Отец поэта,
Сергей Львович Пушкин, человек поверхностный, скупой, слабохарактерный, мало
занимался семьей. Он любил все делать напоказ, ему нравилось очаровывать
окружающих. Самое ценное, пожалуй, его достоинство — умение хорошо говорить
по-французски, декламировать Мольера на домашних спектаклях. Некоторые
литературные связи Сергея Львовича — в его доме бывали крупные литераторы —
сыграли положительную роль в формировании вкусов и наклонностей его сына. Но
духовной близости между отцом и сыном никогда не возникало.
Жена его,
Надежда Осиповна Ганнибал, внучка знаменитого «арапа» Петра Великого, считалась
красавицей; из-за смуглого цвета лица многие звали ее «прекрасной креолкой».
Родители
поэта не всегда ладили, и в семье возникали ссоры. Большие осложнения в
семейную жизнь вносила Надежда Осиповна, женщина вспыльчивая, даже
деспотичная, наказывавшая детей за малейшую провинность. Она любила блистать в
свете, слыла модницей. Но за порядком в доме не смотрела. Все в нем было не прибрано, расставлено кое-как,
несмотря на большое число слуг. Надежда Осиповна, вслед мужу, также
недолюбливала Александра, находя его непослушным.
В семье
мальчик слышал только французскую речь, гувернером у него тоже был француз,
библиотека отца была переполнена книгами на французском языке. Поэтому
неудивительно, что когда юный Пушкин поступил в Лицей, одним из его прозвищ
стало — «Француз». Стихи Пушкин начал писать еще до Лицея и, разумеется, тоже
по-французски.
Еще одной
питательной средой для музы Пушкина стала русская народная культура. Ее
проводниками явились две женщины: бабушка Мария Алексеевна и незабвенная няня
Арина Родионовна. Сокровища народной поэзии, передававшиеся Пушкину бабушкой и
няней по всем правилам живого, бытовавшего в народе сказа, прочно отложились в
сознании мальчика.
Пришло
время, когда нужно было предпринимать что-либо серьезное для образования
Александра. Следовало отдать мальчика в учебное заведение. В наброске
автобиографии у Пушкина есть фраза: «Иезуиты. Тургенев. Лицей». Эта фраза
расшифровывается следующим образом: первоначально было решено поместить
Александра в иезуитский коллегиум, но началось гонение на иезуитов, и эту идею
пришлось оставить. Родители будущего поэта
обратились к другу семьи, А. И. Тургеневу, с тем чтобы он похлопотал о
принятии сына в Царскосельский лицей. И просьба была уважена: в июле 1811 г.
дядя, Василий Львович, сам стихотворец с весьма легкомысленным уклоном, повез
Александра в Петербург. Пушкин покидал родительский дом без большого
сожаления.
Сначала
предполагалось набирать в лицей только детей из богатых дворянских семей. Но
этот принцип не удалось строго выдержать: дети были по большей части из семей
небогатых, и попадались даже поповичи. Тщательно отрепетированное открытие
лицея состоялось 19 октября 1811 г. (священная дата для всех лицеистов,
особенно для Пушкина, посвятившего ей несколько замечательных стихотворений).
Учебная программа была обширной, включавшей в себя изучение живых языков:
русского, французского, немецкого, из древних — латинского, а также истории,
географии и некоторых других предметов.
Дошедшие до
нас аттестаты лицеистов, написанные профессорами и воспитателями, показывают,
что некоторые из них были неплохими психологами. Например, в характере и
наклонностях Пушкина многое было ими определено достаточно верно. Когда
Пушкину было всего тринадцать лет и он только-только начинал писать русские
стихи, в табеле было сказано о нем следующее: «Имеет более блистательные,
нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум.
Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его
добродетелью. Прочитав множество французских книг, но без выбора, приличного его
возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов;
довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания
его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному
размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым,
чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и
особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в
нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с
некоторым успехом».
С учителями
во многом заочно соглашался ближайший лицейский друг Пушкина И. Пущин. Он
вспоминал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не
возбуждал общей симпатии: это удел эксцентричного существа среди людей. Не то
чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль меж нами или поражал какими-нибудь особенными
странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими
колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из пего
выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускользают в школьных
отношениях. Я как сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена) часто,
когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь
вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому
вздору приписывал какую-то важность, и это его волновало. Вместе мы, как
умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В
нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что
тем самым ему вредило... Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть
на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности
характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и
их в друге-товарище».
Сам себя в
те годы Пушкин характеризовал так:
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю без стеснения
И без жеманного кривляния,
Никогда не было болтуна, <...>
Надоедливее и крикливее.
Чем я собственной своей персоной.
Хорошо
знавшие Пушкина люди упоминали и о подчеркнуто избыточной эмоциональности
поэта. На память приходит высказывание художника К. Брюллова, что, когда
Пушкин смеется, у него «кишки видать». Для поэта была очень характерна высокая
контрастность окраски переживаний, и полноты выражений он достигал лишь тогда,
когда на его эмоциональном спидометре стрелка начинала зашкаливать. Причем переход
из одной крайности в другую случался почти мгновенно. Шурин Пушкина писал:
«Переходы от порыва веселья к припадкам подавляющей грусти происходили у Пушкина
внезапно, как бы без промежутков, что обусловливалось, по словам его сестры,
нервной раздражительностью в высшей степени. Он мог разражаться и гомерическим
смехом и горькими слезами, когда ему вздумается, по ходу своего воображения».
Переводной
экзамен в лицее в январе 1815 г. стал знаковым для Пушкина. На экзамене присутствовали
крупные сановники, сам министр. О приезде Державина было известно заранее. Стихотворение
«Воспоминания в Царском Селе» было заказано Пушкину специально. Акт благословения
Пушкина Державиным был торжественным и имел большой резонанс. Державин
потребовал авторизованную копию стихотворения и получил ее через несколько
дней.
Избранное
общество, слушавшее декламацию Пушкина, было в восторге и передало свои
чувства окружающим. Дельвиг под впечатлением огромного резонанса лицейского
экзамена восклицал в стихотворении «Пушкин»:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким
пением...
Через
полтора года мысль о переданной Пушкину от Державина поэтической эстафете прозвучала
у Дельвига в стихотворении «На смерть Державина». Здесь — другое, не менее
знаменательное восклицание: «Кто же ныне посмеет владеть его громкой лирой?
Кто, Пушкин!»
С окончанием
лицея в 1817 г. начался петербургский период в жизни Пушкина, как он говорил —
«младости моей мятежное теченье». Официально он был зачислен в Коллегию
иностранных дел, но на дипломатическом поприще заметных лавров не стяжал, да,
кажется, к ним и не стремился. Вся жизнь Пушкина обрела карнавальный вид:
балы, сменялись кутежами, кутежи — дуэлями. В тот же период муза Пушкина
зазвучала на политический лад. Он сочинил стихотворение «Деревня», послание
«К Чаадаеву», весьма радикальную оду «Вольность»:
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Радикализм
взглядов вместе с тем не мешал Пушкину быть искательным к власти. По словам
его лучшего друга, он «имел какую-то жалкую привычку изменять благородному
своему характеру и очень часто сердил меня и вообще всех нас тем, что любил,
например, вертеться у оркестра около Орлова, Чернышева, Киселева и других: они
с покровительственной улыбкой выслушивали его шутки, остроты. Случалось из кресел
сделать ему знак, он тотчас прибежит». Вообще демократизм странным образом
уживался в Пушкине с кастовостью, современник вспоминал: «Пушкин соображал
свое обхождение не с личностью человека, а с положением его в свете, и
потому-то признавал своим собратом самого ничтожного барича и оскорблялся,
когда в обществе встречали его как писателя, а не как аристократа». Особенно
замет- па была кастовость Пушкина на фоне ровного отношения к окружающим его
друзей. Другой современник Пушкина продолжал: «Дельвиг со всеми товарищами по
лицею был одинаков в обращении, но Пушкин обращался с ними разно. С Дельвигом
он был вполне дружен и слушался, когда Дельвиг его удерживал от излишней
картежной игры и от слишком частого посещения знати, к чему Пушкин был очень
склонен. С некоторыми же из своих товарищей лицеистов, в которых Пушкин не
видел ничего замечательного, и в том числе с М. JI. Яковлевым, обходился несколько
надменно, за что ему часто доставалось от Дельвига».
В 1820 г.
власть устала от пушкинской фронды, злоязычия и решила его выслать. Толчком к
высылке явился донос раскаявшегося просветителя, честолюбивого старика В. Н.
Каразина. Пушкин лично с ним знаком не был, а для Каразина Пушкин был всего
лишь мальчишкой, кропающим «стишки», задевающие императорский дом и власть.
Отдан был приказ сделать обыск у поэта, но, вовремя предупрежденный, он успел
уничтожить крамольные стихи. Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но заступились
влиятельные друзья и почитатели. Его «перевели» на юг, в Екатеринослав. С ним
выехал верный дядька и слуга Никита Козлов. Так начался весьма плодотворный
период в жизни Пушкина, названный потом периодом южной ссылки.
Поэт был уже
на юге, когда вышла в свет его поэма «Руслан и Людмила». Поэма вызвала бурные
восторги и нарекания критики. Она оказалась крупнейшим событием в литературной
жизни России. А впоследствии Белинский даже считал, что с нее начался «пушкинский
период» в русской литературе.
Служба на
юге также оказалась для Пушкина необременительной. Начальство на него смотрело
снисходительно и баловало поэта. Поэт много путешествовал: Кавказ, Крым,
Кишинев, Одесса. Балы, битвы, пиры, женщины, дуэли — все острые ощущения,
которые мог предоставить знойный юг, были в его распоряжении. Пушкин мог бы
показаться праздным гулякой, обычным прожигателем жизни, сосланным по
недоразумению за вольнодумство, если бы одновременно в нем не совершалась
невидимая работа гениальной души. В конце августа 1822 г. вышла в Петербурге
поэма «Кавказский пленник», которая принесла поэту самый громкий успех за всю
жизнь. Она буквально сводила с ума читателей не только мастерским описанием
экзотического Кавказа, романтическим накалом страстей, но и тем, что в чертах
главного героя угадывалось новое отношение к миру, характерное для тогдашней
молодежи. Большой успех выпал также на долю «Бахчисарайского фонтана»,
вышедшего в 1824 г.
Со временем
власть устала от Пушкина и на юге. Она добилась его возвращения на север.
Поводом послужило перехваченное письмо, в котором Пушкин откровенничал: «Читаю
Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и
Шекспира... Ты хочешь знать, что я делаю, — пишу пестрые строфы романтической
поэмы — и беру уроки чистого атеизма». Письмо показали царю.
Вопрос
религиозности Пушкина, как и все в его натуре, остается открытым. Всю жизнь он
открещивался от поэмы «Гавриилиада», но авторство Пушкина несомненно. Столь
блистательного издевательства над верой христианской никто на то время
позволить себе не мог, просто не хватило бы таланта. Как и склонности к
непристойности. «Пушкин — любитель непристойного. К несчастью, я это знаю и никогда
не мог себе объяснить эту антитезу перехода от непристойного к возвышенному»,
— писал один из современников поэта, отмечая, сам того не ведая, одну из характернейших
черт его личности.
Следующий
сюрприз обычно ожидал тех, кто, ознакомившись с художественным творчеством
Пушкина, по большей части возвышенным, романтичным, сталкивался с автором лицом
к лицу. Представление, будто создатель этих как бы оторванных от всего
земного произведений и сам существо идеальное, питающееся одним воздухом горных
вершин, при личной встрече рассыпалось в прах. Обнаруживалось, что Пушкин
вовсе не худой, высокий, бледный человек, как думалось, но наоборот, до
безобразия земное, материальное создание и внешне, и внутренне. Вот несколько
типичных характеристик: «Я познакомился с поэтом Пушкиным. Рожа ничего не
обещающая», «...ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства — это был
среднего роста, почти низенький человечек, вертлявый, с длинными, несколько
курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми, быстрыми
глазами».
|