Этим благородным кличем русские князья предупреждали
своих врагов, собираясь атаковать их в честном бою. Германские воины с этой же
целью трубили в турий рог: любили они потешить себя поединком, показать удаль,
утвердиться в звании сильнейшего, привезти даме сердца украшения со шлема
поверженного противника.
Точно так же ведут себя и бойцы звериного царства.
Подоплека у них, пожалуй, та же — утверждение своего превосходства по праву
сильного. Разница лишь в том, что поединки между «рыцарями»-зверями случаются
раз в году: они приурочены к брачному сезону. Поэтому у благородного оленя, одного из самых заядлых поединщиков, осенний гон — очень напряженный
период в жизни, требующий выкладывания всех сил.
Уже с конца августа — начала сентября отдельные рогачи
начинают подавать голос: это зачинается знаменитый маралий «рёв». В середине
сентября ревут уже многие самцы, причем подолгу, их голоса
слышны за несколько километров.
Каждый олень выбирает для рева определенный открытый
участок леса, его называют точком. Земля в этом месте бывает изрыта копытами,
ветки кустарников изломаны, стволы деревьев ободраны рогами. Кроме того, ревущий
бык выбивает копытами нечто вроде грязевой ванны — купалку, в которой он время
от времени барахтается, чтобы остыть, и вылезает оттуда весь перемазанный
мокрой глиной.
Начинает рогач свой призывный крик с отрывистых хриплых
звуков, напоминающих тяжелый вздох, после чего следует низкое, мощное мычание,
а завершающее колено напоминает вой. Манера рева каждого самца настолько
специфична, что его бывает нетрудно узнать в общем нестройном «хоре». У молодых
рогачей голос выше, у старых — грубый, утробный. Больше всего ярятся и ревут
холостые самцы, тогда как хозяева гаремов голос свой подают не столь активно.
По силе рева потенциальные соперники уже издалека могут
оценить, насколько силен обладатель голоса, и решить, стоит ли тратить время на
переход и «ломать копья», если заранее ясно, что победа будет не на его стороне.
Поэтому ревущий рогач — обладатель особо мощного голоса — может долго
оставаться в гордом одиночестве, пока кто-нибудь рискнет принять его вызов.
Когда на его точок все же заявляется претендент на лавры
победителя, сначала происходит только демонстрация сил. Животные принимают
соответствующие позы, прохаживаются напротив друг друга с гордо поднятой
головой и закинутыми на спину рогами, роют копытами землю, а то яростно бодают
кусты и деревья, всем своим поведением как бы говоря: вот я какой сильный,
яростный, грозный! Нередко случается так, что слабейший из двух оленей, будь
то даже хозяин точка, после такой демонстрации отступает, не пытаясь
испробовать на себе бойцовские качества более сильного быка. Но уж если
поединок все-таки начинается, он отнюдь не исчерпывается ритуальными
телодвижениями: начинается настоящая ожесточенная битва с полной отдачей сил.
Тот, кому посчастливилось наблюдать поединок
маралов-рогачей, никогда не забудет это зрелище. Два мощных зверя раз за разом
налетают друг на друга, раздается сухой стук рога о рог или более глухие удары,
если острым отростком задета живая плоть. Олени безжалостно наносят удары по
корпусу рогами и передними копытами, атакуют «лоб в лоб» или, зацепившись
рогами, всей мощью своей шеи стараются пригнуть соперника и в конце концов
повалить его на землю. Удары бывают настолько сильны, что рога иногда ломаются
с треском, как ветки деревьев. Через час оба обессиленных противника пластом лежат
на земле среди перепаханной копытами поляны и вырванных с корнем кустов и небольших
деревьев. Но стоит хотя бы одному отдышаться и приподняться, бой возобновляется:
никакой уважающий себя боец не встретит соперника, лежа на земле. Впрочем, особого
благородства здесь нет: он знает, что у оленей принято бить и лежачих.
|