К концу XV века на всех европейских морях преобладали трехмачтовые
парусные суда. Наиболее удобны были глубокие и широкие в днище караки.
На них осуществлялись основные грузовые перевозки между европейскими
портами.
Одновременно с ними появились каравеллы. Их начали строить
португальцы. Эти простые в управлении и легкие суда несли в основном
косые паруса и обладали удивительной остойчивостью даже при сильном
волнении. Вот почему именно на них совершались все далекие экспедиции.
В середине XVI века появляются более крупные суда — галеоны. Они
как бы объединяли черты тяжелой караки и стройной венецианской галеры.
Их корпус отличался изящными обтекаемыми линиями, а на носу и корме
возвышались многоэтажные надстройки с удобными каютами. Увеличилось и
количество парусов, благодаря чему галеон имел достаточно высокую
скорость и хорошую маневренность.
Вооружение галеона состояло из множества пушек, количество
которых доходило до нескольких десятков. Они стояли на специальных
батарейных палубах и площадках на носу и корме. Галеон оставался
основным типом парусного судна на протяжении более чем двухсот лет — до
конца XVIII века.
Самым быстроходным и красивым среди всех парусных судов был
клипер. Но это судно прожило короткую жизнь — с 20-х годов до конца XIX
века. Клипер был создан для достижения высокой скорости перевозки
грузов. Поэтому он имел сравнительно небольшие трюмы и нес огромные
паруса.
Судовые компании состязались друг с другом в скорости своих
кораблей и потому в команды клиперов набирали самых опытных моряков.
Но, конечно, клипера не могли выдержать конкуренции с пароходами и
поэтому очень быстро вышли из употребления.