Что нужно для того, чтобы стать первоклассным
древолазом? Вы скажете — умение взбираться на дерево. Конечно, но не только.
Кошка способна мгновенно взвиться вверх по стволу дерева, вонзая в кору
острейшие когти. Но вот приходит время спускаться — и куда девается вся ее
грация и ловкость? С большим трудом, довольно неуклюже хищница сползает
хвостом вниз, судорожно цепляясь лапами и беспрестанно озираясь: как бы не
свалиться, пересчитав все ветки своими боками. Совсем иное дело — генетта. Этот небольшой
хищный зверек с одинаковой ловкостью бегает и вверх, и вниз по стволу, для нее
не составляет никакого труда, сбегая вниз головой по одному из соседних
деревьев, оттолкнуться всеми лапами и перемахнуть на другое на расстояние в
несколько метров.
Вот, оказывается, в чем дело — в умении не только взбираться
на дерево, но и спускаться с него. Причина — в устройстве задних ног, которые
должны быть особым образом «вывернуты» — чтобы зацепиться за неровности коры,
когда зверек сбегает по стволу вниз головой, и не дать ему свалиться. Просто
чудеса ловкости демонстрирует белка-векша, когда с легкостью свешивается на
задних лапках с ветки, чтобы дотянуться до расположенной ниже и недоступной
никаким иным способом шишки.
Четыре ноги хорошо, а пять — лучше. Когда паукообразная
обезьяна, живущая в южноамериканской сельве, пробирается в гуще ветвей, она,
совершенно не задумываясь, все время цепляется кончиком хвоста за ветки: для
нее это так же естественно, как хвататься за них руками и ногами. А для того,
чтобы эта «пятая рука» была более чувствительной, на конце хвоста есть голый
осязающий участок кожи с бороздчатым узором, поразительно напоминающим
папиллярный рисунок на пальцах рук. Благодаря столь надежной фиксации этой
обезьянке совершенно безразлично, в какой позиции находиться, чем и за что
цепляться.
Особым способом путешествия в кронах высоченных
тропических деревьев овладел гиббон. Этот способ называется брахиация и состоит
он в том, чтобы «летать» в верхнем ярусе леса, цепляясь за ветки одними только
пальцами рук, очень длинных и крепких. Усевшись на толстом суку где-нибудь на самой
верхушке дерева, обезьяна, словно в раздумье, озирается по сторонам, время от
времени испуская свой знаменитый «тарзаний» вопль. Вдруг что-то неподалеку
привлекло ее внимание, — животное без колебаний буквально сваливается с
«насеста», и начинается феерическое действо. Расставленные в сторону
руки-крюки не то что цепляются — едва касаются попадающихся на пути ветвей, гиббон
стремительно несется меж деревьев с сомкнутыми в сплошной полог кронами,
взгляд прикован к заинтересовавшему его предмету, обезьяна даже не смотрит на
ту ветку, которая послужит на миг очередной опорой ее рукам, словно
предоставив им самим возможность выбирать, за что ухватиться. Это, конечно,
не свободный полет птицы или летучей мыши, которым вовсе нет нужды цепляться за
ветви и сучья, ведь им опорой служит сам воздух. И все же полное впечатление,
что длиннорукий гиббон летит, летит... Поэтому в зоопарках в клетке у гиббона
обязательно развешены канаты и трапеции, по которым животное «летает» на руках,
демонстрируя публике свои выдающиеся способности.
Кроны деревьев населены не только подвижными зверьками,
бегающими взад-вперед по веткам и совершающими головокружительные прыжки. Там
же обитают очень медлительные животные, которые никогда никуда не торопятся.
Да и зачем, если еда — вот она, всегда под боком. В отличие от обезьян, белок
и всякой прочей суетящейся в кронах тропических деревьев живности, для этих
тихоходов самое главное — покрепче уцепиться за ветку, чтобы не свалиться с
нее. О том, чтобы куда-нибудь спрыгнуть хотя бы на десять сантиметров, и речи
быть не может: ну не дано им эволюцией такой возможности — попрыгать по
веткам.
За особенности строения конечностей таких зверей с полным
правом можно назвать цепколапыми. Впрочем, лапы лапам рознь — ведь за ветку
можно уцепиться по-разному. Житель Южной Америки ленивец подвешивается к ней
снизу, у него настоящие «руки-крюки» с длинными кривыми когтями. В таком
странном (с точки зрения человека) положении животное путешествует в кроне в
поисках свежей листвы — от одной ветки к другой, медленно-медленно, словно
во сне, перебирая лапами. Точно так же, подвесившись на суку, он и днем отдыхает,
«утомившись» от ночных путешествий.
|