О семье
Данте известно мало. Мать его умерла, когда мальчику не было и двух лет. У
отца от второго брака были еще сын и две дочери, но никаких следов в истории
они не оставили. Как прошли первые годы жизни поэта, мы не знаем. Очевидно, он,
как и другие мальчики, учился у какого-нибудь францисканского монаха. Его
обучали счету, геометрии, астрономии, дали отрывочные сведения по географии,
естествознанию, истории. И, конечно, Данте усвоил «основу всех наук» —
Священное Писание, а также латинский язык. Вероятно, он с детства знал
французский и провансальский языки, которые были широко распространены в
Италии, и зачитывался стихами провансальских и итальянских поэтов, рыцарскими
романами французских сочинителей. Позднее он стал интересоваться богословием
и философией.
Детство и ранняя юность Данте прошли спокойно.
Флорентийская республика отдыхала от войн с другими городами и от ожесточенных
распрей среди собственных горожан. На улицах не воздвигали баррикад, не слышно
было звона мечей и свиста стрел, хотя в определенных кругах продолжалась
энергичная политическая борьба, которой предстояло вылиться в кровавую драму,
так сильно отозвавшуюся на судьбе поэта.
Данте было
девять лет, когда он на майском празднике залюбовался девочкой одних с ним лет,
дочерью соседа, Беатриче Портинари, и воспоминание об этом событии он пронес
через всю жизнь. Впечатление именно от этой встречи возродилось в нем через
девять лет, когда он снова увидел ее уже замужней женщиной, и сердце поэта
вспыхнуло огнем страсти. В биографиях великих представителей культуры вряд ли можно
найти столь яркий пример неугасимой, идеальной платонической любви, как любовь
Данте к Беатриче. Трудно даже назвать это чувство любовью. На многие безумства
шли влюбленные поэты и писатели, но ни в одном из этих случаев любовь не
достигала того напряжения, которое сквозит в отношении Данте к Беатриче.
Потому долгое время никто не хотел верить, что Беатриче — реальное лицо, и
считалось, что она плод больной фантазии, аллегорическое изображение идеальной
любви вообще. И только по прошествии времени реальное существование Беатриче
стало неопровержимым фактом. Беатриче родилась в 1267 г., в 1287 г. вышла
замуж, а в 1290 г. умерла, всего двадцати трех лет от роду.
С тех пор
как любовь проникла в сердце поэта, он чувствовал неотступную потребность видеть
предмет своей страсти. В течение многих лет он являлся в дом очаровательной
девушки, но только для того, чтобы издалека любоваться своей возлюбленной. Ни
одним словом не обменялся он с владычицей своего сердца. Только когда поэту
исполнилось семнадцать лет, девушка удостоила его при случайной встрече дружеским
поклоном. Этот поклон имел решающее значение в жизни и литературной
деятельности знаменитого поэта. Данте писал: «Когда прошло уже много дней после
указанного явления, этой весьма благородной особы, — исполнилось уже девять
лет, — случилось, что эта дивная жена явилась мне
одетой в платье ослепительной белизны; она стояла между двумя благородными
женами несколько старше ее. Когда она проходила по улице, то повернула взор к
тому месту, где я стоял, исполненный благородного страха, и вследствие влияния
ее невыразимой вежливости, за которую она теперь имеет награду на небе, она
мне поклонилась; это произвело на меня такое действие, что мне казалось, будто
я достиг крайних границ блаженства. Час, в который я получил такое приятное
приветствие, был именно девятый час дня; и так как это было в первый раз, что
ее слова донеслись до моих ушей, то я почувствовал такую сладость, что, как упоенный,
бросился из толпы».
Данте
тщательно скрывал от родных и друзей имя девушки, поразившей его сердце. Когда
однажды в церкви он устремил восторженный взор в ту сторону, где стояла
Беатриче, присутствующим, следившим за ним, показалось, что он смотрит на даму,
находящуюся между ним и Беатриче. Они решили, что Данте влюблен именно в эту
даму. И что же? Данте не только не сделал ничего, чтобы развеять эти
заблуждения, но даже посвятил этой даме несколько стихотворений. Беатриче
узнав, что он посвятил несколько стихотворений другой, при следующей встрече
не ответила на его поклон. Это заставило Данте сильно раскаяться. Он решил
дальше не испытывать свое сердце, но, увидев Беатриче на свадьбе одного из
соседей, опять почувствовал сильное сердцебиение и изменился в лице. Его окружили,
над ним начали смеяться, смеялась и Беатриче, что заставило его страдать еще
сильнее. Свое горе поэт затем выплакал в звучных сонетах, исполненных тихой
грусти и жалобы.
Когда умер
отец Беатриче, Данте подумал, что и она может скоро умереть. Эту мысль многие
толковали различно, но правы, скорее всего, были те, кто заподозрил, что
возлюбленная поэта была слабого телосложения и болезненна. Эта догадка
объясняет многое. Беатриче прекрасная, но болезненная — к такой именно девушке
можно проникнуться самой тонкой платонической любовью. Беатриче действительно
скоро последовала за отцом. Она просто таяла как свеча и наконец догорела.
Данте долго оплакивал возлюбленную. Он был неутешен и передал свое горе в
превосходных сонетах, утешаясь мыслью, что напишет произведение, в котором
изобразит свою возлюбленную так, как никто еще не изображал женщину. И он
написал «Божественную комедию».
Тоска по
Беатриче, впрочем, не помешала Данте около 1298 г. жениться на Джемме До- нати.
Встретился он со своей будущей женой случайно: однажды она предстала перед ним,
когда он сидел опечаленный у окна. С этой минуты и завязалось их знакомство.
Данте чувствовал, что поддается чарам Джеммы, но ничего поделать не мог и сам
рассказал об этом в «Новой жизни»: «Частые свидания с этой донной довели до
того, что мои глаза находили уже слишком большое удовольствие ее лицезреть.
Вследствие этого я испытал горе, я осуждал свою слабость и даже несколько раз
проклинал суетность моих очей. Я им говорил мысленно: „Вы привыкли заставлять
плакать всех тех, кто видел ваше грустное состояние; теперь мне кажется, что
вы хотите ее забыть для вашей донны, которая на вас смотрит, но только потому,
что славная жена [Беатриче], которую вы привыкли оплакивать, тяготит ее.
Удерживайтесь, пока можете, потому что я буду часто напоминать вам мою жену;
проклятые глаза, слезы не должны были никогда переставать течь из вас, разве
только после вашей смерти..."»
Джемма
подарила Данте троих детей и пережила его на несколько лёт. Какую роль она играла в
жизни мужа — сказать трудно. Данте о ней не говорил ни слова, ни в одном из
своих стихотворений — обстоятельство, свидетельствующее, что нежных чувств он
к ней не питал, а смотрел как на обыкновенную подругу жизни. Вроде бы странно,
как такая обыденная любовь могла ужиться со столь возвышенным чувством, какое
Данте питал к Беатриче. Но этот факт легко объяснить своеобразием рыцарского
культа женщины, занесенного в Италию из Прованса. Этот культ никак не связывался
с браком. Трубадур, поэт мог воспевать любую женщину, только не собственную
жену. Этим обстоятельством можно объяснить и тот факт, что чувство Данте к
Беатриче нисколько не изменилось с ее замужеством. Такова была психология
средневековья.
После того
как Данте написал «Новую жизнь», кончился спокойный период в жизни Флоренции.
Кончился он и в судьбе поэта. Во второй половине 90-х годов он начал принимать
деятельное участие в политической борьбе горожан. Пересказывать историю,
подтекст двусмысленности этой борьбы нет никакой возможности. Скажем только,
что в разгар распри Данте не было во Флоренции и. поражение своей партии он не
застал. Известие о кровавом перевороте дошло до Данте, когда он ехал домой, и
во Флоренцию он не вернулся. В начале 1301 г. его заочно судили и приговорили
к сожжению и конфискации имущества. Так он стал изгнанником, потеряв дом и семью.
Начались скитания по городам и весям. Он жил в Лукке, Луниджане, Болонье, из Тосканы
уехал на север. Приходилось прибегать ему к покровительству мелких князей, приглашавших
его к себе. И все же в эти тяжелые годы он писал: между 1304 и 1307 он трудился
над философским сочинением «Пир» и лингвистическим трактатом «О народной речи».
Написал он и политический трактат «О монархии». Когда же он начал свое главное
произведение — «Божественную комедию», точно сказать трудно, предполагают, что
после 1307 г. Закончил он ее на севере, в Равенне, незадолго до смерти. К тому
времени имя его было уже известно всей образованной Италии, и только Флоренция,
которую он никогда не забывал, его не признавала.
Смерть
настигла его внезапно: на пути из Венеции, куда он ездил с дипломатической
миссией, в Равенну — он был оплакан детьми, жившими последние годы с ним, и
многочисленными почитателями.
А после смерти началась его
вторая «новая жизнь», та бессмертная жизнь, которая суждена истинным гениям. |