С первых же веков после появления христианства на разных языках (греческом, сирийском, латинском) появились книги, рассказывающие о новой религии. Нередко в них включались распространенные в различных странах сказки и легенды, которые связывались с именами христианских святых.
Когда было установлено, что основными книгами христианства являются только Библия и сочинения апостолов, все остальные книги и литературные произведения оказались под запретом. Отсюда и возникло их название — апокрифические, то есть тайные, запрещенные.
С принятием христианства на Руси апокрифические сказания появились и там. Их назвали отреченными, то есть неразрешенными книгами. Несмотря на то, что официальная церковь никогда не признавала такие книги, апокрифы продолжали читаться и переписываться как книжниками, так и грамотными людьми.
Центральное место среди них занимают апокрифические евангелия. В них содержится более подробный рассказ о жизни и деяниях Иисуса Христа. Так, например, в евангелии от Фомы рассказывается, что Иисус Христос в детстве был очень бойким мальчиком, который, подобно другим детям, ловил птиц, любил купаться и отличался озорными проделками.
Апокрифические сочинения интересны тем, что содержат много сведений о повседневной жизни простых людей. Кроме этого, в них сохранены и сказочные сюжеты, не дошедшие до нас в других источниках.
Благодаря апокрифам мы можем также проследить, как постепенно христианство становилось одной из основных мировых религий.
|