Основа любого карандаша — графит — известен очень давно. Первые
сведения о нем относятся к 4 тысячелетию до нашей эры. Правда, тогда его
использовали не совсем по назначению — растирали, чтобы получить
краску. Дальше история хранит молчание. Графита как будто не
существовало. Лишь в XVI веке о нем заговорили вновь — но уже всерьез и
надолго. Дело в том, что именно тогда было открыто первое графитовое
месторождение, которое получило промышленное использование.
Месторождение называлось Бороудальским и располагалось на северо-западе
Англии.
Отсюда и появился прообраз современного карандаша, так как
англичане оправляли графитовые палочки в дерево либо металл (в том
числе и золото), которые затем покрывали орнаментом. Позволить себе
пользоваться таким орудием письма могли немногие. Палочки представляли
собой настоящие произведения искусства и стоили очень дорого.
Очень ценил английские карандаши русский царь Петр I. Кстати, с
бороудальским графитом связан один курьез: английский парламент,
обеспокоенный быстрым истощением месторождения и, соответственно,
исчезновением из обихода карандашей, издал указ, разрешающий добывать
графит только шесть недель в году.
Впрочем, до современного карандаша английской графитовой палочке
(хоть и в золотом пенальчике) было еще очень далеко. Во-первых, она
была чрезвычайно хрупкой, во-вторых, имела только одну твердость, и,
наконец, деревянная оболочка не была жестко скреплена с
грифелем-«палочкой». Решение всех этих проблем связывают с тремя людьми,
жившими в XVIII-XIX веках: немцем Фабером, французом Когте и чехом
Гардтмунтом. Их трудами карандаш стал тем, что он есть сегодня.
Первые российские карандашные фабрики появились во второй
половине позапрошлого века в Москве — в Хамовниках (принадлежала
разбогатевшему ямщику Никитину) и на нынешней улице Зацепа (владелец —
купец Карнац). Кроме того, карандаши выпускались фабриками Вильно
(ныне столица Литвы Вильнюс) и Риги.