Последнюю
неделю пребывания в Одессе Пушкин стал думать о бегстве из России: «Черт меня
дернул родиться в России с моим умом и талантом». Об этих планах сохранилось
мало достоверных сведений, и они оказались невыполнимыми. Вместе с дядькой
Пушкин в августе 1824 г. выехал в родовое имение Михайловское.
Пушкин
провел в Михайловском «два года незаметных». Но более чем заметных для потомства.
В это время были написаны: «Борис Годунов», с третьей по шестую главы «Евгения
Онегина», десятки лирических стихотворений, поэма «Граф Нулин».
Попутно поэт
поочередно и скопом влюблялся в своих соседок по имению, пока не влюбился в
Анну Керн, родственницу одной из них. Впервые Пушкин встретил Керн в 1819 г.,
еще совсем молоденькой, но уже замужней дамой, и был покорен ее красотой.
Судьба Керн не была счастливой: ее шестнадцатилетней выдали замуж за генерала,
который был старше супруги па тридцать лет и совершенно не ценил ее. Керн была
большой поклонницей таланта Пушкина.
Они
встретились и начался бурный роман, радостный и мучительный для обоих. Всякий
человек противоречив. Но трудно найти подобную Пушкину фигуру, всю как бы
сотканную из противоречий. Во-первых, в его сознании чудным образом уживалась
крайне завышенная оценка окружающих с крайне заниженной. Великолепный пример
такого двойного стандарта дал сам Пушкин в отношении своей возлюбленной Анны
Керн. С одной стороны — хрестоматийное:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
Как
мимолетное виденье,
Как гений
чистой красоты.
При том, что
«гений чистой красоты» украден у Жуковского, стихотворение, кажется, не
оставляет сомнений в искренности и крайне возвышенной оценке Пушкиным предмета
страсти. Каков же бывает шок, когда, обратившись к эпистолярному наследию
поэта, читатель обнаруживает относящиеся к Керн оскорбительные и просто
нецензурные, заменяемые издателями многоточием строки. Дикость? Лицемерие?
Парадокс? Ничего подобного.
Ни «гением
чистой красоты», ни «вавилонской блудницей» Анна Керн не была, была она
обычной, земной женщиной, довольно легкомысленной по понятиям того времени. И
все. Феномен заключался в том, что Пушкин никогда не воспринимал Керн такой,
какая она была, объективно. Он наблюдал ее сквозь две в разные стороны
искривляющие предмет призмы. Подслеповатая бурная эмоциональность поэта своей избыточностью работала на страшное
увеличение изображения, будто Керн была «гением чистой красоты». Что касается
эпистолярной брани в ее адрес, то она — плод уменьшающей и столь же
необъективной призмы характера Пушкина. Пушкин не любил, не уважал себя (о чем
подробней ниже) и с легкостью переносил эту неприязнь с себя на посторонних.
Так что ничего парадоксального, с точки зрения психологии, в отношении Пушкина
к Керн нет, как, впрочем, и во всех других случаях, где Пушкин обнаруживал
свое любовное двуличие. Добавим, что в их отношениях после смерти Керн,
умершей в глубокой старости, была поставлена мистическая точка: похоронная
процессия, сопровождавшая ее прах, столкнулась с процессией, везшей памятник
Пушкина, поныне стоящий на Тверской.
Восстание декабристов застало Пушкина в Михайловском. При
первом известии он велел запрягать, так как среди восставших было множество
его друзей. Но на пути к Пскову дорогу саням перебежал заяц (плохая примета), и
поэт повернул сани назад, в Михайловское. При том, что Пушкин был, очевидно,
человеком суеверным, думается, в этом повороте на дороге был и добротный
политический прогноз. Поэт считался, и заслуженно, одним из умнейших людей
своего времени и вполне мог предсказать безнадежный финал декабристского
восстания. Кроме того, собственной политической платформы у него никогда не
было. Пушкинисты в зависимости от политического заказа властей выставляли его
то ярым монархистом, то едва ли не предтечей коммунизма. Но на самом деле в
состоянии хронического противоречия находились не только чувства, но и мысли
Александра Сергеевича. Как писал один из современников поэта: «Пушкин
составлял какое-то загадочное, двуличное существо... Он был и консерватор, и
революционер».
О характере Пушкина следует сказать особо, иначе мы не
поймем природу его творчества, особенностей таланта и раздвоенности натуры.
Узнав о гибели поэта, князь Паскеевич писал царю: «Жаль Пушкина как литератора,
в то время, когда талант его созревал; но человек он был дурной». Нас, с
детства влюбленных в поэзию Пушкина, не может не покоробить такая
характеристика, но, увы, с пей трудно спорить. Даже если мы заменим слово
«дурной» на более деликатное — «тяжелый», эта подмена не обойдет того
странного, на первый взгляд, противоречия, присущего пушкинской натуре, что
Пушкин-поэт был неизмеримо выше, лучше, чище и даже умнее Пушкина-человека.
Однако данное противоречие не уникально, оно прямо проистекало из присущего
поэту характера, где поэтический мотор — сильная, избыточная эмоциональность
— противопоставляется ослабленной воле, а вместе с волей и личности в целом.
Пока не
требует поэта
К священной
жертве Аполлон,
В заботах
суетного света
Он малодушно
погружен;
Молчит его
святая лира;
Душа вкушает
хладный сон,
И меж детей
ничтожных мира,
Быть может,
всех ничтожней он.
Но лишь
божественный глагол
До слуха
чуткого коснется,
Душа поэта
встрепенется.
Как пробудившийся
орел.
Замечательный автопортрет, все в нем верно: и ощущение
своей незначительности, и суетности, и малодушия, верно даже и то, что работа
души свершалась у него как бы толчками, но чувства, раз пробужденные, парили
на огромной высоте. Еще замечательней, что Пушкин нашел в себе мужество не
просто на поэтическое полупризнание, но и на прямое обнажение своих язв. В
одном из писем он каялся: «...мой нрав — неровный, ревнивый, обидчивый,
раздражительный и, вместе с тем, слабый — вот что внушает мне тягостное раздумье».
Слабохарактерность Пушкина не составляла тайны для близких, один из них писал:
«Иногда можно было подумать, что он без характера: так он слабо уступал
мгновенной силе обстоятельств. Меж тем ни за что он столько не уважал другого,
как за характер...»
«При всем добросердечии своем Пушкин был довольно
злопамятен, и не столько по врожденному свойству и увлечению, сколько по
расчету; он, так сказать, вменил себе в обязанность, поставил за правило
помнить зло и не отпускать должникам своим» — замечал один из ближайших друзей
поэта, характеризуя тем самым не личность, а определенный тиц характера.
Большую или меньшую оригинальность обидчивости Пушкина придавало лишь то, что
обнаруживалась она через страшное его злоязычие:
К Смирдину
как ни зайдешь,
Ничего ты там
не купишь.
Иль
Сенковского толкнешь.
Иль в
Булгарина наступишь.
Пушкин жил в достатке, принадлежал к старинному роду, но
это не мешало знакомым так его характеризовать: «Надо признаться, что при всем
уважении к высокому таланту Пушкина, это был характер невыносимый. Он все как
будто боялся, что его мало уважают, недостаточно почета оказывают...»; «...он
чувствовал себя униженным и не имел ни довольно силы духа, чтобы вырваться из
унижения, ни довольно подлости, чтобы с ним мириться». Впрочем, было у поэта
средство, неизменно лечащее все его комплексы, — это труд. Современник
Пушкина писал: «Труд был для него святыня, купель, в которой исцелялись все язвы,
обретали бодрость и свежесть немощь, уныние, восстанавливались расслабленные
силы».
В 1826 г., уже после подавления декабристского восстания
и казни революционеров, царь отменил ссылку поэта. При личной встрече Пушкин
признал, что мог оказаться среди заговорщиков, но попутно сказал нечто, что
позволило царю публично заявить о поэте: «Он мой...» Между ними было
договорено, что царь станет его личным цензором. В специальной царской бумаге
было обозначено: «Свободно, но под надзором».
Весть об освобождении Пушкина тотчас облетела Москву,
впервые увидевшую своего любимца на спектакле в Большом театре. Видели его и в
ресторанах, и на гуляньях. Радовались родные, радовались друзья. Из Петербурга
Дельвиг писал, что даже слуги у него дома прыгали от радости.
Освобожденный из ссылки Пушкин с новой силой кинулся в
омут столичных развлечений и услад. Он, по обыкновению, увлекался сразу
несколькими женщинами, но его отношение к Анне Олениной выглядит особым. Он
подумывал на ней жениться, но встретил решительный отказ со стороны предполагаемого
тестя, подписавшего протокол об учреждении за соискателем руки дочери секретного
надзора. Анну Оленину обижало недоброжелательное отношение родителей к поэту.
Она вела дневник, ь котором мы читаем, что интересующий ее человек —
«знаменитый поэт», награжден «гением единственным». Что же касается слухов о era дурном
поведении, то она готова отнестись к ним снисходительно: «Вся молодежь
такова». Он не имеет «привлекательной наружности», маленький рост, арабский
профиль, ужасные бакенбарды, растрепанные волосы — но лицо у него выразительное,
все окупается умом, который виден в глубоких глазах. Он бросает «дерзкий взор
на женщин» и имеет «неограниченное самолюбие», и все-таки никак нельзя забыть,
что это «русский поэт XIX столетия». Пушкин посвятил Олениной несколько замечательных
стихотворений, включая знаменитое «Не пой, красавица, при мне...», скоро обратившееся
в бесконечно перепеваемый романс.
Наконец, любовь особенная, какой он и не ожидал,
захватила поэта. В зиму 1828/1829 г. на танцевальном вечере он встретил Наталью
Николаевну Гончарову, которой было всего шестнадцать лет — родные только
начали вывозить ее в свет. Она произвела на Пушкина неизгладимое впечатление.
Вскоре он сделал предложение, но получил от матери Гончаровой что-то вроде
отказа со ссылкой на нежный возраст девушки. Наконец, весной следующего 1830
г. поэт сделал предложение еще раз.
После множества задержек 18 февраля 1831 г. в Москве
Пушкин наконец повел под венец предмет своей долгой страсти.
Пушкиноведение традиционно неблагосклонно к Наталье Пушкиной.
Ее принято считать недалекой, пустой красавицей намного осложнившей жизнь
своего гениального супруга и даже отчасти повинной в его гибели. Но гораздо
справедливее замечание Бориса Пастернака, самого немало претерпевшего от
критики жены, что Пушкину тогда нужно было жениться не на Гончаровой, а на
пушкиноведении. Наталья дала поэту то, что он хотел и что она могла дать:
молодость, красоту, семью, детей... А на равенство в масштабе личности,
таланта она и не могла претендовать, как по сей день не может претендовать на
это ни один взявшийся за перо россиянин.
Что касается гибели Пушкина, то ее отчасти определили
типичные для его натуры качества: бесстрашие, злоязычие, обидчивость и
мнительность. То есть болезненное осознание своих недостатков, о которых много
говорилось прежде. Особенность в том, что, в соответствии н,ухом XIX в. и
дворянского сословия, пушкинская задиристость, готовность ссориться приводила
к конфликтам. Литературоведы, слишком влюбленные в стихи поэта, чтобы быть
объективными, склонны винить в его гибели кого угодно (Дантеса, жену, царя,
общество), только не самого Пушкина. Однако современники были на сей счет более
прозорливыми, и один из них писал: «Он оболгал жену, гордился ее красотой и
был в ней вполне уверен. Он ревновал к ней не потому, что в ней сомневался, а
потому, что страшился светской молвы, страшился сделаться еще более смешным
перед светским мнением. Эта боязнь была причиной его смерти, а не г. Дантес,
которого бояться ему было нечего. Он вступался за обиду, которой не было, а
боялся огласки, боялся молвы и видел в Дантесе не серьезного соперника, не
посягателя на его настоящую честь, а посягателя на его имя, и этого он не
перенес».
Неизбежность гибели Пушкина на дуэли в контексте его
времени, сословной принадлежности, а главное, больного характера, хорошо видна
на примере истории другой его несостоявшейся дуэли. Приятель поэта, Путята,
рассказывал: «Однажды Пушкин прислал мне французскую записку со своим кучером
и дрожками. Содержание записки меня смутило, вот она: „Когда я вчера подошел к
одной даме, которая разговаривала с г. де Лагрене (секретарь французского
посольства), он сказал ей достаточно громко, чтобы мне услышать: „Прогоните
его!" Будучи вынужден потребовать удовлетворения за эти слова, я прошу
Вас, Милостивый государь, не отказаться отправиться к г. де Лагрене и
переговорить с ним. Пушкин". Я тотчас сел на дрожки Пушкина и поехал к
нему. Он с жаром и негодованием рассказал мне случай, утверждал, что точно слышал
обидные для него слова, объяснил, что записка написана им в такой форме и так
церемонно именно для того, чтобы я мог показать ее Лагрене и настаивал на том,
чтобы я требовал у него удовлетворения. Нечего было делать: я отправился к
Лагрене, с которым был хорошо знаком, и показал ему записку. Лагрене, с видом
удивления, отозвался, что он никогда не произносил приписываемых .ему слов,
что, вероятно, Пушкину дурно послышалось, что он не позволил бы себе ничего
подобного, особенно в отношении к Пушкину, которого глубоко уважает как
знаменитого поэта России, и рассыпался в изъявлениях этого рода. Пользуясь
таким настроением, я спросил у него, готов ли он повторить то же самое Пушкину.
Он согласился, и мы тотчас отправились с ним к Ал. Серчу. Объяснение произошло
в моем присутствии, противники подали руку друг ДРУГУ, и дело тем кончилось».
В истории несостоявшейся дуэли Пушкина с Лагрене, как в
капле воды, отразился механизм обусловленной пушкинским характером гибельной
дуэли. Даже если бы фраза «Прогоните его!» действительно была произнесена, не
всякий отреагировал бы на нее по-пушкински. Одни, услышав подобное, прямо
подошли бы к предполагаемому обидчику и поинтересовались бы, кого он имел в
виду, т. е. пошли бы на прямое волевое противостояние. Другие, в силу здорового
равнодушия к чужому мнению, пропустили бы эту фразу мимо ушей, посчитав не к
себе относящейся. Иначе поступил Пушкин, иначе на такого рода «вызов»
реагировала его больная воля: ни пропустить мимо ушей, ни пойти на прямое
волевое противостояние он не мог, но и переварить обиду также был не в
состоянии. Нужно было мстить, но как? Так, в случае с Пушкиным характер обязывал:
убежать от обидчика домой, сделать ему изысканно хамский вызов, такой, что примирение,
формальная дуэль уже были бы невозможны, а потом хладнокровно выйти к барьеру,
подставив пуле свое ощущаемое неуязвимым сильное тело. Такова обычная поведенческая
схема человека с подобным характером, дворянина XIX в. в конфликтной ситуации,
и нет ничего удивительного, что Пушкин стал невольной жертвой этой самоубийственной
схемы.
Последняя из множества дуэлей Пушкина состоялась 27
января 1837 г. около пяти часов вечера на Черной речке под Петербургом.
Дантес выстрелил первым, пуля попала поэту в низ живота.
Он упал лицом в снес, но, очнувшись, потребовал другой пистолет и сделал свой
выстрел. Пуля попала в правую руку и контузила Дантеса. Дантес тоже упал,
Пушкин обрадовался, но, узнав истину, выразил сожаление, что не убил.
Раненого Пушкина доставили домой. Старый слуга Никита
Козлов вынес его на руках из кареты. «Грустно тебе нести меня?» — спросил поэт.
Двое суток в страшных муках умирал он от гангрены. Великий русский филолог
Владимир Даль, проведший с Пушкиным его последнюю ночь, рассказывал, как за
несколько минут до кончины он пробормотал: «Ну, подымай же меня, пойдем, ...
выше, выше!»
Приоткрыл глаза: «Мне было пригрезилось, что я с тобою
лезу вверх по этим книгам и полкам, высоко — и голова закружилась...»
После смерти Пушкина остался огромный по тем временам долг — 120 тысяч
рублей. Его оплатил царь. Свои долги тотчас же начала выплачивать и русская
литература. В «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» вышел некролог
с такими словами: «Солнце нашей Поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался
во цвете лет; в середине своего великого поприща!... Более говорить о сем не
имеем силы, да и не нужно...» |