Французский
писатель и летчик, граф. Родился 14 июня 1900 г. в Лионе, погиб во время
разведывательного вылета 31 июля 1944 г.
Сент-Экзюпери
— автор известнейших произведений французской литературы: «Ночной полет»,«Планета
людей», «Маленький принц».
Родители
будущего писателя принадлежали к старинным, но обедневшим родам. У супругов
Экзюпери было пятеро детей, Антуан родился третьим. Когда мальчику было всего
четыре года, умер его отец, мелкий служащий, инспектор страховой компании.
Семье грозила нищета. Положение спасли две бабушки, в чьих имениях прошло
детство детей Экзюпери. Это была едва ли не самая счастливая пора в жизни
Антуана. Став взрослым, он напишет: «Откуда я? Я из моего детства. Я пришел из
детства как из страны».
В детстве
Сент-Экзюпери был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке,
но увлекался и техникой, машинами. В юности Антуана влекла еще и архитектура.
В двадцать лет ему посчастливилось впервые полететь — его взял с собой в воздух
известный тогда французский пилот Ведрин. А в 1921 г., призванный в армию, он
окончательно выбрал свою дорогу — небо.
Один из
коллег Экзюпери по эскадрилье описывал его в этот период так: «...Высокий дородный
парень с вздернутым носом и необыкновенным взглядом широко расставленных,
сильно удлиненных глаз — рядовой Сент-Экзюпери. Глаза — это первое, что привлекало
к нему внимание, должно быть потому, что зрачки цвета спелых каштанов посажены
у него очень высоко и, обнажая белки, придавали взгляду особую глубину. Его округлое
лицо производило впечатление не то задумчивой серьезности, не то сдержанности.
Иногда оно как бы озарялось скользящей по губам застенчивой улыбкой. В
постоянно сменяющихся выражениях его лица можно было прочесть несомненные
признаки поражающей в его возрасте индивидуальности. Он некрасив, но от него
исходило какое-то обаяние».
Сент-Экзюпери
быстро овладел техникой пилотажа. Но о том, как он учился, до сих пор
рассказывают легенды: ученик, мол, стремясь как можно скорее летать
самостоятельно, поднялся в воздух без наставника. Он якобы еще не умел
приземляться, вдобавок к этому в воздухе загорелся мотор самолета. И все же
ученик приземлился. На самом деле всего этого не было. Можно лишь сказать, что
обучение Экзюпери обходилось компании довольно дорого, так как поломки и
аварии происходили часто, как, впрочем, почти у каждого ученика.
С первого
полета и до последнего, до конца жизни, Экзюпери служил авиации. Он был пилотом,
был начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом — в Южной
Америке. Шли двадцатые, тридцатые годы — молодость авиации. На еще несовершенных
машинах он овладевал техникой ночного полета, учился водить гидросамолет,
прокладывал новые трассы. Где он только не летал! Побывал и над Кордильерами,
и над Сахарой, не однажды терпел аварии, часто рискуя жизнью, летал на помощь
к друзьям. Он всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем
чаще смотрел он смерти в лицо, тем больше любил жизнь. Чем дольше он был в
небе, тем ближе и родней становилась ему земля, тем сильней он желал видеть ее
мирной, чистой, счастливой — планетой людей. И тем богаче становился он
мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми. Так он стал
писателем. Он начал с повестей «Южный почтовый» и «Ночной полет» — о жизни и
труде крылатых людей. Во время гражданской войны в Испании он с тревогой писал
о судьбах Европы, о будущем, которому угрожает фашизм. Подлинной, деятельной
любовью к людям дышит лучшая его повесть — «Планета людей» (1939).
Начало
писательской карьеры почти совпало у Экзюпери с началом семейной жизни. Весной
1931 г. он женится на Консуэло Сунции. О первой их встрече придумано много небылиц.
Рассказывают, что друзья затащили однажды Антуана на лекцию о браке. Аудитория
состояла в основном из студентов. Читала лекции молодая женщина. Вся ее речь
была направлена против брака, и развивала она свои тезисы, приправляя их
оригинальными аргументами вперемежку с довольно спорными замечаниями, как-то:
«Брак убивает любовь» и т. п. Это позабавило Экзюпери. Но женщина была
удивительно красива, и Анту- ан попросил, чтобы его представили. В этот же день
они поженились.
Другая
легенда связана с авиацией. Однажды на аэродроме Буэнос-Айреса Экзюпери в
рекламных целях совершал «воздушное крещение» посетителей. Среди пассажиров
оказалась молодая женщина. Во время полета забарахлил мотор, Экзюпери с трудом
удалось приземлиться. При этом ему пришлось прибегнуть к столь акробатическому
приему, что любой бы испугался. Но пассажирка бесстрашно и хладнокровно
продолжала улыбаться летчику. Он сделал ее своей женой.
Существует и
такой вариант встречи будущих супругов. Это тоже романтическая история, но
значительно более близкая к правде. Однажды вечером в Буэнос-Айресе Экзюпери
выходил из ресторана. В эту минуту на улице разгорелась схватка между
приверженцами двух аргентинских полковников: начало очередного южно-американского
переворота. Молодая красивая женщина, оказавшаяся под пулями, поспешила
укрыться на груди летчика и стала графиней де Сент-Экзюпери. Последний
вариант наиболее достоверен, но само существование такого количества легенд свидетельствует
о том ореоле, который окружал писателя уже при жизни.
В
многочисленных книгах об Экзюпери его жене уделяется очень мало места. И это понятно.
В кругу близких к Антуану людей сложилось резко отрицательное отношение к
Консуэло, и из уважения к писателю никто не хотел говорить о ней плохо. Но
хочешь не хочешь, а в жизни Экзюпери Консуэло сыграла не последнюю роль, и
поэтому объективность требует разобраться в их отношениях, отзвук которых можно
различить в некоторых произведениях писателя.
Одна из
современниц, хорошо знавшая обоих, так описывает Консуэло и ситуацию, сложившуюся
в семье Экзюпери: «Обаятельнейшее существо!.. Невероятно остроумная!.. Огромная
фантазия... Вы никогда не знаете, когда она врет, когда говорит правду... Вдруг
где-то теряли представление, что правда, а что неправда- совершенно... И
как-то все так смешивалось, что вам начинало казаться: вы какой-то уж чересчур
„заземленный" человек...
В домашнем
укладе — полнейшая богема. Полнейшая! И такая странная атмосфера в доме. Вдруг
какие-то двери сами раскрывались ночью... Один мой знакомый, самый что ни есть
уравновешенный человек, сбежал как-то... там царила настоящая мистика...
Она
встретила Сент-Экзюпери... но здесь начинается полная фантастика. О своей встрече
с Лнтуаном она мне рассказывала сплошными метафорами, то есть не то, как это
было, а то, как она это видела: „И ты понимаешь, я была одна в горах...
Затерянная... в опасности... и буря... ночь... И тогда пришел он — сильный,
большой, красивый... Он унес меня и спас..."
Вот так! Это
был ее стиль, ее жанр.
Когда она
сердилась на него, она говорила: „Я хотела бы приобрести красные простыни и
зарезать его на этих простынях!.. На простынях цвета кр-рови..."
Я еще видела
их в разгар их любви. В полном согласии, веселыми, счастливыми. Мне казалось,
что Консуэло внесла в его жизнь какую-то поэзию, фантазию, легкость... и очень
много ему этим дала. У нее была масса того, что французы называют
„персоналите", а у нас своеобычностью. Но в большой дозе она была
утомительна. Я знаю, во всяком случае, что после двух-трех дней, проведенных в
ее обществе, мне необходимо было переменить атмосферу. Я больше не могла: мне,
знаете, где-то уже нужно было найти землю и воздух... и чтобы деревья стояли
на месте, а не вниз головой... Понимаете, с ней все было вверх тормашками! Она,
например, никогда не рассказывала что-нибудь просто. Все всегда было
невероятно запутано... Факты перемежались с необузданной фантазией... даже
самые интимные... и притом сумасшедшие вещи!.. Она, наверно, не могла мыслить
иначе. У Сент-Экзюпери, должно быть, тоже возникала необходимость где-то
отдохнуть спокойно, съесть яичницу с луком и поговорить о самых обыкновенных
вещах...»
Семейное
счастье, которое Консуэло вносила в жизнь Антуана, не было счастьем, способным
удовлетворить целиком. Это не была любовь, «которая умеряет все порывы». Беспокойство,
тревога, которые Консуэло постоянно возбуждала в жизни Сент-Экзюпери, были не
всегда такого рода, в которых он нуждался, чтобы творить.
В отношении
богемной жизни они отлично подходили друг к другу. После трехмесячного отпуска,
проведенного в основном в Париже, в мае 1931 г. Экзюпери снова приступил к работе
на авиалинии в качестве пилота на отрезке Касабланка — Порт-Этьенн. Супруги
были вынуждены поселиться в Касабланке. Но на новом месте Консуэло устроила
такой же беспорядок, как и в своей квартире в Париже. Оба — и Антуан и его жена
— были расточительны, деньги не считали. Те, кто бывал у супругов во время их
пребывания в Марокко, вспоминали, что на камине у них стояла старинная суповая
миска, впрочем, очень красивая, в которую Экзюпери ссыпал каждый месяц свое
жалование, разменянное на мелкую монету. По мере необходимости Антуан, его
жена и... араб-слуга черпали из этой миски. Часто к середине месяца она была
уже пуста. Разумеется, такое ведение хозяйства весьма отрицательно сказывалось
на жизненном укладе и, наверно, для Антуана было бы лучше, если бы жена его была
более экономна.
Но ошибались
те, кто уверял, что Антуан не любил жену, потому что однажды они услышали от
него: «Это мой крест, и я ношу его». Опровергают это мнение слова самого
Экзюпери из «Цитадели»: «...ибо человек, конечно, создан для любви, но и для
страданий». Но иногда Антуан все же нуждался в покое. Этим покоем он
наслаждался в обществе другой женщины, занявшей тоже значительное место в его
жизни.
Свободой в
браке Экзюпери обладал полной. Вероятно, это и явилось залогом прочности
такого весьма оригинального брака. Но уступкой со стороны Консуэло это назвать
нельзя. Тот, кто был близко знаком с четой Экзюпери, знал, что «уступка» была
обоюдной: Антуан не придавал никакого значения физической верности. И вот
однажды в салоне своей кузины Экзюпери познакомился с молодой интересной
женщиной. Произошло это не ранее 1934 г. Это был трудный период в жизни
писателя. После блестящего успеха «Ночного полета» Экзюпери преследовали всякого
рода неудачи материального и морального свойства. Семейная жизнь сложилась
так, что в ней он также не мог обрести никакого подспорья, скорее наоборот.
И вот он
встретил женщину, умную, большой культуры, способную возвыситься до уровня
писателя, поэта, философа. Она сразу привлекла его внимание. К тому же и по своим
физическим данным она принадлежала к тому типу женщин, который всегда нравился
писателю: красивая, высокая, стройная, изящная. Чисто женское обаяние в ней
сочеталось с мужской независимостью. Правда, она была замужем, но и Антуан был
женат. Строгостью нравов в супружеской жизни ни тот, ни другая не отличались —
и это привело к близости.
Женщина эта
восхищалась писателем. Несомненно, она притязала на то, чтобы стать его музой.
Всегда приветливая, внимательная, тонкая, она умом и женской интуицией хорошо
понимала Антуана и умела вносить успокоение в его мятущуюся, взволнованную
душу. Во все наитруднейшие моменты жизни Экзюпери она ухитрялась быть рядом с
ним и оказывала моральную поддержку, в которой он так нуждался.
В отношениях
с подругой доминировало чувство обоюдной свободы и интеллектуальной близости,
к ней он предъявлял требования, какие предъявляют только к ближайшему другу.
Конечно, он не был бы мужчиной, если бы не стремился к обладанию столь
привлекательной женщиной, в особенности на первой стадии их сближения. Но, как
и в отношениях с Консуэло, эта сторона играла в их многолетней связи лишь
второстепенную роль. Характерно, что Консуэло, вполне осведомленная об этой
близости, ревновала Антуана к товарищу так же яростно, как ревновала его к
самолету и перу, но вовсе не ревновала к женщине.
И разве
удивительно, что при взаимопонимании, существовавшем между Экзюпери и его
подругой, он сделал ее своей духовной наследницей? Скорее поражает другое —
то, что, не будучи профессиональным литератором, она не только справилась с
задачей, но и написала под псевдонимом Пьер Шеврие блестящую книгу о своем
друге. Из этой книги все исследователи творчества и жизни писателя черпали и
черпают бесценные факты. Работа написана с большим тактом, и если в ней и
проскальзывает иногда желание идеализировать Экзюпери, то все же самый
привередливый критик не сможет усмотреть в ней и намека на что-нибудь другое,
превосходящее обычную для каждого искреннего автора влюбленность в своего
героя.
Так, между
двумя любимыми женщинами, между полетами и бдением за письменным столом,
вероятно, и прошла бы жизнь писателя, но началась война. Когда началась Вторая
мировая война, он был признан негодным для службы в армии, но вернулся в
авиацию и воевал до оккупации Франции. Когда Францию захватили фашисты,
Экзюпери эмигрировал в Америку. Скорбью о поверженной родине, гневом и ненавистью
к фашизму дышат страницы «Письма заложнику» и повести «Военный летчик». Но есть
во всем, что он пишет, еще и страстная вера в будущее человечества, страстное
убеждение, что за это будущее каждый из нас в ответе и каждый должен всеми
силами его отстаивать.
Во имя
свободной, счастливой, достойной жизни на всей земле Сент-Экзюпери еще раз
добился права сражаться. Уже немолодой, израненный и искалеченный, он даже не
мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и забраться в кабину — но мог
вести машину и летать в разведку. И он вновь поднялся в воздух, а 31 июля 1944
г. его самолет не вернулся на базу... Нет, он жил не очень долго и написал не
очень много. Но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами,
которые потом были опубликованы, он сумел много сказать людям.
Незадолго до
своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую сказку «Маленький принц»
и сам ее проиллюстрировал. Печальная и насмешливая сказка эта, конечно,
предназначена больше для взрослых, чем для детей. А впрочем... Ведь и в
подлинной народной сказке под первым, простым и понятным даже малышу смыслом
скрыто порой иносказание, глубинный пласт великой мудрости. Сказка,
рассказанная Антуаном де Сент-Экзюпери, не только лирична, но и по- хорошему,
без сентиментальности трогательна. Сказка эта — мудрая и человечная, и автор
ее не только поэт, но и философ.
Остатки
самолета великого писателя были найдены в Средиземном море в
2000 г |