Само название (греч. trieres, лат. triremis) отражает основную
особенность этого судна — использование трех рядов весел, расположенных
друг над другом.
Длина триеры была 40-50 метров, ширина— пять метров. Команда
состояла из 200 человек, среди них — 170 гребцов, около 20 матросов и
10-12 воинов.
До сих пор неясно, были ли одновременно задействованы все три
ряда весел и сколько гребцов приводило в движение каждое весло.
По-видимому, все зависело от размеров судна.
На небольших триерах на каждого гребца приходилось по одному
веслу, а на судах большего размера одним веслом работало несколько
гребцов. Но на веслах триера передвигалась только в бою, а в обычном
плавании она ходила под парусом, крепившимся на откидной мачте.
Подвижная и быстрая триера легко настигала судно противника и
атаковала его мощным тараном и ударами камней и огня из катапульт.
Завершали разгром противника воины, вступавшие в рукопашный бой.
Первые триеры появились в VI веке до н.э. на Эгейском море. Во
время греко-персидских войн афинский флот состоял преимущественно из
этих судов, так же, как и военный флот диадохов.
Флот карфагенян тоже частично состоял из триер, а римляне держали
на вооружении этот тип боевых судов наряду с тяжелыми боевыми кораблями
вплоть до позднего периода Римской империи.
Расходы на строительство, как и расходы на содержание одной
триеры, составляли один талант в год и оплачивались богатыми гражданами в
форме литургии (особого налога).