Гравюра на дереве, которую иначе называют ксилографией, начала
развиваться с 1790 года. В это время английский художник Томас Бьюик
предложил удобный способ нанесения изображения на древесную доску.
Обычно доски для гравирования получали путем распиливания бревен вдоль
волокон. Резать на таких досках было легко только по направлению
волокон, а поперек — трудно.
Изобретение Бьюика заключалось в том, что он распилил бревно
поперек и разделил поперечный срез на небольшие прямоугольники. Затем он
подобрал кубики с одинаковой плотностью и склеил их между собой.
Получилась плотная и совершенно ровная доска.
Однако поверхность ее была очень твердой, и вырезать изображение
пришлось специальными штихелями. Способ гравирования, открытый
Бьюиком, сразу же получил большое распространение и был назван
торцовой гравюрой. Он оставался главным способом воспроизведения
иллюстраций до 70-х годов XIX века, когда появилось
фоторепродуцирование.
Гравюрой на дереве занимались многие замечательные художники.
Среди них можно назвать бельгийского графика Франца Мазареля, а также
русских художников — Гончарова, Кравченко, Пикова, Фаворского. Книги с
иллюстрациями, выполненные этими художниками, представляют собой
настоящие шедевры полиграфического искусства.