Число «три» на протяжении всей истории
человечества имело в людских глазах особую колдовскую силу. В мире
существуют бесчисленные множества предметов, существ, явлений.
Человеческий глаз с особой легкостью и охотой выделяет из них заметные
ему «тройки».
Его привлекают три звезды в Поясе
Ориона, хотя девять звезд Плеяд представляются ему только как целая
совокупность, без точного учета.
Он любит и в семье находить «тройки».
«Один сын — не сын. Два сына — полсына. Три сына — сын!» Вспомните, в
скольких сказках является это число: у злой мачехи — три дочери: две
любимые, одна ненавидимая. У старинушки — три сына: два умных, один
дурак. Постоянно повторяются — по три раза — многочисленные припевы,
приговорки, рефрены и присказки в народном творчестве. Тривикрама —
совершающий три шага — бог Вишну в индийской мифологии. Тримурти —
тройственный в образе — сложное представление о единстве трех индийских
же богов Брахмы, Шивы и Вишну; этот образ близко перекликается с
христианской Троицей.
Что же удивительного, если столь
многозначительное число человечество во всех концах мира перенесло и в
свои топонимические системы?
Число островов в различных архипелагах
Земли зависит от чистой случайности их образования и геологической
жизни. Но если их одиннадцать или шесть, человек как бы не считает их,
он видит перед собою просто острова, архипелаги и называет их словом,
привязанным к любым другим их свойствам, кроме количества: острова
Зеленцы на Ладоге, Соловецкие острова в Белом море.
Но он непременно выделяет те архипелаги,
где так или иначе обращает на себя внимание «троица» островов — самых
ли крупных, самых красивых, самых гористых — и называет именно их. Этот
тип названий распространен повсюду и применяется к самым различным
предметам. Вот ТРИ ОСТРОВА — маленький архипелажек на Белом море. Вот
УЧ-АРАЛ (три острова) — населенный пункт в Средней Азии. ТРЕХГОЛОВАЯ
гора высится на острове Врангеля, гора ТРИГЛАВ поднимается над Савой,
Сочей и Быстрицей в Югославии.
Есть урочище САНГОУЗА (три долины) в
нашем Приморье на Дальнем Востоке и было УЧ-ДЕРЕ (три ущелья) в Крыму, в
ряду других татарских топонимов.
Древние именовали Сицилию ТРИНАКРИЕЙ,
по-видимому за треугольную форму острова или же за то, что он отличался
тремя прославленными мысами — Пахином, Лилибеем и Пелором.
Я думаю, второй вариант правдоподобнее: у
древних мореплавателей не было карт, с птичьего полета видеть Сицилию
они не могли, а слова «Триá áкра» у них могли означать как три вершины
треугольника, так и три мыса. Чем хуже, так сказать, древние греки,
нежели позднейшие испанские мореходы, назвавшие точно так же ТРЭС ПУНТАС
(три мыса), береговую излучину у залива Сан Хорхе на юге Аргентины?
Прошло тысячелетие или два. Человек со
Средиземного моря достиг противоположного полушария Земли. Но мысль его
продолжала работать все так же: число «три» по-прежнему привлекало его, и
топонимы продолжали оставаться теми же по значению.
Несчетно велико множество топонимов, на
разных языках выражающих одно: город или село образовались из трех
отдельных поселков. Греки такие слившиеся города именовали ТРИПОЛИСАМИ —
трехградьями. Это греческое обозначение широко распространили принявшие
его (и конечно, видоизменившие) славяне. На Балканах доныне существуют
ТРИПОЛИЦЫ, не имеющие никакого отношения к полям и трехпольному
земледелию. Есть и у нас на Украине такое ТРИПОЛЬЕ, относительно
которого существует основательное подозрение, что его имя возникло не из
трех полей, а из древнего ТРИПОЛИ. Село лежит на Днепре ниже Киева.
Поселение столь древнее, что по его имени названа археологами даже
особая, неописуемо древняя (3000–1700 лет до нашей эры) дославянская
трипольская культура в Среднем Приднепровье. Но такие же «трехградья» существовали и у
других народов. Образцом их пусть послужит для вас индийское ТРИПУРИ —
имя древнего города на берегу реки Нармады и ТРИПУРА — название другого,
сказочного города, вероятно существовавшего только в воображении
древних индийцев. Оба значат «трехградье».
Любопытно, что второй, «значимый»
элемент в этих именах, по существу, почти не имел реального значения:
все как бы перекладывалось на многознаменательное число. Именно поэтому
вторые элементы так причудливо разнообразны. В конце концов не все ли
равно, как назвать какие-нибудь три утеса или три острова — ТРЕМЯ
КОРОЛЯМИ, ТРЕМЯ БРАТЦАМИ (ТРЭС ХЕРМАНОС) или ТРЕМЯ СЕСТРИЦАМИ (ТРЭС
СОРЕЛЬЯС)? Существенно, что чего-то там три.
Очень часто затруднительно бывает
установить, что именно послужило прямым поводом к такому числовому
наименованию. Возьмите село ТРИКРАТЫ на Херсонщине. Почему оно названо
так?
Там, на месте, утверждают, что село
трижды подвергалось разорению, троекратно было сметено с лица земли
татарами… Так это или нет? Кто знает…
ТРИЛИСЫ (три леса) на Украине у Киева,
ТРЕХБУГОРНЫЙ мыс в Обской губе, САНЬ-ГОУ-ЧЖЕНЬ — урочище в Китае (место,
где сходятся три ущелья), ТРИ ОСТРОВА — железнодорожная станция в
Пензенской области и САМГЕРИ (трехгорье) — урочище в Грузии близ
Тбилиси… По-украински, по-русски, по-китайски, по-грузински — всюду идет
тот же счет, всюду число «три» представляется особенно значительным.
И дальше: ТРЕНТО, ТРИЕНТ, город и
область на севере Адриатики (трезубец). ТРЭС КОРАЧОС (три сердца) —
местечко в Южной Америке. Кто знает, откуда название взялось? ТРЭС
КРУЦЕС (три креста), ТРЭС АРРОЙОС (три ручья) там же. УЧ-ГЕЛЬ (три
озера) на Крымской Яйле. УЧ-КУРГАН (три кургана) — поселок в Узбекской
ССР. УЧ-ТЮБЕ или УШТОБЕ (три холма) обитаемое место в Казахстане. На
всех языках — одно.
Единообразие топонимического мышления у
самых разных народов, разумеется, приносит некоторое облегчение
ученым-топонимистам. Очень трудно обнаружить сущность какого угодно
процесса или явления, если они всюду и всегда протекают совершенно
по-разному. Значительно проще открыть в нем некую законосообразность,
когда наблюдается некоторая повторяемость, когда заметно, что в длинной
цепи явлений есть и различия и сходства.
Я думаю, что одной из конечных целей
работы всех ученых-гуманитаров является раскрытие (или, как теперь
говорят, построение модели) мышления не отдельного человека, но также и
всего человечества.
А оно существует — общечеловеческое
мышление? Вот такая малая подробность, как некий общечеловеческий
стереотип в названии географических мест, удостоверяет его
существование. Народы разные, расы разные, языки различные, условия
жизни не одинаковые, но всюду и везде возникают топонимы-числа, в
частности топонимы-«тройки». Значит, человек всегда и всюду остается
человеком. А ведь это очень существенный факт…
Топонимов, построенных на числе
«четыре», на свете достаточно много. Точно так же, как и с «тройками»,
они встречаются на всех материках и у всех народов. Но, так мне по
крайней мере кажется, они по сравнению со своими предшественниками
обладают одним отличием.
Вот смотрите: остров ЧЕТЫРЕХ ГОР в архипелаге Алеутских островов. Остров ЧЕТЫРЕХБУГОРНЫЙ на Каспии.
Река КУАРТО РИО (четвертая) в Аргентине.
Озеро ФИРВАЛЬДШТЕДТ (четырех лесных кантонов) в Швейцарии.
Селение ДЕРТ-КОЮ (четыре деревни) в Средней Азии.
Долина СЫ-ДА-ГОУ (четвертая большая падь) в Приморье.
ЧЕТВЕРТАЯ авеню в Нью-Йорке.
Железнодорожная станция ЧЕТЫРБÓКИ на Украине.
И так далее и тому подобное. Не
замечаете ли вы, что в отличие от многих имен со включенной в них
«тройкой» у этих, так сказать, нет никакого «второго плана». Ни признака
мистики, суеверий, высокой образности. Все они точно и спокойно
описательны. Счетоводские имена.
Остров Четырехбугорный, несомненно,
характеризуется наличием именно четырех видных издали бугров. Река
Кауарто Рио есть, считая от какого-то условного рубежа, именно четвертая
по счету, это доказывается тем, что неподалеку течет Рио Кинто — пятая
река. Фирвальдштадтское озеро окружают и на самом деле именно четыре
лесистых (некогда) кантона Швейцарии. Было бы их пять, озеро назвали бы
Фюнфвальдштадтским; это уже не топонимика, не «крестины», а регистрация.
И Сы-да-гоу стоит в возможном ряду
других «номерных» названий, между САНЬ-ДА-ГОУ — третьей и У-ДА-ГОУ —
пятой падями, долинами. Сколько ни ищи, никакого личного чувства
«называтели» здесь не вкладывали, да и вкладывать не собирались. Даже
несколько иронически звучащее Четырбоки, и тут, вероятно, станция
названа так за расхождение из нее дорог по четырем различным
направлениям. Она ничем не отличается от французских КАРРУЖ и КЭРУА,
восходящих к древнеримскому «куадрувиум» — перекресток, четырехпутье,
никакой словесной или числовой игры в ее имени скорее всего нет.
Во всем этом мысль, а не образы, рассудок, а не чувство.
Собственно, и числовые топонимы,
основанные на «пятерке», тоже почти таковы. Конечно, число «пять»
несколько отличается от своих ближних соседей: половина десятка, пять
пальцев на каждой руке; в древности счет пятерками был распространен
достаточно широко. Но, с другой стороны, особенной, таинственной силой
число «пять» как-то в глазах людей не отличалось.
Названия мест могут включить его в себя,
скажем, в тех случаях, когда в обычном положении они обладали бы
признаком четырехкратности, но вдруг, в виде исключения, оказались, так
сказать пятеричными.
Чаще всего на перекрестках
пересекающиеся улицы образуют четыре закономерных угла. В Ленинграде
есть такое место, где встречаются Загородный проспект, улица
Рубинштейна, Разъезжая и ее продолжение — улица Ломоносова. Загородный и
две последние улицы секут друг друга под прямым углом. Улица
Рубинштейна внедряется в этот крест наискось. В результате вы видите
перекресток с пятью, а не с обычными четырьмя углами.
Если поискать, то теперь в Ленинграде
наверняка можно найти и другие похожие перекрестки (ну, скажем, там, где
скрещиваются улицы Фурманова и Чайковского и в самое перекрестье
вклинивается Косой переулок, картина получается такая же).
Но по каким-то причинам только то,
первое — единственное — пересечение из всех наличных было еще в XIX веке
замечено, отличено от других и получило хоть не официальное, а только
народное, но зато чрезвычайно стойкое имя У ПЯТИ УГЛОВ, или ПЯТЬ УГЛОВ.
Здесь дело уже не просто в констатации
факта: перекресток с лишним углом. Здесь, несомненно, заложено и
какое-то эмоциональное отношение именно к данному, а не к любому другому
пятиугольному, перекрестку.
Большинство «5 — топоним — 5» стоят как-то на грани между эмоцией и чистым прозаическим описанием предмета.
Конечно, гора БЕШТАУ над ПЯТИГОРСКОМ
имеет в своем силуэте нечто, что заставило местных жителей именно ее (а,
скажем, не Машук) назвать ПЯТИГОРЬЕМ (из тюркского «беш» — пять, «тау» —
гора). Но в то же время это же имя, с ничтожным отклонением, носит и
гора БЕШ-БАРМАК возле Баку («беш» — пять, «бармак» — пальцы),
«пятипалая» гора, по скалам о пяти зубцах на ее вершине.
Можно поручиться, что не так уж точно
были подсчитаны эти самые зубцы, чтобы можно было утверждать, что их
именно пять, а не шесть и не четыре. Что ты будешь считать на вершине
горы отдельным зубцом? Вопрос спорный.
Но народной фантазии гора пятиглавая
приятнее, чем, скажем, одиннадцативершинная или двухвершинная. Народ
подгоняет внешний вид предмета к своим излюбленным представлениям, и
гора превращается в Бештау или Беш-Бармак; дальневосточная река — в
УГЫДЫНЗУ (В. Арсеньев переводит это имя с испорченного китайского как
«река пяти вершин»); истоки Амударьи в ираноязычных местах Средней Азии —
в ПЯНДЖ, что значит «пять истоков», хотя как подсчитаешь множество
ручьев и речек, из которых могучая водная струя образуется? И сохраняют
долгие десятилетия свои «маломощные» имена и город ПЯТИХАТКИ
Днепропетровской области и станица ПЯТИИЗБЕННАЯ на Дону, о которой уже в
конце XIX века Брокгауз и Ефрон писали, что ее населяют 12 тысяч
жителей… Так что тут это «пять» давно утратило свое точно-описательное
значение, перестало быть числом и даже числительным. Превратилось в один
из излюбленных топонимических элементов-основ.
То же самое можно сказать и про
индийский топоним ПЕНДЖАБ — пятиречье (конечно, в каждом районе земли
всегда можно при желании выделить пять, семь и сколько угодно нужных для
учета рек), и про турецкое БЕШ-КИЛИССА (пять церквей), и про Крымское
БЕШ-ТЕКИЭ («пять корыт» для водопоя, которых нет на этом месте уже
множество лет)… Везде счетный момент отступает на второй план перед
моментом числовой символики, теперь уже, возможно, и не очень доступной
нашему пониманию.
А рядом, конечно, существуют во всех
странах мира и чисто «счетные» пятерные топонимы. Вероятно, русское
ПЯТЫЙ ПРОЛИВ Курильского архипелага и на самом деле является в какой-то
системе отсчета пятым. ПЯТАЯ РОТА (так назвался некогда один из
населенных пунктов Херсонской губернии, населенный сербскими
колонистами), можно полагать, была связана с каким-то армейским делением
полков. В австрийском ФЮНФКИРХЕНЕ — «пять церквей» (теперь это место
входит в состав Венгрии и носит венгерское имя Печ), вероятно, в
какой-то момент его истории было именно пять храмов.
Наверное, и у станции БЕШ-АРЫК в
Узбекистане текут или текли действительно пять арыков, и РИО-КИНТО (в
Аргентине), если идти в заданном направлении, следует, как и положено
«Пятой реке», за Рио-Кварто, о которой уже говорилось… Мы это видели и в
связи с другими числительными: конечно, они могут образовывать и чисто
описательные, как бы холодно фотографирующие действительность топонимы.
Мне было важно констатировать, что не всегда они ведут себя так. |