Д. Боккаччо
был сыном флорентийского купца и француженки. В детстве он был перевезен во
Флоренцию. Отец готовил его к коммерческой деятельности, к которой совершенно
не лежало сердце мальчика. Занятие торговлей ни к чему не привело, и Боккаччо,
по настоянию отца, должен был заняться правом, чтобы продолжить карьеру в
качестве юриста. Но и изучение права, на которое ушло еще несколько лет, было
также бесплодно. И Боккаччо со страстью предался изучению классиков и поэзии.
Еще в раннем
возрасте Боккаччо попал в Неаполь, где провел около семнадцати лет. В это время
сложился его характер, определились вкусы и расцвело его литературное
дарование. В Неаполе, при дворе короля
Роберта, образовался блестящий кружок искателей тонких наслаждений, чувственно
настроенных и легкомысленных, но изящных, увлекающихся наукой и искусством и
охотно, чему способствовал сам король, принимавших в свою среду поэтов и
ученых.
Красивый,
живой и одаренный Боккаччо без труда проник в эту среду, где имел успех в
качестве поэта, творчество которого пробудилось, быть может, под влиянием
любви к прекрасной Марии д'Аквино, незаконной дочери короля Роберта, будущей
«Фьямметте» произведений Боккаччо. Но любовь принесла не только радость, но и
страдания, так как Мария не замедлила изменить юному поэту.
В 1340 г.
отец вызвал Джованни во Флоренцию. Республика купцов, занятых наживой и политикой,
после беззаботной, насквозь эстетизированной жизни при дворе короля Роберта мало
влекла молодого Боккаччо, и он начал бродить по городам и весям Италии. Но
смерть отца вернула его во Флоренцию. Пользуясь уважением у своих сограждан,
он брал на себя множество дипломатических поручений, но никогда не занимал
официальных должностей, и финансовое положение его было не блестяще. Петрарка
дважды, зная стесненное положение Боккаччо, приглашал его к себе на постоянное
жительство, но каждый раз обстоятельства мешали воссоединению этих двух
исключительных личностей.
Между 1350 и
1353 гг. Боккаччо написал свой гениальный «Декамерон». Действие этого
произведения происходит в 1348 г., когда во Флоренции свирепствовала чума.
Описание бедствия, которым начинается «Декамерон», служит как бы введением в
произведение. Мрачный фон первых страниц, с неподражаемым мастерством рисующих
ужасные проявления чумы, еще рельефнее оттеняет всю поэтическую прелесть
изящной и веселой жизни героев «Декамерона». Семь прекрасных девиц и трое
молодых людей, случайно встретившиеся в церкви, решают удалиться из города,
чтобы избавиться от заразы и вида народных бедствий. Своим убежищем они
избирают чудную виллу близ Флоренции. Время проходит в постоянных
развлечениях, прогулках, пирах, танцах, пении и рассказах. Ежедневно каждый из
членов общества обязан рассказать какую-нибудь новеллу. За 10 дней, проведенных
собеседниками на вилле, было рассказано сто новелл, которые и составляют
содержание «Декамерона» (т. е. «Десятидневья»).
Только
небольшая часть новелл принадлежит самому Боккаччо, большая часть — результат
заимствований. Новеллы очень разнообразны и по своему характеру, и по
содержанию, что еще более увлекает читателя книги. Боккаччо часто упрекали за
безнравственность его новелл. Действительно, многие его рассказы шокировали
пуритански настроенного читателя, но вряд ли тон их и язык выходили за рамки
приличия. Не следует забывать, что Боккаччо умел приправлять остроумными
деталями самые рискованные эпизоды и был корректен при передаче самых
чувственных картин. Кроме того, наряду с соблазнительными страницами, мы
встречаем истории героические и трагические, нежные и трогательные. Что
касается языка «Декамерона», то благодаря этому произведению итальянская
проза сделала громадный шаг вперед.
Последним произведением
Боккаччо, написанным уже после «Декамерона», стала поэма «Ворон». Причиной
появления этого произведения была обида, нанесенная Боккаччо одной вдовой,
отвергнувшей его ухаживания, вдвойне оскорбительная для известного, перешагнувшего
сорокалетний рубеж писателя. Отсюда озлобление и желчь по отношению ко всему
женскому полу, излитые в «Вороне» стареющим и бессмертным певцам любви. |