющий вспоминать о китобойном
промысле.
Мелвилловскому.
«Белому Киту» суждена длинная жизнь. Долго еще будет он бороздить просторы
человеческого сознания, каждое новое поколение читателей, берущее в руки великий
американский роман, может воскликнуть вместе с капитаном Ахавом: «Лицом к лицу
встречаю я тебя сегодня, о Моби Дик!»
|