Мощами принято называть останки святого, с которыми связаны легенды о чудесах. Начало почитания мощей уходит корнями в глубокую древность и обусловлено культом предков. В первые века христианства, когда приверженцев этой религии преследовали, умершие за веру объявлялись мучениками, а их тела и места погребения делались объектами поклонения.
В одном из древнейших житий «Мученичество Поликарпа Смирнского», написанном в середине II века нашей эры, говорится, что «кости и то, что осталось после сожжения, представляют сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота».
Сохранение мощей и могил святых было воспринято христианством и связалось с представлением об обязательном будущем воскресении всех, кто некогда пострадал за веру.
Слишком явственные следы языческого культа предков вызвали необходимость специального богословского обоснования необходимости поклонения мощам. Вот почему уже в середине пятого века нашей эры входит в обычай переносить мощи святых в храмы.
Более того, седьмой вселенский собор постановил, что храмы можно строить только на мощах соответствующего святого. Понятно, что по чисто практическим соображениям это постановление не всегда можно было неукоснительно выполнять.
Обычай поклонения мощам распространяется и на Руси. Первыми в истории русской церкви стали мощи княгини Ольги, перенесенные в Десятинную церковь в Киеве князем Владимиром. За ними в 1026 г. были перенесены в церковь тела Бориса и Глеба. Храмы и монастыри, в которых имеются мощи святых, обычно становятся местами массового паломничества верующих, и с ними связываются предания и легенды о различных чудесах.
|