Образования с основой «сто» могут,
вероятно, поспорить по своей численности с любыми другими арифмонимами.
Они тоже распространены повсюду. ДЖЮС АГАЧ (тюркское), оно же ЦЗЮ-МОДЕН
(монгольское) — «сто деревьев» в Средней Азии. Так сказать, чистые
числительные. Таковы же СУТА МАДЖОЛЕ (молдавское) в Бессарабии — «сто
курганов». САТА-КУНТА в Финляндии — «сто общин». СИЕНФУЭГОС — «сто
огней» на Кубе. ЮЗ-ОБА — «сто холмов», урочище в Крыму, чистый татарский
двойник молдаванских Сута Маджоле. СИЕНТЕ ПЕКАДОС — «сто грехов», так
именуется веселая улочка одного из южноамериканских городов, СЕТЛЕДЖ —
река в Индии, по одной из этимологических версий — «сто ручьев».
Рядом с ними встречаются, конечно, и
производные и сложные образования: станция СТОДЕРЕВСКАЯ, на Северном
Кавказе, или ЧЖУН-НАЙМАН-СУМЭ (Монголия) — не «сто», а «сто восемь
кумирен» (имя населенного пункта).
Нет оснований соединять с ними
опосредствованные через имя, прозвище, через другие слова той же основы
топонимы вроде станции СОТНИКИ под Одессой или СОТНИЦКАЯ в Воронежской
области.
Конечно, никто никогда не подсчитывал в
точности, ровно ли сотня деревьев осеняла среднеазиатский кишлак, только
ли сотней грехопадений грозила прохожему аргентинская или чилийская
улочка. Число «сто» здесь уже обозначало «множество», и очень
поучительно видеть, как единообразно возникала эта языковая метафора и в
Восточной Азии, и в Новом Свете, и у славян, и у тюрков.
Разные народы, разные зоны земли, разный цвет кожи, а способ мышления всюду один. Ибо человечество — едино! |