Согласитесь, представить, что когда-то не было современных
высокоскоростных локомотивов, да что там локомотивов — паровозов и
самих железных дорог, просто невозможно! Ведь Россия так велика и ее
предприятия требуют стольких грузов! Между тем железнодорожный транспорт
появился у нас только в XIX веке. Для прокладки первой русской
железной дороги,или, как тогда говорили, «железки», было создано
акционерное общество, которое называлось «Общество
Московско-Ярославской железной дороги».
По законам того времени любая подобная компания не может
существовать без учредителей — дворян. Они были, но, как считают,
выполняли роль свадебных генералов. Действительными же организаторами
строительствастали другие люди. Самый известный из них — Федор Чижов,
профессор математического факультета Московского университета,
увлекающийся проблемами железнодорожного транспорта. Именно ему
принадлежала идея прокладки первой русской«железки» — колеи в сторону
Ярославля.
Ну, а самым активным помощником Чижова стал известный купец
Иван Мамонтов. Для того, чтобы только обосновать целесообразность
железной дороги, в течение месяца дежурили специальные учетчики,
проводившие подсчет проезжающих в направлении Сергиева Посада грузов.
Да, в первую очередь решили пустить поезда от Москвы до Сергиева Посада.
Эту дорогу назвали Троице-Сергиевской. Она-то и стала первой в
буквальном смысле «русской» железной дорогой, так как сооружалась без
участия иностранного капитала.
Движение было открыто в 1862 году. На трассе в 67 с половиной
верст были всего четыре промежуточных станции. Пассажирские поезда
отправлялись с каждого из конечных пунктов два раза в день. На весь путь
они тратили около двух часов (по тем временам фантастическое время), но
цена билетов была очень высокой: билет первого класса стоил 2 рубля
серебром, а третьего — 80 копеек. Каждый человек имел право бесплатного
провоза пуда (16 кг) багажа. Но даже такая дороговизна не повлияла на
поток пассажиров. Он был колоссальным. Уже в 1863 году было перевезено
более 400 тысяч человек.
Осуществляя проект профессора Чижова, в 1868 году начали
прокладку второй очереди пути — от Сергиева Посада до Ярославля.
Наконец, спустя всего два года дорога была построена.