Четверг, 21.11.2024, 18:22                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЕГЭ-2016 ПО ЛИТЕРАТУРЕ [31]
ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ [29]
50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ ЛИТЕРАТУРУ [50]

Статистика

Онлайн всего: 88
Гостей: 88
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРА » ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910 — 1971)
А. Твардовский родился на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный его отцом в рассрочку. Земля эта — десять с небольшим десятин, — вся в мелких болотцах, заросшая лозняком, ельником и березой, была незавидна. Но для от­ца будущего поэта, который многолетним тяж­ким трудом кузнеца заработал сумму, необхо­димую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. И детям с самых ма­лых лет внушались любовь и уважение к этой скупой, но собственной земле — их «имению», как в шутку и не в шутку называл отец свой ху­тор. Местность была довольно дикая, лежала в стороне от дорог, и отец поэта, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, ре­шив кормиться с земли.

В жизни семьи Твардов­ских бывали изредка перио­ды относительного достатка. Но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что к фамилии Твардовских в обычном оби­ходе добавилось еще шутливо-благожелательное или ироничное обращение «пан», как бы обязывая отца семейства тянуть­ся изо всех сил, чтобы хоть сколько-нибудь оп­равдать свое «панство». Старший Твардовский любил носить шляпу, что в той местности, где он был человеком «пришлым», не коренным, выглядело странно и вызывающе. Детям он за­прещал носить лапти, хотя из-за этого детям приходилось бегать босиком до глубокой осени.

Отец Александра Твардовского был челове­ком грамотным и даже начитанным. Книга не была редкостью в домашнем обиходе, целые зимние вечера отдавались чтению вслух ка­кой-либо книги. Таким образом юный Твар­довский рано ознакомился с классическими произведениями русской поэзии.

Мать поэта, Мария Митрофановна, была очень впечатлительна и чутка, даже сенти­ментальна. Ее до слез трогал звук пастушес­кого рожка, отголосок песни с далеких дере­венских полей и т. п.

Стихи Твардовский начал сочинять еще до того, как освоил грамоту, не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея никаких представлений о правилах стихосложения. О первых своих опытах Твардовский вспоми­нал так: «Там не было ни лада, ни ряда — ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого — и лада, и ряда; и му­зыки — желание родить их на свет, и немед­ленно, — чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу. Что стихи можно сочи­нять самому, я понял в связи с тем, что гос­тивший у нас в голодное время летом даль­ний наш городской родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собст­венного сочинения „Осень":

Листья давно облетели,

И голые сучья торчат...

Строки эти, помню, потрясли меня тогда своей выразительностью: „голые сучья" — это было так просто, обыкновенные слова, кото­рые говорятся всеми, но это были стихи, зву­чащие, как из книги.

С того времени я и пишу. Из первых сти­хов, внушивших мне какую-то уверенность в способности к этому делу, помню строчки, на­писанные, как видно, под влиянием пушкин­ского „Вурдалака":

Раз я позднею порой

Шел от Вознова домой.

Трусоват я был немного,

И страшна была дорога:

На лужайке меж ракит

Шупень старый был убит...

Речь шла об одинокой могиле на середине пути от деревни Ковалево, где жил наш род­ственник Михайло Вознов. Похоронен был не­кто Шупень, убитый на том месте. И хотя ни­каких ракит там поблизости не было, никто из домашних не попрекнул меня этой неточ­ностью: зато было складно».

По-разному, но благосклонно отнеслись ро­дители к сочинительству сына. Отец, человек очень честолюбивый, почел этот факт для се­бя лестным, но из книг он знал, что писательство не сулит больших материальных выгод, что писатели бывают и незнаменитые, безде­нежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя приверженность сына к таким не­обычным для крестьянского сына занятиям, чувствовала некую печальную предназначен­ность судьбы и жалела Александра.

В тринадцать лет Твардовский показал свои стихи одному молодому учителю. Тот, ничуть не шутя, сказал, что так писать не годится: все в стихах понятно, а нужно, чтобы нельзя было понять, что и про что в стихах написано, — та­ковы современные литературные требования. Он показал юному Твардовскокому журналы с образцами тогдашней поэзии. Какое-то время начинающий поэт упорно добивался неясности изложения. Ему это не удавалось, и породило сомнение в способностях к стихосложению.

Летом 1924 г. Твардовский начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет, некоторые из них были опубликованы, и это обстоятельство сильно подняло подрост­ка в глазах односельчан. Наконец, в газете «Смоленская деревня» появилось первое сти­хотворение Твардовского «Новая изба».

После публикации Твардовский, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смо­ленск к поэту М. Исаковскому, работавшему тогда в редакции газеты «Рабочий путь». Принял он юного поэта приветливо, отобрал часть стихотворений, вызвал художника, ко­торый сделал карандашную зарисовку с Твар­довского, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского».

Михаилу Исаковскому, земляку,, а впос­ледствии другу, Твардовский, по собственно­му признанию, многим обязан в своем разви­тии. Исаковский был единственным поэтом, чье непосредственное влияние он всегда при­знавал и считал, что оно было благотворным. Начитавшись стихов земляка, юный поэт по­нял, что предметом поэзии может и должна быть окружающая жизнь деревни, непритяза­тельная смоленская природа, собственный мир впечатлений, чувств, душевных привя­занностей. Поэзия Исаковского обратила Твардовского к простоте и объективности изо­бражения, к стремлению говорить в стихах о чем-то интересном не только для него самого, но и для простых, не искушенный в литерату­ре людей, среди которых он продолжал жить.

Обучение Твардовского, по существу, за­кончилось вместе с окончанием сельской школы. Восемнадцатилетним парнем пришел он в Смоленск, где не мог долго устроиться не только на учебу, но и на работу — по тем вре­менам это было не легко, тем более что спе­циальности у него не было. Поневоле при­шлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций. Твардовский и тогда пони­мал незавидность такого положения, но от­ступать было некуда, — в деревню он вер­нуться не мог, а молодость позволяла наде­яться на лучшее.

Когда в московском «толстом» журнале «Октябрь» Михаил Светлов напечатал стихи Твардовского и критика благожелательно их встретила, он отправился в Москву. Но и в столице все сложилось приблизительно так же, как в Смоленске. Его изредка печатали, кто-то одобрял опыты юного дарования, будя надежду, но зарабатывал поэт немного, и жить приходилось по углам, койкам, слонять­ся по редакциям. Он чувствовал, что все за­метнее относило его в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни. Зимой 1930 г. Твардовский вернулся в Смоленск и прожил там несколько лет до по­явления в печати поэмы «Страна Муравия».

Период жизни от возвращения в Смоленск до выхода «Страны Муравии» Твардовский характеризовал следующим образом: «Эти го­ды учебы и работы в Смоленске навсегда от­мечены для меня высоким душевным подъе­мом. Никаким сравнением я не мог бы преувеличить испытанную тогда впервые ра­дость приобщения к миру идей и образов, от­крывшихся мне со страниц книг, о существо­вании которых я ранее не имел понятия. Но, может быть, все это было бы для меня „про­хождением" институтской программы, если бы одновременно меня не захватил целиком другой мир — реальный, нынешний мир по­трясений, борьбы, перемен, происходивший в те годы в деревне. Отрываясь от книг и уче­бы, я ездил в колхозы в качестве корреспон­дента областных газет, вникал со страстью во все, что составляло собой новый, впервые складывающийся строй сельской жизни, пи­сал статьи, корреспонденции и вел всякие за­писи, за каждой поездкой отмечая для себя новое, что открылось мне в сложном и вели­чественном строе колхозной жизни. Около этого времени я совсем разучился писать сти­хи, как писал их прежде, пережил крайнее отвращение к „стихотворству" — составлению строк определенного размера с обязательным набором эпитетов, подыскиванием редких рифм и ассонансов, стремлением попасть в из­вестный, принятый в тогдашнем поэтическом обиходе тон.

Моя поэма „Путь к социализму", озаглавлен­ная так по названию колхоза, о котором шла речь, была сознательной попыткой говорить в стихах обычными для разговорного, делового, отнюдь не „поэтического" обихода словами:

В одной из комнат бывшего барского дома

Насыпан по самые окна овес.

Окна побиты еще во время погрома

И щитами завешаны, из соломы.

Чтоб овес не пророс.

От солнца и сырости в помещенье

На общем хранится зерно попеченье...»

Надо сказать, что приведённый отрывок, как и приводимые прежде факты, взяты из автобиографии Твардовского, написанной еще при советской власти. Поэтому относить­ся к ней нужно с осторожностью, автобиогра­фия содержит множество печальных умолча­ний и горького лукавства. Ничего не сказано о брате, попавшем в финский плен, забыта ро­дительская семья, раскулаченная, репресси­рованная, обращенная в «лишенцев» (лиц, лишенных прав состояния). Лукавством было и позирование Твардовского в шинели во вре­мя войны, перед пепелищем родительского дома, который сожгли не немцы, а окрестные крестьяне, соседи Твардовских, во время кол­лективизации. Но об этом подробнее несколь­ко позже, пока же продолжим биографичес­кое повествование.

С поэмы «Страна Муравия», вышедшей в 1936 г. и принятой с одобрением читателями и критиками, начинал отсчет своих писаний и принял звание литератора сам Твардов­ский. Выход этой книги в свет послужил при­чиной значительных перемен и в личной жизни поэта: он переехал в Москву, поступил в МИФЛИ (Московский институт истории, философии и литературы).

Великую Отечественную войну Твардов­ский прошел офицером, корреспондентом фронтовых газет. Именно в годы военного ли­холетья создал он величайшее из своих произ­ведений — поэму «Василий Теркин», шедевр, не знающий себе равных во всей мировой по­эзии о войне. Только перо Твардовского смог­ло с пронзительной простотой и безыскусностью описать солдатскую судьбу,. страшную в своей будничности работу войны, описать ти­хо, без надрыва. В поэме фольклорная фигура бойкого, бывалого солда­та претворена в эпически емкий образ, воплотив­ший глубину, значитель­ность, многообразие мыс­лей и чувств рядовых, простых людей военного времени. Богатству нату­ры героя отвечает гиб­кость избранного поэтом жанра: картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лири­ческими отступлениями или лукавой, сердеч­ной шуткой. Отзыв о «Василии Теркине» тако­го требовательного критика, как И. А. Бунин, был достаточно красноречив: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и ка­кой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-по­шлого слова». Ярко выразившая нравственные идеалы народа, книга получила всенародную известность, вызвала многочисленные подра­жания, стихотворные «продолжения».

Особый период в жизни Твардовского настал с момента вступления его на должность главно­го редактора журнала «Новый мир» в 1954 г. Твардовский был редактором, что называется, от Бога, редактором в высшем смысле этого сло­ва. Любовь его к литературе была безраздель­ной, доводя поэта еще в юную пору до кулачных столкновений с критиками его литературных кумиров. Если уж Твардовский влюблялся в чье-то творчество, то влюблялся без памяти, он говорил, что литературу надо любить ревниво, пристрастно. «Мы в юности литературные спо­ры решали как? Помню, в Смоленске в газете затеялся какой-то спор о Льве Толстом, один го­ворит: Толстой — дерьмо!" — „Что, Толстой дерьмо?" — не думавши разворачиваюсь и по зубам. Получай за такие слова! Он с лестницы кувырком...» В этом коротеньком эпизоде — весь Твардовский, настоящий боец за большую литературу. Конечно, со временем от рукопри­кладства пришлось отказаться, но на посту главного редактора он показал себя рыцарем и мучеником великого ремесла.

Твардовский в свое творчество никогда не допускал пафоса и не выносил его у других. Всякая излишне чувствительная, порожден­ная аффектом поэзия была ему не по нутру. Когда Твардовский стал главным редактором «Нового мира», простота, безыскусность, «безстильность» стали программными для эс­тетики журнала, и один из его заместителей мог прямо заявлять: «Для меня нет ничего не­навистнее стиля».

Твардовского ранило все крикливое, вы­чурное, безвкусное, даже цвет носков мог се­рьезно влиять на его отношение к человеку. Виктор Некрасов вспоминал: «Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против челове­ка. Так же, как и ходкие жаргонные выраже­ния... Вообще пошлость, в любых ее проявле­ниях, даже самых утонченных, — а это тоже встречается как высшая форма обинтеллиген- тившегося мещанства, — была ему противопо­казана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к человеку, который мог при нем ска­зать „вы знаете, я часами могу стоять перед «Мадонной» Рафаэля" или что „прекрасное ос­тается прекрасным даже в руинах, Парфенон, например..."

«Увы, за рубежом меня куда меньше знают как поэта, чем как редактора некого прогрес­сивного журнала», — жаловался Твардовский. Однако в этой жалобе было много лукавства, в его собственной системе ценностей политика стояла на первом месте, выше поэзии, и поли­тический уклон, которым явно грешил «Но­вый мир» при Твардовском, явился результа­том бессознательного, но не случайного выбора его главного редактора. Юрий Трифонов пи­сал: «Один мой приятель, литератор, в конце пятидесятых годов всегда спрашивал, когда речь заходила о каком-либо романе, о рассказе или повести: „Против чего?" Скажешь ему, что пишешь, мол, рассказ или повесть, он сразу: „Против чего?" Все лучшие новомирские про­изведения, напечатанные за последние годы, очень четко отвечали на этот вопрос».

Твардовский и сам иногда не считал нуж­ным скрывать откровенно политический под­текст своих литературных симпатий. Тот же Трифонов вспоминал: «Вы прочитаете скоро повесть одного молодого писателя... — гово­рил он, загадочно понижая голос, будто нас в саду могли услышать недоброжелатели. — Отличная проза, ядовитая1 Как будто все шу­точки, с улыбкой, а сказано много и злого...» И в нескольких словах пересказывался смеш­ной сюжет искандеровского «Козлотура».

Там же в саду летом я впервые услышал о можаевском Кузькине. Об этой вещи Алек­сандр Трифонович говорил любовно и с трево­гой: «Сатира первостатейная! Давно у нас та­кого не было...»

При всей ироничности своего мироощуще­ния неядовитых шуток Твардовский не любил и считал ниже своего достоинства их печа­тать. В нем был некий сановитый подход к по­эзии, и однажды он сильно обидел Н. Заболоц­кого фразой: «Не маленький, а все шутите».

Политик душил в Твардовском поэта, и происходило это даже тогда, когда он сталки­вался с поэзией, тождественной по эстетичес­кому кредо. Твардовский не принял Иосифа Бродского исключительно в силу аполитично­сти последнего, хотя муза Бродского, воспи­танная на той же эстетике, лишенной пафоса, аффекта поэзии, была родной сестрой музы Твардовского (Бродского также обвиняли в отсутствии любовной лирики).

И не кресло главного редактора «толстого» журнала сделало из Твардовского политика. Он был им всегда. Вот какую историю вспоми­нал репрессированный отец поэта. Он вместе с младшим сыном Павлом бежал из ссылки, су­мел добраться до Смоленска и найти Алексан­дра. Далее произошло вот что: «Стоим мы с Павлушей, ждем. А на душе неспокойно: по­мню же, какое письмо было от него туда, на Лялю. Однако же и по-другому думаю: родной сын! Может, Павлушу приютит. Мальчишка же чем провинился перед ним, родной ему бра­тик? А он, Александр, и выходит. Боже ты мой, как же это может быть в жизни, что вот такая встреча с родным сыном столь тревож­на! В каком смятении я глядел на него: рос­лый, стройный, красавец1 Да ведь мой же сын! Стоит и смотрит на нас молча. А потом не „Здравствуй, отец", а — „Как вы здесь оказа­лись?!" — „Шура! Сын мой! — говорю. — Ги­бель же нам там! Голод, болезни, произвол полный!" — „Значит, бежали?" — спрашива­ет отрывисто, как бы не своим голосом, и взгляд его, просто ему не свойственный, так всего меня к земле прижал. Молчу — что там было сказать? И пусть бы оно даже так, да только чтоб Павлуша этого не видел. Маль­чишка же только тем и жил, что надеялся на братское слово, на братскую ласку старшего к младшему, а оно вон как обернулось! „Помочь могу только в том, чтобы бесплатно доставить вас туда, где были!" — так точно и сказал». Конечно, не вина Твардовского, что ему при­шлось делать такой страшный выбор между родными и властью, но результат выбора сле­довало бы целиком отнести на его счет.

Неровность в отношении к людям и в пове­дении в полной мере была присуща Твардов­скому. Вот несколько цитат из воспоминаний Юрия Трифонова: «...когда я узнал Алексан­дра Трифоновича ближе, я понял, какой это затейливый характер, как он наивен и подо­зрителен одновременно, как много в нем про­стодушия, гордыни, ясновельможного гонора и крестьянского добросердечия... был ровен, проницателен и как-то по высшему счету кор­ректен со всеми одинаково: с лауреатами пре­мий, с академиками, с жестянщиками. Та ровность и демократизм, которые были свой­ственны редактору „Нового мира" в его отно­шении с авторами, отличали Александра Три­фоновича и в обыденной жизни... умел людей, которые ему были неприятны или которых он мало уважал, подавлять и третировать безжа­лостно: и ехидством, и холодным презрением, а то и просто бранью». Такая вот противоре­чивая характеристика. К сказанному Трифо­новым следует добавить, что демократизм Твардовского был специфическим, т. е. он ровно относился к академикам и жестянщи­кам, потому что считал их равно ниже себя. Любовь Твардовского также отдавала монар­хизмом, Солженицын писал: «А.Т. в письме назвал меня „самым дорогим в литературе че­ловеком" для себя, и он от чистого сердца ме­ня любил бескорыстно, но тиранически: как любит скульптор свое изделие, а то и как сю­зерен своего лучшего вассала».

К концу 60-х тучи все гуще стали сгущать­ся над головой Твардовского, люди, формиро­вавшие эпоху, мягко названную позднее «за­стоем», чем дальше, тем меньше склонны были терпеть свободный, независимый дух «Нового мира». Увольнения главного редакто­ра со дня на день с трепетом и болью ждала вся тогдашняя интеллигенция. И катастрофа не заставила себя ждать, в 1970 г. Твардовско­го принудили покинуть кресло главного ре­дактора, уничтожая его как личность и попут­но уничтожая его детище, уникальное явление в советской истории.

Физическая кончина Твардовского случи­лась весьма скоро: промучавшись чуть больше года, он умер от рака. Но на самом деле, рак был лишь следствием принятых им душевных мук. У Трифонова сохранилось прекрасное описание купающегося Твардовского с очень точно воспроизведенным впечатлением от его внешности: «Александр Трифонович был кре­пок, здоров, его большое тело, большие руки поражали могучестью. Вот человек, задуман­ный на столетья! Он был очень светлокожий, загорелыми, как у крестьянина, были только лицо, шея, кисти рук. Двигался не спеша, но как-то легко, сноровисто, с силой хватался за ствол, с силой отталкивался и долго медленно плавал.

...на реке, от которой парило, я видел зрело­го и мощного человека, один вид которого вну­шал: он победит!» Твардовский проиграл, и именно этого поражения не вынес его гордый дух и могучее тело. Как писал критик Лакшин: «Смерть Твардовского не была лишь горестным в своей неизбежности медицинским фактом. Она была следствием роковой болезни, а бо­лезнь — расплатой за ту борьбу , которую он вел. Но смерть, как это бывает, подведя в судь­бе последнюю черту, с огромной силой подтвер­дила цельность его характера, чистоту души и поэтического дела».

Твардовский родился с огромной задачей в душе — все понять и запечатлеть, что прохо­дило перед ним:

...Где бы я ни был,

Казалось, стою

В центре вселенского мира.

А перед ним была суровая и драматичная жизнь народа, столь же сурова и драматична его собственная судьба.

Твардовский не только частную свою зада­чу решал, но и задачу славы личной. Ему важ­но было высшую задачу разрешить: как лю­дям на его родной земле жить счастливо и по правде в том древнем крестьянском чаянии; в каком искали страну Беловодья и лелеяли предание об ушедшем под воду граде Китеже. «Страна Муравия» при всех ее, на нынешний взгляд, наивностях из того же ряда.

Если попытаться взглянуть на нашу эпоху из отдаленного будущего, то многие лица и явления, казавшиеся нам значительными, начнут стремительно уменьшаться в масшта­бе и блекнуть, вплоть до полной неразличимо­сти. Будущее определит место и Твардовско­му — не только как великому русскому поэту, но и как личности, фигуре, определившей во многом нравственный опыт века. А два его де­яния будут памятны особенно долго и призна­тельно: поэма «Василий Теркин» и журнал «Новый мир».
Категория: ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ | Добавил: admin (18.03.2016)
Просмотров: 1185 | Теги: сайт для школьн, великие писатели, литераторы, поэт, писатели и их произведения, занимательная литература, литератур, писатель, образовательный портал | Рейтинг: 3.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru