Вы, конечно, замечали, что икона сильно отличается от картины. На
картине художник изображает хорошо знакомые и сразу узнаваемые
предметы. Естественно, что у каждого, кто на них смотрит, они вызывают
определенные ассоциации и настроение. С иконой дело обстоит совершенно
иначе. Чтобы правильно «прочитать» то, что изображено на иконе, нужно
знать ее основные особенности.
С самого начала икона являлась предметом поклонения, а потому
должна была вызывать у каждого, кто на нее смотрел, только одно чувство —
восхищение тем, что на ней изображено. Поэтому и изображение на иконе
подчинялось иным законам, чем на картине.
Пространство картины построено по законам перспективы. Наиболее
удаленные предметы изображаются самыми маленькими, причем
предполагается, что зритель смотрит на картину как в раскрытое окно. Его
взгляд последовательно переходил с одного предмета на другой. Зритель
мог представить себе, как он входит в картину и передвигается внутри,
рассматривая все, что нарисовал художник.
Иконописец должен был заставить зрителя сосредоточиться на
собственных переживаниях и чувствах. Мир иконы плоский и должен
оставаться недоступным для человека. Поэтому и привычной перспективы на
иконах не было. Удаленные предметы не уменьшались, а изображались выше
остальных. Чем ближе был предмет к верхнему краю иконы, тем дальше от
зрителя он находился.
Величина изображения персонажа отражала его значение. Все важное
для сюжета изображалось большим, не имевшее значения – маленьким.
Например, на иконах с изображениями святых все действующие лица
располагались вокруг центрального персонажа, размеры которого
сознательно увеличивались иконописцем. Сильно вытянутая вверх фигура
святого казалась устремленной ввысь и как бы парила перед зрителем.
Место действия также не изображалось, а просто обозначалось.
Вместо пейзажа рисовали одну горку, а вместо леса - одно дерево. Если
действие происходило внутри какого-либо здания, то на иконе появлялся
его условный силуэт - палата. Само же действие изображалось перед ней, а
зритель должен был представить, что оно происходит внутри.
Предметы быта рисовали так, чтобы зритель мог увидеть самое
важное. Например, стол всегда изображали повернутым к зрителю, чтобы
показать все, что на нем лежит. Вообще казалось, что предметы с одной
иконы переходили на другую совершенно не меняясь. Подобная каноничность
изображения, свойственная не только русской, но и всем иконам в целом,
также подчеркивала границу между миром иконы и зрителем.
Огромное значение имело цветовое решение иконы. Для иконописца
каждый цвет имел четкое значение. Красный цвет символизировал кровь и
связывался с мученичеством, голубой - божественную природу, зеленый -
смирение. Очень часто, особенно на иконах, где изображали святых, фон
оставляли одноцветным, чтобы еще сильнее выделить образ персонажа.
Размер иконы зависел от ее назначения и места, где она должна
была находиться. Иконы, предназначенные для храма, обычно больше по
размеру, и изображения на них содержат меньше мелких деталей. Домашние
иконы, наоборот, мельче и написаны так, чтобы их можно было
рассматривать.
Но небольшие иконы писали и для храмов, только помещали их на
стены или столбы, чтобы к ним можно было подойти поближе. Особо
почитаемые иконы помещались в специальные шкафы со стеклянными
стенками - киоты. Существовали и самые маленькие - личные иконы. Их
брали с собой в дорогу, чтобы они охраняли путешественника во время
пути.